Загрузить еще

Перед смертью Эльдар Рязанов пересмотрел все свои фильмы

Перед смертью Эльдар Рязанов пересмотрел все свои фильмы
Фото: Фото: facebook.com

Эльдар Рязанов умер в госпитале имени Бурденко (Москва) от сердечной недостаточности. Хотя этот медицинский диагноз звучит нелепо по отношению к человеку невероятной сердечности и огромной души.

Когда для серии "Великие советские фильмы" штаб "КП" собирал топ-100 главных картин кинопроката, самым народным автором внезапно оказался не Гайдай (как по умолчанию предполагалось), а Рязанов. В первую сотню стопроцентной советской киноклассики без колебаний и разногласий попали сразу шесть его картин:

  • "Служебный роман".
  • "Берегись автомобиля".
  • Жестокий романс".
  • "Гусарская баллада".
  • "Ирония судьбы" (о которой сам Рязанов сказал: "За эту новогоднюю ночь мы прожили всю жизнь...").
  • "Карнавальная ночь", куда без нее.

А ведь были еще "Гараж", "Вокзал для двоих", "О бедном гусаре...", "Зигзаг удачи", "Старики-разбойники", "Забытая мелодия для флейты", "Дорогая Елена Сергеевна"... 

"Счастливый вы наш", - сказал ему Гафт в финале "Гаража", протягивая шапку с черной меткой. В словах было много яда, но заспанный Рязанов его не заметил - и правильно.

Война закончилась через полгода после достижения им призывного возраста, брать не стали. Во ВГИК на режиссуру приняли из школы, чего не практиковали ни до, ни после. Многократно хотели выгнать, но так и не выгнали. В профессию определил небожитель Пырьев, которого нахлобучили в ЦК за нехватку комедий, а под руку попался молодой выпускник-документалист - и еще упирался, но был обложен всякими словами и отправлен снимать "Карнавальную ночь".

"Гусарскую балладу" министерша культуры Фурцева закрывала за оболванивание образа Кутузова, но фильм вышел к 150-летию войны c Наполеоном - и обогатил анекдотический жанр образом поручика Ржевского.

Выигрышной оказалась и комплекция: толстяк с рупором в шапке с помпоном был столь фотогеничен, что Рязанова полюбили интервьюировать на съемочной площадке, а после и пригласили вести "Кинопанораму". Режиссеров в СССР не принято было знать в лицо - исключение составляли снимающие артисты и ведущие "Кинопанорамы". Манеру обхватывать себя руками крест-накрест, зажав ладони под мышками, в дальнейшем много пародировали "Веселые ребята". Даже казавшийся жизненным крахом сусловский запрет на "Человека ниоткуда" (название на афише не понравилось) обернулся плюсом: фильм прибытка не обещал, а слава гонимого автора внутри цеха дорогого стоила.

Рязанов прогремел в 1957-м "Карнавальной ночью" и последний шумный успех снискал в 1987-м "Забытой мелодией для флейты". Тридцать лет стабильного пребывания в топе в советском кино не вытянул никто. Именно Рязановский фильм стал титульным новогодним хитом и пребывает в этом качестве вот уже 40 лет. Именно Рязанов удостоился двух прижизненных памятников в виде именных кинотеатров: "Эльдар" в Москве и "Деточкин" в Донецке. Без него не было бы народной славы Мягкова, Ахеджаковой, гастрольного успеха пани Брыльской и песни "Мохнатый шмель".

Дмитрий Быков как-то писал, что толстые люди продуктивней худых за счет концентрации массы и энергии, а после неудач легче восстанавливают форму. Многим режиссерам удавалось вернуться в высшую лигу, но неоднократно такое получалось только у двух толстяков - Рязанова и Феллини. "Сравнил", - возмутятся. Отчего же. Феллини с ироническим восторгом живописал устои итальянского мира: католицизм, цирк, античность, слабых мужчин и слоновых женщин. Рязанов наполнил особой метафизической теплотой все, что в ХХ веке заставляло трепетать сердце: автомобиль, Новый год, поручика Ржевского и баб возраста "ягодка опять". 

Фото
Фото
30 Ноября 201517:28

СЛОВО ДРУГУ

Олег Басилашвили: "Он выглядел больным и усталым…" 

Мы дозвонились актеру, которого особенно любил и ценил режиссер.

- Да, я уже знаю, - печально откликнулся по телефону Олег Басилашвили, снявшийся у Рязанова в любимых всеми "Служебном романе" и "Вокзале для двоих". Актер в эти дни на гастролях в Прибалтике, там его и застало известие о смерти режиссера. - Я часто к нему приезжал. В последний раз был у него в гостях этой осенью, они с женой Эммочкой жили за городом. Эльдар Александрович выглядел больным и усталым человеком…

Я потерял близкого человека, которому обязан очень многим в моей жизни. Царство ему небесное. Думаю, к моим словам присоединятся очень многие, даже те, кто лично не знал Эльдара Александровича.

Ушел из жизни замечательный режиссер, который составил целую эпоху советского кинематографа. Его фильмы наполнены юмором, добром, любовью к человеку. Я думаю, они будут идти еще долго-долго. Его фильмы навсегда останутся в сердцах зрителей, для которых он и работал...

Басилашвили во вторник вернется с гастролей. И обязательно поедет на похороны, проститься с другом и великим Мастером кинематографа. 

