Загрузить еще

На сьемках ленты "Раба любви": Нахапетов не мог сыграть пьяного, пока его не накачали водкой

На сьемках ленты

"Рабу любви" по праву можно назвать эстетским фильмом. Он "не для всех". Это одна из первых работ Никиты Михалкова. Со временем режиссер ударился в конъюнктуру, но ранний Михалков был другим.

- Пронзительно и тонко! - так о работе отзывались советские критики.

- Варварски и по-хамски! - так говорят одесситы, вспоминая о съемках. 

Вытоптали ботсад

Снимали в ботаническом саду Одессы. 

Директор Одесского ботсада Александр Слюсаренко. 

- Гоняли на машине по клумбам! - до сих пор с ужасом вспоминает директор ботсада Александр Слюсаренко. - Мы десять лет реанимировали то, что они затоптали. 

Но искусство требует жертв. Даже от ботаников. Михалков облюбовал не столько газоны, сколько оранжерею. Уж больно походила на первый в России съемочный павильон.

- Его построили специально для легенды немого кино Веры Холодной. Она много играла и умерла в Одессе, - рассказывает директор Музея кино Одесской киностудии Вадим Костроменко. - Павильон был полностью стеклянный: потолок, стены. В XIX веке еще не изобрели осветительной аппаратуры, потому "прозрачность" играла решающую роль.

Во времена Михалкова осветительной аппаратуры было сколько угодно, но ему важно было соблюсти аутентичность - снимал о первых шагах синематографа и, конечно, о Вере Холодной. Невольно перенял и ритмы первых режиссеров. Те снимали "фильму" максимум за три недели. 

- Пленка была слишком дорогой,  - поясняет Вадим Костроменко. - Потому никаких изысков: все сцены снимали с первого дубля. 

С первого дубля

Михалков тоже старался снять "с первой попытки" - денег в обрез. Дело в том, что он приступил к съемкам после того, как работу предыдущего режиссера Рустама Хамдамова забраковало министерство культуры, причем когда была отснята половина фильма и, как следствие, израсходована половина бюджета. Однако Михалкова это не смутило - закатал рукава и отснял за три месяца. И, надо сказать, Елене Соловей, Александру Калягину и другим было сложнее, чем актерам эпохи немого кино, которых они изображали, - те играли вслепую, без репетиций.

- Сценарии в ХІХ веке активно воровали, потому их не показывали даже артистам, - говорит Костроменко. - Информацию выдавали дозированно: мол, в этой сцене ты будешь пить чай, зайдет "она", ты вскочишь, "очень рад", и сразу на колени. 

Как получилось, так и хорошо. От советских артистов ждали большего, но по-прежнему с первого дубля, потому они репетировали как оголтелые. Но не все удавалось с первой попытки.

- В одной из сцен Родион Нахапетов, который играл кинооператора, должен был изобразить пьяного, но у него никак не получалось, - вспоминает бывший директор Одесского ботанического сада Анатолий Борецкий. - В итоге Михалков закричал: да дайте же ему выпить наконец!

Нахапетов выпил не слабо и в итоге сыграл весьма натурально. 

Веру Холодную отравил француз

К слову, концовка картины, где показана гибель Веры Холодной (ее сыграла Елена Соловей), весьма спорна. Да, она действительно умерла в Одессе. В день траура не работали даже карманники с Привоза. Все, включая Мишу Япончика, шли за гробом великой артистки. Но отчего она умерла?  В сценарии Михалкова явный намек на травлю белых. На самом же деле историки долго спорили: то ли от пули белых, то ли от рук красных, а может, и вовсе от гриппа. Правда выяснилась недавно.

Директор Музея кино Одесской киностудии Вадим Костроменко. Фото: автор.

- Мне удалось обнаружить дневники врача, который спасал Холодную. Он пишет, что пациентка была отравлена, - говорит Вадим Костроменко.

- Но кем? 

Оказалось, ее отравили французы после того, как она фактически спасла Одессу. Времена были смутные. Красные наступали, Одессу охраняли союзники - французская эскадра. Начнут палить и - город в руинах. Жителей это не устраивало. Они придумали исключительно одесский ход - дать взятку французам, чтобы те увели эскадру. Скидывался весь город. Но о деньгах речь не шла. На тот момент в Одессе сменилось уже восемь правительств, каждое печатало свои купюры. Потому несли золотишко. Кто сережку, кто колечко… В итоге собрали неплохой куш. Встал вопрос: кто вручит взятку капитану французской эскадры? 

- Все знали, что он ухаживал за Холодной. Актриса и понесла золото, - продолжает директор Музея кино. - Француз его принял, корабли увел. Но напоследок отравил Холодную - единственного свидетеля сделки.  

Версия  романтична, но Михалков выбрал ту, что отвечала политике партии. В итоге героиня Елены Соловей уезжает на трамвае в никуда, за ней скачут мстительные казаки. К слову, те рельсы до сих пор существуют - по ним ходит трамвай №19. А вот господа в Одессе перевелись. Товарищей осталось мало, в люди выходят редко: разве что посидеть на лавке и обсудить прохожих. 

Зато Михалков, похоже, вечен - снова снимает в Одессе очередной фильм - "Солнечный удар" по Бунину. Остается надеяться, что одесский воздух напомнит ему молодость и заставит снимать как прежде.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

  • Изначально в финальной сцене Соловей шептала догонявшим ее казакам: "Господа, я не с ними, я с вами!" Но цензура потребовала изменить концовку, и в уста героине вложили: "Вы звери, господа!"
  • Чтобы сцена с улетающим шарфом, когда героиня Елены Соловей убегает от Потоцкого, получилась как бы мерцающей благодаря усилиям оператора Павла Лебешева, он частично засветил пленку, рискуя ее испортить, но тем самым сделал ее более чувствительной. Это было ноу-хау в то время.
  • Большевика Потоцкого Михалков планировал играть сам, но в последний момент передумал и предложил роль Родиону Нахапетову. Для себя же вписал в сценарий большевика Ивана.

 

ИЗ ФИЛЬМА СЛОВ НЕ ВЫБРОСИШЬ 

  •  - Господа, вы звери! 
  •  - Есть хочется. Худеть хочется. Все хочется.
  •  - Господи, как это замечательно: заниматься делом, за которое могут убить или даже посадить в тюрьму!
  •  - Вы все едите, а вам худеть надо!
  • - И жизнь наша, как дом горящий, а в нем детей забыли!