1 июня
Загрузить еще

"Квартет И": А на самом деле нас - пятеро!

Фото: Камилю Ларину, Саше Демидову, Леше Барацу и Славе Хаиту еще есть о чем поговорить с вами. Фото: архив «Квартета И».
Редакционная стенографистка Наташа, расшифровывая это интервью, два раза падала в обморок. Еще никогда никто над ней так не издевался. Мало того что герои говорят хором... Мало того что один фразу начинает, другой ее подхватывает, а заканчивает третий... Так еще ей была обещана беседа с квартетом, в разговоре участвовали трое, и при этом сами себя они называли "квинтет"...
 
В конце концов Наташа вздохнула: 
 
- Значит так, я расшифровываю только твои вопросы. С ответами ты уж как-то сам...
Да я и сам хотел разгадать тайну "Квартета И", который, как оказалось, состоит из пяти человек. Поэтому и беседовали мы не только со штатными "спикерами" - актерами и сценаристами Леонидом (друзья называют его Лешей) Барацем и Ростиславом Хаитом, но и с их Карабасом-Барабасом, которого они для приличия именуют художественным руководителем, - Сергеем Петрейковым. 
 
Про Карабаса-Барабаса
 
-  Ребята, раз отправная точка нашей беседы  - 20-летие "Квартета И", скажите, как получилось, что за столько лет вы не перессорились?
 
Хаит: - Как это не перессорились? Еще как пере… 
 
Барац (перебивает): - Не перессорились! Дело в том, что первые 10 лет мы Сережу в лицо не видели. Он управлял нами из специальной будки… 
 
Петрейков (убедительно): - Сверху дергал за нитки!
 
Хаит: - А последние десять лет мы видим только его живот...
 
Петрейков: - Это у меня самая значительная часть тела!
 
 - То есть в "Квартете И" буква "И" - это вы?
 
Петрейков: - Нет, "И" - это вообще все, кто не квартет. У нас этих "И" человек пятьдесят или сто - от артистов до администраторов и водителя. 
 
Барац (почти виновато): - Зато в нашем случае "квартет" - это пять человек, хотя обычно пять - это "квинтет". Но у нас как-то так сложилось…
 
- Сергей, вы вместе Камилем Лариным, Сашей Демидовым, Славой Хаитом и Лешей Барацем оканчивали курс в ГИТИСе. Почему вы отказались от сценической карьеры?
 
Петрейков: - Курс у нас был актерско-режиссерский. И я как начинал, так и оканчивал его в качестве режиссера. Вот Леша начинал как актер, а получил в итоге режиссерский диплом. Но ни разу им так и не воспользовался.
 
- Так вы его просто задавили!
 
Петрейков: - Видимо, да. Взглянув на нас двоих, вы поймете, что сделать это было несложно. Так что я режиссер, поэтому на сцене мне появляться совершенно незачем...
 
- Сергей, вы не лукавите? После фильмов "День выборов" и "День радио" ребята стали знамениты. Они, наверное, и по Тверской сейчас пройти не могут из-за поклонниц. А вас никто не знает...
 
Петрейков: - То, что мне никто не мешает ходить там, где я хочу, меня только радует.
 
Хаит (с обидой): - Мы, кстати, регулярно проходимся по Тверской! Я вообще почти каждый день ее пересекаю -  живу рядом. И никаких особенных поклонниц! Так что слава - это ерунда. А вот денег он получает ровно столько же, сколько и остальные!
 
Про мужчин среднего возраста
 
- Когда лет семь назад появились "Разговоры мужчин среднего возраста..." сначала в виде спектакля, потом как фильмы, у меня было ощущение, что ваши герои - это и есть вы сами. Мужчины, дожившие до 40 лет и озаботившиеся вопросами бытия. Но кризис среднего возраста прошел. Сейчас не хочется переделать реплики?
 
Хаит: - Нет! Наши тогдашние мысли не входят в диссонанс с тем, что мы сейчас о жизни думаем. Ну разве что процентов на пять. В основном все - как мы тогда написали, так оно до сих пор и есть. 
 
Барац: - Другой вопрос, что, когда я что-то произношу со сцены, это не обязательно значит, что это именно моя точка зрения. Мы специально перемешивали факты из наших биогра фий и оценки нами этих фактов, чтобы не было полной аналогии с нами в жизни. Ну хотя бы чтобы жены, посмотрев спектакль, не сразу начали задавать вопросы...
 
- А на какие фильмы вы бы не привели своих детей? Я не про возраст, а про откровения пап, которые детям слушать, наверное, не стоит…
 
Барац: - Ни на один не стыдно привести! Другое дело, что кто-то может чего-то не понять - ну, например, в силу возраста. Но скрывать ничего не хочется ни от своего ребенка, ни от своей женщины, ни от своих родителей…
 
Хаит (с нарочитым пафосом): - Правдой обидеть нельзя!
 
