- Лесь, одна из ваших картин находится в коллекции режиссера Вуди Аллена. Вы с ним лично знакомы?
- Нет, никогда его не видел. Эта работа называется "Воин, смерть и дьявол", она была выставлена в 2000 году на международной выставке "Art Expo-2000" в Нью-Йорке. Туда забрели два нью-йоркских пижона – один арт-дилер, другой дизайнер, который как раз делал квартиру Вуди Аллену. Они клюнули на эту работу.
- А сейчас у вас есть время писать картины?
- Ну, а чем я занимаюсь? Это моя работа.
- Почему же тогда выставки организовываете так редко?
- Почему редко, вовсе не редко: раз в два года. В 2011 – была, дальше в 2013-м.
- На дворе заканчивается 2015-й. Где же очередная выставка?
- Пишу.
- И что вас вдохновляет?
- Нет. Вдохновение - для дилетантов. Ты приходишь, берешь краски и вперед. Аппетит приходит во время еды. Для меня всегда была проблема говорить о живописи. Потому что я считаю, что живопись, это та вещь, на которую нужно смотреть, а не говорить о ней. Это то же самое, что говорить о пище. Ее нужно есть, а говорить о ней глупо. Вот, например, если вы никогда не ели устриц, а я буду вам о них рассказывать, то вы пошлете меня подальше. Живопись на самом деле, это та же самая пища, которую мы едим глазами. Она не в каких комментариях не нуждается. Даже более того, если ты что-то можешь говорить о живописи, то скорее всего она плохая. О хорошей живописи говорить не нужно.
|
- Вы однажды говорили, что 90% людей мыслит вербально и только 10 – образами. Выходит, что вы пишете свои картины для очень узкого круга.
- Я даже построил одну выставку на этом. Есть один вопрос, который раздражает всех художников: "Что вы хотели сказать этой работой?". В этот момент у художника шерсть на спине становится дыбом. Более глупый вопрос трудно представить. Ведь художник уже все сказал, только не словами. А красками, кистью… Живопись на слова не переводится. Так вот, на той на выставке я к каждой работе приложил большой текст-аннотацию, чем удовлетворил обывателя, который хочется, чтобы ему объясняли, что на картине нарисовано. Он теряется, когда на картине изображено что-то непонятное. Допустим, он подходит к Поллоку или Малевичу и не понимает, чувствует, что его обманывают. Хотя и к Поллоку, и к Малевичу можно написать текст. Но дело в том, что текст всегда вторичен, тестов может быть много разных, а работа всегда одна. На самом деле, это игра такая, искусствоведы это знают и всегда объясняют, что нарисовано. 90% людей ничего в изобразительном искусстве не понимают, никакого кайфа не получают, а просто повышают свой культурный уровень.
|
- Это тоже неплохо. От оперы к опере, от картины к картине человек становится немного другими и, несомненно, лучше.
- После посещения Лувра человек выходит таким, словно он сдал ведро крови. Должна быть тактика хождения по музеям. Туда нужно ходить точечно, посещать один-два зала и уходить. Это выматывает. Живопись – очень энергетическая вещь.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Лесь Подеревянский: "На слово "хохол" я бы не обижался"
Знаменитый украинский художник, писатель, драматург, известный своими гротескными пьесами, полными неполиткорректностей и ненормативной лексики, побывал на онлайн-конференции в редакции "КП" в Украине" и рассказал читателям о своем новом проекте, строгой бабушке и отношении к украинским политикам.