28501
0
18 апреля
Загрузить еще

"Иронию судьбы..." Рязанов снимал про себя

Фото: Рязанов хотел снимать в «Иронии судьбы...» именно Барбару Брыльскую - она казалась ему идеалом настоящей женщины. Фото: Кадр из фильма

Сам себя он назвал Андерсеном от кино. Он ведь тоже многие годы создавал сказки - добрые и грустные. Культовой картиной Рязанова стал фильм "Ирония судьбы, или С легким паром". Но и у самого режиссера было много "ироний судьбы" - моментов, которые круто меняли его жизнь. Вспомним некоторые из них.

Хотел стать моряком в Одессе

С детства будущий корифей кинематографа бредил морем. Экстерном сдал выпускные экзамены и отправил документы в Одесское мореходное училище. Но ответа все не было. По иронии судьбы, его приятель собирался в Москву поступать во ВГИК и позвал с собой за компанию. На экзаменах Рязанова приняли, а приятеля - нет. "Проучусь полгода пока тут, а как придет ответ из мореходки - сразу же туда", - пообещал себе студент. Но кино перетянуло. 

Роман с Гурченко

В 1955 году Рязанова приняли в штат "Мосфильма", и руководитель киностудии Иван Пырьев нагрузил его новой работой - предстояло снять музыкальную комедию "Карнавальная ночь". Рязанов категорически возражал против кандидатуры Людмилы Гурченко на главную роль. Тогда молодая актриса показалась ему чересчур жеманной и манерной. Но Пырьев настоял. Впрочем, в процессе работы режиссер и актриса подружились. И фильм удался.

- После съемок у них случился роман, о чем мне по секрету рассказывала сама Люся, - вспоминала ветеран телевидения Светлана Анапольская. - Они сохранили дружбу до последних дней Гурченко. Помню, записывали программу на телевидении. Снимал Рязанов. Гурченко была у него гостьей. И вдруг Люся ему кричит: "Элик, ну что ты так крупным планам взял мою ж…! Давай переснимем". Эльдар все прощал Люсе, которую называл величайшей актрисой.

"Случайная" удача

В 1961 году Рязанов оказался в опале: его фильм "Человек ниоткуда" положили на полку на 27 лет. Он мог бы и вовсе лишиться работы, однако его отстоял Пырьев. Молодого режиссера не только оставили на "Мосфильме", но и поручили заняться комедией Александра Гладкова "Давным-давно", которая с успехом шла в десятке советских театров. На этот фильм Рязанова никто не делал ставку, но именно лента "Гусарская баллада" собрала в прокате 48 миллионов зрителей!

- Эльдар Александрович - человек, который умел открывать звезды, - говорит актриса Лариса Голубкина. - После "Гусарской баллады" я проснулась, как говорят, знаменитой. Рязанов рассказывал, что искал на роль девушку-пацанку, перепробовал множество претенденток. Про меня он говорил, мол, мне понравилось, что у нее была такая мальчиковая фигурка. 

Сюжет подсказал Никулин

После "Гусарской баллады" последовала еще одна звездная работа.

- В 1963 году Юрий Никулин предложил Рязанову сюжет для фильма, - вспоминает писатель Федор Раззаков. - Эту реальную историю Никулину рассказали на гастролях в Куйбышеве - о том, как некий шофер с местной автобазы, желая насолить теневым воротилам, стал угонять у них автомобили, которые затем продавал, а деньги переводил в детдома. 

Сначала роль Деточкина режиссер предложил сыграть самому Никулину. Но Юрий Владимирович отказался играть: его возмутило, что сценаристы в итоге сажают Деточкина в тюрьму.

А Иннокентия Смоктуновского, сыгравшего в итоге в ленте, Рязанову пришлось выбивать чуть ли не с боем. Ведь за год до этого артист предстал в образе Ленина в фильме "На одной планете". И вдруг "Ленин" должен стать жуликом! Министр культуры СССР Екатерина Фурцева грозилась вообще закрыть фильм, если Смоктуновский будет утвержден на роль. Но Рязанов добился своего. 

На роль Сирано де Бержерака пробовались Евтушенко... Фото: Личный архив

Высоцкий в роли Сирано

В конце 60-х Рязанов взялся за фильм "Сирано де Бержерак". Казалось бы, пьеса Эдмона Ростана самая что ни на есть невинная: семнадцатый век, любовь. Но Рязанову захотелось выйти за пределы любовной интриги и наполнить постановку гражданскими идеями. Снимать в роли Сирано де Бержерака он собирался либо Высоцкого, либо Евгения Евтушенко.

- Увидев в идее политический подтекст, министр культуры подписал приказ о закрытии картины. 

... и Высоцкий. Фото: Личный архив

- Рязанов был раздавлен, - рассказывает Раззаков. - В это же время он порвал мениск. Пока он лежал в больнице, пришло сообщение о смерти его матери. Рязанов хоронил ее нa костылях. Это был один из самых страшных периодов в его жизни...

