Кажется, он единственный киноактер, которого наградили призами все главные фестивали мира - Сан-Себастьян, Берлин, Канны и дважды Венеция. Если бы у него был красивый стеклянный шкаф, как у Никиты Михалкова, в нем стояли бы и целых два «Оскара» - за «Таинственную реку» Клинта Иствуда и «Харви Милка» Гаса Ван Сента.
Шон Пенн слывет, однако, не только одним из лучших актеров современности, но и чуть ли не «совестью Америки», последним голливудским «бунтарем без причины». Впрочем, причины у него есть всегда. Одно его решение отправиться в Ирак во время американских бомбардировок чего стоило! К письму, полученному мной от его пресс-агента, был приложен полный перечень того, чем занимается основанный им фонд по оказанию помощи Гаити. На каннскую красную дорожку Шон прилетел, кстати, прямо с этого многострадального острова. Учитывая объемы его гуманитарных нагрузок и политической деятельности в Вашингтоне, не очень понятно, как он успевает сниматься в кино (в каннском конкурсе участвовали сразу два фильма с его участием - «Похоже, это тут» итальянца Паоло Соррентино и «Древо жизни» Терренса Малика, который и получил в итоге «Золотую пальмовую ветвь»). А также вести бурную личную жизнь: перешагнув полувековой рубеж, экс-муж Мадонны, кажется, окончательно бросил доставшую его Робин Райт Пенн и начал сожительствовать с молодой и ядреной Скарлетт Йоханссон. На вопросы о личной жизни Пенн, понятное дело, не отвечает: «Если вы видели фильм «Трудности перевода» с участием Скарлетт, то, может быть, помните звучащую там фразу: «Секрет должен оставаться секретом». Даже если это ни для кого уже не секрет.
|
«Я НЕ БОЮСЬ ВПАСТЬ В ПАРОДИЮ»
- В картине «Похоже, это тут» вы очень смешно играете немолодого рокера, чей «готический» грим и повадки бывшего наркомана напоминают Оззи Осборна. Как вы находите черты своих персонажей? Используете ли в своей работе систему Станиславского?
- Я не списывал этот образ с Оззи, мне это и в голову бы не пришло! У режиссера было довольно точное представление о том, как должен выглядеть этот персонаж. Он показал мне какие-то фото, в том числе Роберта Смита из группы The Cure. Для ориентировки, не более того. Что касается того, что я использую, то смело могу сказать: все! Я прошел актерскую школу, где изучал систему Станиславского, хотя «изучал» - это плохое слово, нас просто учили по ней играть. Она дала мне основу. А потом начинается реальная работа, и, для того чтобы роль получилась, приходится выполнять задачу всеми доступными тебе способами. Похоже, я коллекционирую эти способы, учусь у других актеров и, кажется, со временем стал лучше... Во всяком случае, я на это надеюсь! - Пенн суеверно стучит по столу. - Но один фильм не похож на другой, поэтому иногда я возвращаюсь к привычному «набору инструментов», а иногда приходится изобретать что-то новенькое.
- Когда вы играете такой персонаж, вы не опасаетесь, что можете впасть в пародию?
- Нет, но не потому, что я опасаюсь провала. Это с каждым может случиться. Я полностью доверился роли и режиссеру. Полный контроль над самим собой и стремление все анализировать - это конец актерской игры. Если кому-то покажется, что я пережал, - что ж, это его право. Заметил ли я сам, что впадаю в экстрим? Да! Но не я определял курс корабля. К тому же и акварельные актерские работы можно обвинить в неправдоподобии. Важно, чтобы история, рассказанная в картине, по факту тебя убедила, все остальное не так уж важно. Каждый может относиться к моей работе как ему хочется. У каждого свое чувство правды.
А ВЫ БЫВАЛИ НА ГАИТИ?
- После «Тонкой красной линии» вы уже во второй раз снялись у Терренса Малика. Его «Древо жизни» только что выиграло Каннский фестиваль (фильм выходит в российский прокат 9 июня).
- Малик оказал на меня огромное влияние. Люди часто влюбляются в его кино - настолько, что готовы участвовать в съемках его следующего фильма вне зависимости от того, насколько это может быть сложно. Я снимался в «Древе жизни» три или четыре года назад, все это время Терри продолжал работать над фильмом! Если уж ты участвуешь в «фабрике снов» Терренса Малика, то соглашаешься на те условия, в которых он работает: он снимает свое кино, так как никто его уже не снимает. Его картины умудряются говорить о твоем месте в жизни и на земле, а их изобразительный ряд можно назвать поистине чудотворным. На съемках он не замечает ничего, что выходит из поля зрения его камеры, - настолько он сосредоточен. Как и другие выдающиеся режиссеры, он совершенно независим в экранном воплощении своих снов, и это само по себе является огромной ценностью, оказывая большое влияние и на других режиссеров.