Барац (спокойно): - А мне кажется, правдой можно обидеть. Честным разговором - нельзя.
 
Про новый этап
 
- Кстати, Сергей, вы ведь не только режиссер, но и соавтор пьес. Откуда литературный талант? 
 
Петрейков (вздыхает): - От безвыходности... Ни у кого больше не получается написать так, чтобы нам было интересно это сыграть. Поэтому пришлось писать себе самим.
 
 - Личная жизнь у некоторых из вас сильно изменилась. Вон Камиль развелся... Есть все-таки ощущение, что вы повзрослели, заматерели?
 
Хаит: - Точно - не помолодели. Но ощущение жизни осталось прежним независимо от того, поменялась ли судьба... 
 
- Слава, пять лет назад мы беседовали по поводу выхода фильма "День радио". Ты говорил о том, что не умеешь водить машину, не общаешься с компьютером. Хоть тут-то произошли изменения?
 
Хаит: - Все по-прежнему. Я очень стоек в своих удовольствиях.
 
- И до сих пор не женился? 
 
- Я не женат, но у меня есть девушка. И есть Лешины дети. Мне хватает. 
 
Барац: - Первый студенческий этап у нас закончился с появлением "Дня радио". Ни один спектакль, который мы играли до того, уже не идет. Сейчас заканчивается второй этап - уже спектакли "День радио" и "День выборов" переходят в категорию "ранних и незрелых", мы играем их сравнительно редко - примерно раз в месяц. И, кажется, мы из них скоро окончательно вырастем… 
 
Петрейков: - Нам сейчас интересен наш последний на сегодня этап, начавшийся спектаклем "Быстрее, чем кролики". 
 
Хаит: - В "Днях…" действовали какой-то придуманный Леша, слегка придуманный Слава, совсем-совсем придуманный Камиль. А последние спектакли - это уже почти про себя, от себя.
 
- Вы знаете, куда дальше двигаться? 
 
Барац: - Да. Мы сейчас пишем пьесу - не некий набор прозаических текстов в форме монологов или "как бы диалогов" -    а именно драматургическое произведение с завязкой, кульминацией и развязкой… 
 
- Вам не мешает, что по вашим спектаклям есть фильмы? Публика, приходя в театр, знает и сюжет, и реплики?
 
Барац: - Иногда Слава грешит. Он понимает, что есть места, которые давно ушли в народ, и побыстрее пытается произнести финальную фразу, чтобы ее в зале шепотом не проговорили раньше него. И это немножечко смазывает эффект. А мне кажется, ничего страшного - знают и знают. Пусть чуть-чуть в другой форме это посмотрят.
 
- В спектакле "Разговор мужчин…" был кусок, где вы с подростковой обидой рассказывали, почему никогда не получите театральную премию...  
 
Барац: - Единственный человек, которого это сильно волновало, был Сережа, по чьему настоянию мы внесли ее в спектакль.
Петрейков: - Скорее искренне удивляло. Ну как объяснить зрителю, почему известным артистам, собирающим полные залы, несмотря на немыслимые цены на билеты,  не дают какую-то дурацкую театральную премию?  
 
 
- Сейчас-то вы поняли, что ни театральной, ни киношной премии у вас не будет никогда? 
 
Петрейков (преувеличенно гордо): - Теперь нам это уже совершенно не важно.
 
Барац: - Нам стало понятно, что и в кино, и в театре мы - другие. И, как "другим", нам не за что давать премию. Ну не театр мы в понимании театральной общественности… Бывают театры, там все как положено - гардероб, фойе, сцена, артисты в костюмах, в гриме. Ты приходишь на спектакль и мучаешься, потому что это скучно и плохо. Зато это ТЕАТР! Так вот, нам кажется, в таком случае лучше быть не театром, а чем-нибудь "другим", но чтобы зрителю было интересно и весело.  
 
Про тех, кто "дает звезду"
 
- В спектаклях и фильмах "Квартета И" играли люди, которые стали теперь знаменитостями, - Эдуард Радзюкевич, Нонна Гришаева, Максим Виторган, Михаил Полицеймако. Теперь вам сложнее приглашать их на работу?
 
Хаит: - Ничуть не сложнее. Я слышал, что люди, работающие у нас, в других коллективах иногда "дают звезду". Иногда это и вправду нужно делать, чтоб о тебя ноги не вытирали. Но здесь им это совершенно незачем. Они приходят сюда получить еще и удовольствие от общения. 
 
Барац: - Было бы сложно, если бы у нас вместе с ними не вырос статус. А поскольку все параллельно всходило…
 
- В последнее время и Саша Демидов, и Камиль Ларин занимаются своими проектами. Камиль снимается в кино, участвует в телепередачах, Саша поет, у него  своя группа… Это как-то влияет на взаимоотношения внутри "Квартета"?
 
