Загрузить еще

Людмила Гурченко в 75 лет стала режиссером

Людмила Гурченко в 75 лет стала режиссером
Фото: Людмила Марковна с супругом Сергеем Сениным.

«Этот фильм про одиночество талантливых людей»

- Людмила Марковна, фильм «Пестрые сумерки» - ваш режиссерский дебют. Говорят, вы были жестким режиссером, задали всем жару?

- Неправда. Я не умею стучать кулаком по столу... Вообще фильм должен был снимать другой режиссер (театральный), который за неделю до съемок вдруг отошел от картины. Так получилось… Я все сама делала. И стихи подбирала, и музыку. У меня актеры сами поют… Шура Ширвиндт, Владимир Ильин.

- У главного героя есть реальный прототип - незрячий пианист Олег Аккуратов. Почему вы так пристально следите за его судьбой?

- С этим молодым 17-летним человеком меня познакомил замечательный джазовый музыкант Михаил Окунев. История знакомства и вошла в мой фильм. Он сказал: «Хочу тебе показать своего ученика. Только он слепой. От рождения. Мама его очень рано родила, в 15 лет». Вот родился слепой мальчик, который постоянно плакал, бабушка и дедушка (маме он был не нужен) включали музыку, и он сразу замолкал, слушал. К трем годам он подполз к пианино, дотянулся ручками и сыграл по слуху марш Мендельсона. В пять лет его ручки играли джаз, собственные импровизации. Ребеночек с такой точной гармонией. И я просто заболела этим уникумом. Мы с мужем так к нему привязались, что и спать не могли, все говорили о нем. Всем показывали пленки с его игрой. Такие сверхпрофессионалы рождаются раз в сто лет. И я подумала: «Об этом должны знать все!» Подключился к этой истории сценарист Олег Антонов. Фильм получился вообще об одиноких талантливых людях. А талантливый человек, вы поймете, он никогда не завистлив, он полон собой, полон талантом.

- Людмила Марковна, в фильме есть ваши монологи, в которых вы говорите: «Я одинока». Это была игра или отчасти ваша суть?

- В фильм вошла моя импровизация о возрасте. Потому что этот мальчик у меня спросил так аккуратно: «А сколько вам лет?» Он же слепой. А рядом всегда директор, который его поправил: «Олег, у женщины не принято спрашивать о возрасте». Это все у меня в картину вставлено. Он говорит: «Ну почему же? Я знаю, сколько Баху лет, сколько Бетховену...» Ребенок! Обалдеть от него можно! И в фильме монологи идут и об этом, и об одиночестве. И о неполучившихся отношениях мамы с ребенком, потому что маме надо было кормить ребенка, работать. И это все мне знакомо.

«Не нужна своим детям?! И не надо!»

- Вот вы затронули эту тему. Ваши отношения с дочерью - об этой истории говорят бесконечно…

- Семья... Это такая запутанная, интимно-острая, хрупкая конструкция... Спрашивают: «Почему вы разошлись?» Да два человека, которые разошлись, не могут понять этого, а разве могут они это объяснить третьему? Я считаю, вообще все было у нас прекрасно. Дети меня любили, у меня много фотографий, где они со мной. Они ко мне летели, потому что я их наряжала, и мы с ними вместе радовались… Особенно Марк меня любил. А потом... получилось так, что папа оставил двоих детей. Я вам говорю вкратце как есть. Этого я никому не пожелаю. Остаться одной, с двумя детьми... Это очень стыдно, когда мужчина подает на развод... А потом, когда моя дочь разводилась, я ей сказала: «Машенька, а ты ему скажи, мол, я сама прожила без отца, знаю, как это сложно, я бы хотела попробовать пойти на перемирие». Но их развели. А потом они вдруг сошлись. И кто стал врагом? Я! Я беру на себя все, но я им не мешаю, я их не трогаю. И есть такие вещи, которые рассказать не имею права… Пусть люди думают что хотят…

А у них все нормально. Если я им не нужна - не надо.

«Что играть?  Маму киллера?»

- А сейчас почему не снимаетесь?

- Я давно не снимаюсь. Ничего нет такого для наших возрастных категорий. Ну шо я буду играть? Тетю Дусю, маму киллера?

Можно ли второй раз так подняться, как после «Карнавальной ночи»? Ведь это был просто оглушительный успех - бух, и около общежития машины, толпы, люди, письма.

- Скажите, а как вы согласились сняться в «Карнавальной ночи-2», где в названии еще была такая неприличная дописка «50 лет спустя»?

- Ну и что, что 50 лет спустя. Да о чем вы говорите! Это кому-то пятьдесят…

«Влюбляюсь  в талантливых»

- Вы кажетесь железной леди. А вы плачете?

- Плачу. Я плачу все время, что нет папы моего. Я могу заплакать, когда я вижу что-то очень талантливое, и оно такое... так далеко, высоко. Я влюбляюсь в талантливых людей. Я обязательно должна быть влюблена в человека - женщину, мужчину, не важно - талантливого. Я влюблена была в Земфиру. Я в свое время плакала, когда запела Алла Пугачева: «А когда ты уезжаешь и тебя...» Володя Высоцкий… Когда я приходила, он все останавливал и начинал мою любимую: «Но тот, кто раньше с нею был, он эту кашу заварил...» Он знал, что она - моя любимая… Я могу заплакать, когда знаю, что я этого уже никогда не сделаю, а могла бы. В смысле «ушло время».