- Вы и сами снимаете кино как режиссер. Когда вы снимали ваш последний фильм «В диких условиях» о сгинувшем на Аляске молодом путешественнике, вы говорили о том, что тоже были бы не прочь бросить все и уйти в лес. Это желание до сих пор сохраняется?
- А у вас разве его нет? По-моему, желание вырваться на свободу свойственно всем. Его можно не замечать, когда чувствуешь свою нужность кому-то. Для кого-то это, возможно, контрпродуктивное чувство, но только не для меня.
- Вы собираетесь еще снимать кино?
|
- У меня есть пара идей, но говорить о своих планах не в моих правилах.
- Как вы умудряетесь совмещать кинематографическую и гуманитарную деятельность?
- Когда я снимаюсь, то полностью отдаю себя работе. К счастью, моим фондом на Гаити сейчас управляют очень ответственные люди, которым я полностью доверяю. И все равно в перерывах между съемками в своем трейлере я проверяю и проверяю, не случилось ли там каких-нибудь новых несчастий, и считаю дни, когда снова отправлюсь туда. В самом конце съемок «Похоже, это тут» на Гаити опять сделался кризис, что было для меня очень удобно, ведь я вновь мог туда рвануть. Нет, конечно, лучше вообще без кризиса. Но, если бы он сделался в середине съемок, я бы не мог броситься на помощь гаитянам, а сама эта мысль для меня невыносима. Кстати, на Гаити сейчас наметились сдвиги - поступает помощь, меняется власть и народ настроен довольно оптимистично.
«МОЯ ИЗВЕСТНОСТЬ - ЛИШНИЙ БАГАЖ»
- Свой первый «Оскар» вы получили за работу у Клинта Иствуда. Каково было работать с легендой?
- Я принадлежу к тому типу актеров, которые любят изучать, пробовать и требуют много дублей. Так я устроен. Но Клинт устроен совершенно иначе. Он ведь, в сущности, - дитя джаза, поэтому с ним мне приходилось наступать на горло собственной песне. Ведь в джазе ценится импровизация, и один из солистов джаз-бенда может запросто вернуться к уже сыгранному, чтобы сыграть еще лучше. И у него это получается, но
- Каково актеру-интеллектуалу быть частью голливудской звездной системы?
- Искусство и шоу-бизнес - это два взаимоисключающих понятия. Я вынужден постоянно задавать себе вопросы относительно того, чем мне приходится заниматься в мире шоу-бизнеса, где всем верховодит реклама. Это постоянная битва за собственную душу, постоянные опасения - не продал ли ты свой талант. Иногда я чувствую, что в мире, где все так озабочены органической едой, серьезно не хватает органической духовной пищи для чувствительных душ...
|
- Вам мешает ваша известность?
- Одна часть меня постоянно интересуется, что было бы, если бы мне не приходилось играть по правилам шоу-бизнеса, не быть частью звездной системы... Но даже если бы мы жили в справедливом мире, в котором учителям платили бы столько же, сколько актерам, а кинозвезд оценивали бы исключительно по качеству их игры, то и тогда пришлось бы страдать, бороться и разрываться. Потому что все равно ты находишься в ловушке - своего тела, своей природы, своих внутренних ритмов. А перед публикой да и перед самим собой необходимо представать в каких-то новых качествах. Это тоже борьба. Нельзя же всегда играть одну роль. Моя известность - это багаж, причем часто лишний. Она ведет только к моей войне с публикой. Войне за то, чтобы она видела на экране не меня, а персонажей, которых я играю.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Шон Пенн родился 17 августа 1960 года в семье режиссера Лео Пенна и актрисы Айлин Райан. С юности играл на сцене Лос-Анджелесского репертуарного театра, откуда плавно перебрался в кино. В 1991 году дебютировал в режиссуре, поставил фильмы «Индейский бегун», «Постовой на перекрестке», «Обещание». С 1985-го по 1989-й был женат на Мадонне, потом - на актрисе Робин Райт Пенн, брак с которой последнее время трещит по швам. С Робин имеет двоих детей: дочери Дилан Фрэнсис в апреле стукнуло 20, сыну Хопперу Джеку (назван в честь Дэнниса Хоппера и Джека Николсона) - 17.
5 лучших фильмов Пенна:
«Путь Карлито»
«Мертвец идет»
«Она прекрасна»
«Таинственная река»
«21 грамм»