Автор книги переводчик Сергей Марков рассказал "Комсомолке" о своем знакомстве со знаменитым писателем и, естественно, о его "диктаторах" и "блудницах".
В СССР попал не с первого раза
- Как вы познакомились с Маркесом?
- Совершенно случайно, в Доме Америки в столице Кубы, где учился на биологическом факультете Гаванского университета. Самое начало 80-х, я хожу с подругой, озираюсь, а она вдруг толкает в бок: "Смотри, Маркес!" Я бы и не подумал, что это он. Какой-то человек, похожий на нашего артиста Армена Джигарханяна.
Писателю тогда было чуть больше сорока. Выпил еще коктейля для храбрости и, подойдя к нему, заявил, что я - советский журналист, очень хочу взять у него интервью. Он с изумлением, но с интересом посмотрел, точь-в-точь как Джигарханян... И назначил встречу. Это была большая удача: говорят, если Габо (как зовут Маркеса у него на родине) заинтересуется, он продолжит разговор, а если нет - все бесполезно.
Тогда как раз шел кинофестиваль, он заседал в жюри. Я пытаюсь с ходу спросить о романе "Сто лет одиночества", о чем-то умном, а он мне: "Слушай, не могу говорить, смотри, какие женщины!" И через паузу: "Но самые красивые женщины у вас в России!"
Он попал впервые в СССР в 1957 году - на фестиваль молодежи и студентов. Его тогда потрясли наши женщины и водочка.
- А как ему вообще Советский Союз?
- Тогда он работал собкором колумбийской газеты в Париже. До этого ему уже отказывали в визе, но тут помог случай. Музыкальный ансамбль из Колумбии летел на фестиваль, и руководитель внес их с приятелем в бумаги как недостающих саксофониста и аккордеониста. Маркес потом мне рассказывал, как боялся, что в советском посольстве заставят сыграть на чем-нибудь...
- После "Осени патриарха" он говорил, что познал суть тирана. Не было ли в его "патриархе" чего-то от Сталина?
- Правильнее сказать, этот образ у него собирательный. Но... в Москве он долго прорывался в Мавзолей, где в то время еще лежал и Сталин. То опоздал, то пропуск не тот, но с третьей попытки прошел. Ему показалось, у Сталина выражение лица живое. И оттенок насмешки. А руки вождя он нашел слишком женственными.
"МЕНЯ ИЗНАСИЛОВАЛИ - Я СКОРО УМРУ"
- С диктаторами ясно. А блудницы - он, кажется, всю жизнь неравнодушен к ним?
- Да, блудницы - это вторая основная тема Маркеса. У него же ни одного положительного мужского образа - то убийцы, то диктаторы, все ищут и мечутся. Все держится на женщине.
А проститутки же заняли особое место в сердце Маркеса, когда он был еще юношей. Как-то его, 13-летнего, отец-аптекарь отправил со склянкой лекарств в публичный дом. И так участливо перед этим спросил Габо: "Ну что, дрочишь?" И сынок пришел к тете из борделя: "Отец вот вам прислал". Она взяла его за грудки, затащила в постель и лишила невинности. Маркес вспоминал: "Меня изнасиловали. После этого я был уверен, что жизнь кончена и я обязательно умру".
Цифра 13 у него стала такой точкой отсчета. Многие его героини - 13-летние. И свою жену Мерседес он встретил, когда ей было 13... В молодости он жил в борделе, где, во-первых, дешево, а во-вторых, столько сюжетов и характеров. Жрицы любви гладили ему рубашки, кормили, подсказывали - бывает так в жизни или нет. Одна даже печатала на машинке его рассказы, сидя нагишом. Интеллектуалке и платили щедрее.
ДРУЖИТ С ГЕЙТСОМ, ФЛИРТУЕТ С ШАКИРОЙ
- Маркес и в 85 интересуется женщинами?
- Он, как канатоходец без страховки, проходит над пошлостью и порнографией. В романе "Любовь во время холеры" доказывает, что секс возможен в любом возрасте, а у пожилых бывает даже ярче, чем в молодости. Он и певицу Шакиру, соотечественницу, пленил: интервьюировал ее и откровенно заигрывал. Шакира была молоденькая, почти как его героини...
- Он наверняка богат...
- Да, у него несколько хороших домов по всему миру, квартир. Но дело не в роскоши - он приятельствует с президентами, король Испании Хуан Карлос I - лучший друг. Его стали называть Гарсия Маркетинг... А как в наше время без грамотного промоушена? На 80-летии у него были Билл Гейтс, Билл Клинтон... Собрались олигархи, короли, мегазвезды. А где Маркес? Послали за ним - дома смотрит телевизор: "Так меня же туда не пригласили"... Ну да, он забронзовел.
Последний раз был в Москве в 1987 году. Долго отказывался ехать - "только если Горбачев позовет меня лично". В общем, Горбачев позвал, час они общались в Кремле. А потом писателя повезли в кинотеатр "Октябрь", где ожидалась премьера "Ностальгии" Тарковского. Фильм уже начался. У Маркеса такая манера - появляться позже, чтобы ему аплодировали. А тут он вдруг как-то затерялся, обиделся и тут же уехал.
- И тем не менее Маркеса зачитывали до дыр - у нас же был бум латиноамериканской литературы...
- Изучая Маркеса, я вообще пришел к выводу, что латиноамериканцы похожи на нас, русских, фантастически. Живем на разных концах земли, но у нас и у них в крови сентиментальность, откровенность, влюбчивость. И сам Маркес как-то заметил: "Самая моя преданная читательница живет в Советском Союзе. Она взяла и от руки переписала "Сто лет одиночества". Не потому, что не могла купить. Когда ее спросили, зачем, она объяснила: "Хочу понять, кто из нас сумасшедший - он или я".
- А сейчас Маркес пишет что-то?
- Последние несколько лет он ни с кем не общается. Живет затворником с Мерседес, общается с немногими друзьями. Долго болел - лечился от рака. Но недавно появились сообщения, что пишет новый роман. Разумеется, о любви.
ДОСЛОВНО
5 фразочек о блудницах и диктаторах от Маркеса
* "Однажды ночью они вымазались с ног до головы персиковым сиропом, и облизывали друг друга, как собаки, и любились, как безумные, на полу коридора...". ("Сто лет одиночества".)
* "Каждый дюйм ее кожи отвечал мне нежной дрожью, и каждый мой поцелуй встречал иное тепло, и сосцы ее открывались навстречу моим пальцам, не касавшимся их". ("Вспоминая моих грустных шлюх".)
* "Эта женщина научила его затаивать дыхание и считать удары сердца и помогла ему понять, отчего мужчины боятся смерти". ("Сто лет одиночества".)
* "Он появился в штабе мятежников и властно гаркнул: "Мордой на пол, ублюдки! Ложись, выкидыши!" И девятнадцать офицеров генерального штаба покорно легли на пол лицом вниз". ("Осень патриарха".)
* "Независимость - это только средство выиграть войну, - сказал он им. - Великие жертвы понадобятся потом, чтобы создать для наших народов единое отечество". ("Генерал в своем лабиринте".)