История с "Сирано" пагубно отразилась на творческой деятельности мастера. Руководство киностудии обвинило его во вредительстве: мол, выделили 200 тысяч рублей на подготовительный период, а он, истратив эти деньги, загубил дело на корню. Рязанов оказался в вакууме. Простой продолжался больше года.

Любовь всей жизни

 Первой женой Эльдара Рязанова была Зоя Фомина, однокурсница по ВГИКу. В 1950 году они сыграли свадьбу. А через год на свет появилась их дочка. Но в 70-е

годы в личной жизни мэтра случилась "ирония судьбы" - он влюбился в киноредактора "Мосфильма" Нину Скуйбину. Ради нее ушел из семьи.

Новая любовь и подтолкнула к созданию нового фильма - "Ирония судьбы, или С легким паром". Нина стала, по признанию мэтра, главной женщиной всей его жизни. А сам Рязанов многие годы поддерживал более теплые отношения со своим пасынком Николаем Скуйбиным, сыном Нины, нежели с родной дочкой. Лишь после смерти первой жены родная дочь помирилась с отцом. 

- Они с мамой очень любили друг друга, - сказал "Комсомолке" Николай Скуйбин. - Когда мама умирала, мы с ним договорились не говорить ей, что у нее рак, говорили, что это язва желудка.

Вторая жена мастера Нина Скуйбина была любовью всей его жизни. И музой, вдохновившей на съемки "Иронии судьбы...".

Нина Скуйбина умерла в 1994 году. Эльдару Александровичу на тот момент было уже 67 лет. Тогда он сказал: "Больше не женюсь". Но судьба распорядилась иначе. Через некоторое время Рязанов женился на третьей супруге - Эмме, журналистке. Эмма полностью посвятила себя уходу за великим мужем. Контролировала питание, следила, чтобы он не переутомлялся. Но старые болезни все-таки взяли свое: маэстро скончался от сердечной недостаточности. 

Третья жена Эльдара Рязанова Эмма Абайдуллина была другом и верным соратником режиссера последние двадцать лет. Фото: Anatoly Lomohov/Russian Look

ШТРИХ К БИОГРАФИИ

Отца-разведчика погубила "гражданка"

Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Самаре. Его отец был разведчиком. Незадолго до появления на свет сына его родители работали в Персии, поэтому имя решили дать восточное - Эльдар. Рязанов вспоминал о себе: "Отец воевал против Колчака. В 1922 году, когда ему было 24 года, его послали разведчиком в Китай. Мать поехала с ним. Потом, еще до моего рождения, они работали в Персии, в Тегеране. Они числились работающими в торгпредстве, но отец, видимо, засыпался как шпион, и их оттуда выслали. В Москве отца назначили начальником винного главка. И тут произошла трагедия - он начал пить. Возвращался с работы в невменяемом состоянии, бывало, в одном нижнем белье, начал поколачивать мать. И мать взяла меня, трехлетнего, в охапку и ушла жить к подруге. Отец женился второй раз, а в 38-м году его посадили. В начале 60-х он меня нашел по моим фильмам. Но близкого контакта не получилось: пришел совершенно не знакомый мне, сломанный жизнью, разбитый человек. Ну а мать вышла замуж, и меня с семилетнего возраста воспитывал отчим. Это был потрясающий человек, рядовой инженер, но с огромной внутренней интеллигентностью". 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

Барбара БРЫЛЬСКА: Эльдар решил, что я красивее Фрейндлих

- После известия о смерти Рязанова я всю ночь не спала, - призналась "КП" Барбара Брыльска. - Я ему благодарна за то, что он открыл меня, польскую актрису, для СССР. Одной из кандидатур на мою роль, знаю, была Алиса Фрейндлих. У нее такой талант, что она может все. Может сыграть так, чтобы убедить зрителя в том, что она красавица. А Рязанов уперся. И пригласил меня на пробные съемки. Он считал меня красивой.

- Говорили, что Рязанов был в вас влюблен, потому и пригласил на роль?

- Он мне этого не говорил! А если это и было так, то хорошо, что не сказал. Я бы себя чувствовала неловко. 

ЧУЖОЙ КАРМАН

Киноклуб достанется наследникам

Конечно, главное наследие Рязанова духовное - его замечательные фильмы. Что же касается материальных благ, то у режиссера остались:

  • две квартиры в Большом Тишинском переулке в Москве)(площадью 38,9 кв. м и 55,8 кв. м).
  • частный дом площадью 198,4 кв. м с прилежащим к нему участком площадью 3840 кв. м в Наро-Фоминском районе Подмосковья (деревня Жуковка).
  • автомобиль Lexus 2006 года выпуска и бокс для машины.

По некоторым сведениям, режиссер оставил завещание, в котором наследниками указал жену, дочь и внука.

К слову, от показов фильмов Рязанова в кинотеатрах и по телевидению семья режиссера ничего не получала и не будет получать - потому что фильмы сняты на государственные деньги в советские годы. Но отчисления лично Рязанову шли от показов его картин в принадлежащем ему киноклубе "Эльдар".

