"Рабу любви" по праву можно назвать эстетским фильмом. Он "не для всех". Это одна из первых работ Никиты Михалкова. Со временем режиссер ударился в конъюнктуру, но ранний Михалков был другим.
- Пронзительно и тонко! - так о работе отзывались советские критики.
- Варварски и по-хамски! - так говорят одесситы, вспоминая о съемках.
Вытоптали ботсад
Снимали в ботаническом саду Одессы.
|
- Гоняли на машине по клумбам! - до сих пор с ужасом вспоминает директор ботсада Александр Слюсаренко. - Мы десять лет реанимировали то, что они затоптали.
Но искусство требует жертв. Даже от ботаников. Михалков облюбовал не столько газоны, сколько оранжерею. Уж больно походила на первый в России съемочный павильон.
- Его построили специально для легенды немого кино Веры Холодной. Она много играла и умерла в Одессе, - рассказывает директор Музея кино Одесской киностудии Вадим Костроменко. - Павильон был полностью стеклянный: потолок, стены. В XIX веке еще не изобрели осветительной аппаратуры, потому "прозрачность" играла решающую роль.
Во времена Михалкова осветительной аппаратуры было сколько угодно, но ему важно было соблюсти аутентичность - снимал о первых шагах синематографа и, конечно, о Вере Холодной. Невольно перенял и ритмы первых режиссеров. Те снимали "фильму" максимум за три недели.
- Пленка была слишком дорогой, - поясняет Вадим Костроменко. - Потому никаких изысков: все сцены снимали с первого дубля.
С первого дубля
Михалков тоже старался снять "с первой попытки" - денег в обрез. Дело в том, что он приступил к съемкам после того, как работу предыдущего режиссера Рустама Хамдамова забраковало министерство культуры, причем когда была отснята половина фильма и, как следствие, израсходована половина бюджета. Однако Михалкова это не смутило - закатал рукава и отснял за три месяца. И, надо сказать, Елене Соловей, Александру Калягину и другим было сложнее, чем актерам эпохи немого кино, которых они изображали, - те играли вслепую, без репетиций.
- Сценарии в ХІХ веке активно воровали, потому их не показывали даже артистам, - говорит Костроменко. - Информацию выдавали дозированно: мол, в этой сцене ты будешь пить чай, зайдет "она", ты вскочишь, "очень рад", и сразу на колени.
Как получилось, так и хорошо. От советских артистов ждали большего, но по-прежнему с первого дубля, потому они репетировали как оголтелые. Но не все удавалось с первой попытки.
- В одной из сцен Родион Нахапетов, который играл кинооператора, должен был изобразить пьяного, но у него никак не получалось, - вспоминает бывший директор Одесского ботанического сада Анатолий Борецкий. - В итоге Михалков закричал: да дайте же ему выпить наконец!
Нахапетов выпил не слабо и в итоге сыграл весьма натурально.
Веру Холодную отравил француз
К слову, концовка картины, где показана гибель Веры Холодной (ее сыграла Елена Соловей), весьма спорна. Да, она действительно умерла в Одессе. В день траура не работали даже карманники с Привоза. Все, включая Мишу Япончика, шли за гробом великой артистки. Но отчего она умерла? В сценарии Михалкова явный намек на травлю белых. На самом же деле историки долго спорили: то ли от пули белых, то ли от рук красных, а может, и вовсе от гриппа. Правда выяснилась недавно.
|
- Мне удалось обнаружить дневники врача, который спасал Холодную. Он пишет, что пациентка была отравлена, - говорит Вадим Костроменко.
- Но кем?
Оказалось, ее отравили французы после того, как она фактически спасла Одессу. Времена были смутные. Красные наступали, Одессу охраняли союзники - французская эскадра. Начнут палить и - город в руинах. Жителей это не устраивало. Они придумали исключительно одесский ход - дать взятку французам, чтобы те увели эскадру. Скидывался весь город. Но о деньгах речь не шла. На тот момент в Одессе сменилось уже восемь правительств, каждое печатало свои купюры. Потому несли золотишко. Кто сережку, кто колечко… В итоге собрали неплохой куш. Встал вопрос: кто вручит взятку капитану французской эскадры?
- Все знали, что он ухаживал за Холодной. Актриса и понесла золото, - продолжает директор Музея кино. - Француз его принял, корабли увел. Но напоследок отравил Холодную - единственного свидетеля сделки.
Версия романтична, но Михалков выбрал ту, что отвечала политике партии. В итоге героиня Елены Соловей уезжает на трамвае в никуда, за ней скачут мстительные казаки. К слову, те рельсы до сих пор существуют - по ним ходит трамвай №19. А вот господа в Одессе перевелись. Товарищей осталось мало, в люди выходят редко: разве что посидеть на лавке и обсудить прохожих.
Зато Михалков, похоже, вечен - снова снимает в Одессе очередной фильм - "Солнечный удар" по Бунину. Остается надеяться, что одесский воздух напомнит ему молодость и заставит снимать как прежде.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
ИЗ ФИЛЬМА СЛОВ НЕ ВЫБРОСИШЬ