1975 год - идут съемки "Иронии судьбы...", которую вот уже сорок лет по традиции 31 декабря смотрит вся страна. Эльдар Рязанов дает режиссерские указания актерам Барбаре Брыльской и Андрею Мягкову. Фото: В. АЛИСОВ/РИА Новости

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

Создатель советского европейского человека 70-х 

Дмитрий ОЛЬШАНСКИЙ

Не он один, конечно. Этого человека создавал Сталин на своей кровавой фабрике, его создавала война, его создал гуманистический переворот конца пятидесятых и шестидесятых, когда в однообразных рядах марширующих трудящихся вдруг появились отдельные лица, заговорила индивидуальная культура.

Но когда этот советский европейский человек появился, - Рязанов сделал его лучший комический портрет (для драматического понадобился Трифонов).

Этот человек, сын или внук крестьян, был уже почти французом, почти итальянцем. Он окружил себя уютным миром отдельных квартир - гарнитуров-очередей на "Жигули" - меховых шапок - бесконечных НИИ - милых мелких скандалов - романтических историй с поездами дальнего следования - новогодним салатом и цветным телевизором, - и казалось, что та немного пошловатая, но все-таки обаятельная цивилизация, которую он, советский европейский человек, с собой нес, была вечной и будет вечной, как Брежнев и Ко на заседаниях и парадах.

На самом деле эта цивилизация держалась на шатких опорах нефтяных денег и страхе новой войны. Но пока она еще жила, пока надеялась, что дальше будет только лучше, только уютнее и сытнее, пока еще были молоды и смешны все эти младшие научные сотрудники и кандидаты неопределенных наук, - Рязанов снимал ту жизнь лучше всех в своем жанре.

Как фотограф, который сумел поймать именно тот кадр, где все вроде бы выглядят нелепо, но - такие красивые, такие родные, как выяснилось спустя энное время.

Вечная память. 

2007 год - кинорежиссер Эльдар Рязанов в Санкт-Петербурге на церемонии открытия своего бронзового бюста на аллее Гуманитарного университета профсоюзов. Фото: ТАСС/Интерпресс/фото из архива

ПЕРЕД УХОДОМ ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ ПЕРЕСМОТРЕЛ СВОИ ФИЛЬМЫ

Близкий друг и единомышленник замечательного режиссера тележурналист и продюсер Ирена ЛЕСНЕВСКАЯ рассказала "КП" о последних днях великого режиссера.

- Эльдар Александрович мне не просто друг. А большой, интереснейший отрезок моей жизни, почти родной человек, - говорит Ирена Стефановна. - Как и его жена Эмма, которая взяла на себя все заботы о нем. То, что он так долго прожил, - целиком ее заслуга.

Мы постоянно созванивались. Две недели назад встречались у него на даче. Ему было уже тяжело подолгу сидеть за столом. Но он не унывал. Мы сфотографировались на память, и вдруг он сказал: "Моя последняя фотография..." На что я возразила: "Вы должны бороться, радоваться каждому дню". А он как бы в шутку ответил: "Ты что! Полуслепой, полуглухой, почти не хожу, чему же тут радоваться". Это состояние ему было в тягость. Он легкий на шутку и философски относился ко всему, в том числе к своему уходу. По характеру он был трудоголик, в работе он себя не щадил. Болезни наступали только в перерывах между съемками фильмов.

- В последний год Эльдар Александрович постоянно попадал в больницы...

- То инфаркт, то инсульт, операции на ногах, на глазах. Он ездил лечиться в Германию, в Израиль. В этом году не отмечали его 88-й день рождения. 18 ноября он принимал поздравления по телефону. Ему было трудно дышать, говорить. Через два дня после дня рождения его положили в больницу... Врачи сказали, что Эльдар Александрович умер в результате сердечной и легочной недостаточности, произошел отек легкого. Конечно, он мужественно сопротивлялся своим болячкам. Но его организм просто устал.

Я вспоминаю его на съемках картин, когда, с одной стороны, он был очень требовательным к актерам, с другой - нежным и отзывчивым. Личность удивительной светлости, доброты, ума и таланта. Единственное, где ему не хватало философского, легкого отношения, это когда говорили о политике. Многое он не принимал.

Последний, 88-й день рождения режиссера: Эльдар Александрович и его жена Эмма Валериановна отметили праздник на даче - в подмосковном поселке Ватутинки. Гостей не звали, но семейным кругом за столом посидели. Фото: facebook.com

- Он следил за тем, что происходит в мире?

- Следил и принимал все близко к сердцу. Поэтому его близкие, жена Эмма ограничивали его во всем, что касалось телевидения и новостей. При нем мы старались не говорить о политике.

Последние полгода Эмма ставила ему кассеты с записями его старых передач. Мы сделали 292 телепрограммы, среди которых были циклы "Разговоров на свежем воздухе" с писателями, актерами, интересными людьми. Когда-то он не любил смотреть собственные передачи, мол, выполнил работу, перевернул страницу и пошел дальше. А сейчас, наоборот, ему захотелось многое пересмотреть, тем более среди героев были люди, которые ушли: Григорий Горин, Юрий Никулин, Булат Окуджава, писатель Борис Васильев, Людмила Гурченко... Он пересматривал и свои фильмы, к которым относился как к детям.

- Где пройдет прощание с режиссером?

- Сейчас решается. Скорее всего, прощание состоится 3 декабря, и не в клубе "Эльдар", как уже написали в интернете. Этот клуб должен запомнить своего основателя живым. Мне кажется, было бы правильно­ провести прощание в Колонном зале Дома союзов,­ о чем все хлопочут.

Новости по теме: Эльдар Рязанов Утраты