Как выяснила "КП", помещение клуба находится в долгосрочной аренде. Так что "Эльдар" со всем его оснащением (в частности, здесь есть ресторан) достанется наследникам режиссера. 

ИРОНИЯ СУДЬБЫ

Дмитрий Трояновский не пошел по стопам деда - в кино, а выбрал телевидение. Фото: facebook.com

"Недавно дед дал мне почитать сценарий новой комедии" 

Внук режиссера Дмитрий Трояновский рассказал о планах, которые так и не осуществились.

- Мы виделись с дедом за несколько часов до его смерти, - рассказал "Комсомолке" внук Эльдара Рязанова Дмитрий Трояновский, который работает редактором на телевидении. - В четыре часа дня пришли к нему с мамой (Ольга Рязанова - дочь кинорежиссера от первого брака с режиссером-документалистом Зоей Петровной Фоминой. - Ред.). Он был без сознания, подключен к аппаратам, но мне, кажется, он слышал, как мы разговариваем с ним.

Дед в последние годы часто попадал в клиники, но все обходилось. В этот раз врачи не делали прогнозов. Но когда я узнал, что его больше нет, а в это время я еще был на работе, у меня был шок. Смерть близкого всегда неожиданна.

Я помню, что еще недавно мы разговаривали с ним. Он держался мужественно, интересовался моими делами. Мне давал прочесть сценарий новой лирической комедии, чем-то похожей на его "Приключения итальянцев в России". Только действие перенесено в Германию во времена, когда была разрушена Берлинская стена. Но потом понял, что снять новый фильм ему будет тяжело. И тогда он захотел поставить в театре пьесу Григория Горина "Забыть Герострата!". Это был бы его театральный дебют. Жаль, что он так и не состоялся.

ДОСЛОВНО

Кинорежиссер Эльдар Рязанов в самолете Boeing авиакомпании "КД авиа", названном в его честь Eldar Ryazanov. Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

"Пришло время закругляться"

Свою автобиографическую книгу "Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги" режиссер писал полжизни. 

И это не преувеличение - первая часть воспоминаний была издана еще в 1977 году, а потом все время дополнялась. Поклонники Эльдара Александровича ждали ее новых глав, но, увы, режиссер не успел отправить их в печать. В последнее время у мастера комедии настроение было совсем невеселым - болезни следовали одна за другой. Он сражался, но проиграл. "КП" публикует отрывки из книги. Грустные, как и настроение всех, кто узнал о том, что Эльдара Рязанова больше нет.

"...Это только в песнях поют: "Еще не вечер!" Уверяю вас, вечер, и довольно поздний. Пришло время закругляться, пора прекратить свою активную деятельность в кино... Я пока еще редко чувствую себя стариком. Но все-таки хватит хорохориться, пора и честь знать. Однако я с ужасом думаю о блаженном пенсионном безделье. Слишком много примеров перед глазами, когда активная личность, резко переходя к ничегонеделанию, очень стремительно идет к смертельному финишу...

Последние годы стали годами потерь и для меня лично. Первой ушла моя жена Нина Скуйбина - у нас была трудная и счастливая любовь. А далее в течение короткого периода один за другим оставляли меня на этой земле дорогие соратники, прекрасные единомышленники, верные друзья. Михаил Матусовский, Евгений Евстигнеев, Микаэл Таривердиев, Раиса Лукина, Зиновий Гердт, Юрий Никулин, Булат Окуджава, Эмиль Брагинский, Марк Галлай, Василий Катанян, Григорий Горин, Андрей Петров... Кажется, двадцатый век, уходя, мстительно забрал с собой лучших, не оставляя их для жизни в грядущем столетии. Несколько лет назад умерла и моя первая жена Зоя Фомина, с которой до конца мы поддерживали хорошие отношения.

Если бы не Эмма (Абайдуллина, вдова режиссера. - Ред.), то, может, и не стоило бы жить. Она говорит мне часто:

- Ты за меня держись...

Говорит как бы в шутку, а на самом деле очень серьезно. А я отвечаю, тоже вроде с юмором, а на самом деле всерьез:

- А я только за тебя и держусь...

Мы с ней, как лошади, которые вместе кладут головы одна на холку другой. И оттого, что мы вдвоем, мы еще живы. Я помаленьку глохну, все больше и больше. Скоро стану совсем глухарем. А Эмма говорит:

- Ничего, прорвемся!

И я отвечаю:

- У нас нет другого выхода..."

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Перед смертью Эльдар Рязанов пересмотрел все свои фильмы

На 89-м году ушел из жизни самый народный режиссер - Эльдар Рязанов.

Эльдар Рязанов умер в госпитале имени Бурденко (Москва) от сердечной недостаточности. Хотя этот медицинский диагноз звучит нелепо по отношению к человеку невероятной сердечности и огромной души.

Новости по теме: Эльдар Рязанов Утраты