Хаит: - Тьфу-тьфу, нет! (Сплевывает через левое плечо - как раз в сторону Петрейкова, Петрейков тут же подхватывает и тоже сплевывает налево - туда, где сидит Барац. Барац доигрывает импровизацию - вытирает правую щеку и обиженно разворачивается к друзьям.) Кроме того что мы играем спектакли, мы втроем еще пишем пьесы и сценарии, занимаемся корпоративами. Мы каждый день заняты. А они заполнили свободное время. Каждый из нас понимает, что главное - это то, что мы делаем здесь…
Сергей Петрейков: - Это я их дергаю за ниточки! Фото: Михаил ФРОЛОВ.
 
Про богатство
 
 - Вы теперь состоятельные люди. Зачем вам еще и корпоративы?
 
Хаит (подскакивая на месте): - А почему это мы - состоятельные люди? Почему?! Мы бы, наверное, хотели ими быть… 
 
Барац (философски): - Ну, наверное, все-таки теперь мы состоятельные. Но мы хотим, безусловно, зарабатывать больше. Мы выступаем на корпоративах, потому что за это хорошо платят. И еще мы очень надеемся, что доставляем таким образом удовольствие.  
 
Хаит: - Корпоратив - это средство заработка. Спектакли мы играем нечасто… 
 
- Почему?
 
Петрейков: - Чтобы не надоело. Нельзя играть 30 спектаклей в месяц - через три месяца возненавидишь то, чем занимаешься.
 
Барац: - Мы ведь театром не сразу стали зарабатывать. Наш первый заработок - это как раз корпоративы: выступления в ресторане или в коммерческой палатке (да, и такое было поначалу…). 
 
Петрейков: - Только через несколько лет стало ясно, что театр, оказывается, может быть не убыточным, и в него не надо все время вкладывать. Но в любом случае, когда по итогам сезона образуется какая-то прибыль, мы каждый раз собираемся и решаем, что с ней делать: можно, конечно, взять и поделить, а можно направить на следующий спектакль или фильм на это снять, чтобы не привлекать стороннего инвестора…  
 
- Мне кажется, успех "Разговоров…" в том, что люди смотрят  и думают - и у меня так же, только мне не хватило слов это  сформулировать. Не боитесь, что, став знаменитыми, состоятельными, вы оторветесь от обычных людей?
 
Хаит: - Смотря кого считать обычными людьми.  Мы говорим о том, что интересно нам, но при этом получается, что это интересно еще каким-то людям - примерно нашего возраста, а еще чуть постарше и чуть помоложе. Примерно с таким же образованием, как у нас. Чего-то такого же в жизни добившимся. Мы все в детстве читали одни книжки, смотрели одни фильмы. Это называется поколением. Надеюсь, мы из своего поколения не выпадем.
 
Про новых кроликов
 
- У вас все по два "Дня…", два "Разговора..." Теперь будет новая пар фильмов? 
 
Барац: - Нас до сих пор спрашивают: а будет ли третий  "День…"? Не будет! В принципе их можно было бы штамповать сколько угодно, просто нам это неинтересно.  
- В новом фильме "Быстрее, чем кролики" герои те же, что и в "Разговорах…" и "Днях..."?
 
Хаит: - У нас с Лешей образы отчасти пересекаются. Камиль и Саша - вообще другие. Камиль играет гаишника. А Саша - хм… - милую даму.
 
Вообще с "Кроликами" мы рискуем, потому что мы немного обманем ожидания части аудитории. А с другой стороны, этот фильм может стать самым смешным из всех, что мы сделали. Там смех не только в репризах, но и в самих ситуациях. 
 
- То есть это классическая комедия?
 
Хаит, Барац, Петрейков (хором): - Да, да, да-а-а!
 
СКАЗАНО! 
 
Фразы из фильма "О чем говорят мужчины", ушедшие в народ
 
- Раньше мне родители что-то запрещали. Сейчас жена. Когда я уже повзрослею?
✌ ✌ ✌
- Она тебя несправедливо обидела - ты справедливо обиделся и уехал. Это нормально!
✌ ✌ ✌
- Вот странно, что если мужчине нравится женщина, то он должен ее завоевать, победить. А если женщине нравится мужчина, то она, чтобы его завоевать, она же должна ему сдаться, то есть проиграть. Выигрывая проигрывает. Мы играем в шашки, они играют в поддавки.
✌ ✌ ✌
- У нее телефон не для того, чтобы с ней можно было связаться, а чтобы он лежал в сумочке, звонил, а она его не слышала.
✌ ✌ ✌
- А вот почему пили одинаково, а от одного с утра разит, а от другого слегка попахивает?
- Это называется "внутренняя интеллигентность". 
 
СПРАВКА "КП" 
 
"Квартет И" снял (пока) четыре фильма:
 
✔ "День выборов"
✔ "День радио"
✔ "О чем говорят мужчины"
✔ "О чем еще говорят мужчины"
С 1 января 2014 года в кинотеатрах появится пятый фильм - "Быстрее, чем кролики"