12 ноября
Загрузить еще

Режиссер Рон ХАУАРД: «Ватикан мечтает, чтобы «Ангелов и демонов» не существовало» ВИДЕО

Режиссер Рон ХАУАРД: «Ватикан мечтает, чтобы «Ангелов и демонов» не существовало» ВИДЕО
Фото: Режиссер Рон Хауард

Готовясь к съемкам очередного романа Дэна Брауна, рыжеголовый и белолицый режиссер Хауард нацепил кепку и темные очки, желая слиться с отправлявшейся в Ватикан туристической группой. Каждую минуту экранизатору «Кода да Винчи» казалось, что его вот-вот вычислят и с позором изгонят из святая святых католического мира. Худшие ожидания начинали сбываться: навстречу режиссеру двинулся швейцарский гвардеец в средневековом костюме. «Можно с вами сфотографироваться и не дадите ли автограф?» - жалобно попросил он.

«Я горжусь своим «Кодом да Винчи»!»

- «Код да Винчи» собрал 750 миллионов долларов, но в целом разочаровал как критиков, так и зрителей. Вы были готовы к этому?

- Недавно я записывал комментарии к этому фильму в связи с его выпуском на Blue Ray. В первый раз пересмотрел его с тех пор, как он вышел, и остался им очень доволен. Да-да, каждой сценой! Повествовательная структура «Кода да Винчи» очень сложна, перенести на экран этот роман было непросто. «Ангелы и демоны» все же попроще. История начинается и развивается более традиционно. Это сплошной экшн. Два этих фильма воплощают собой абсолютно непохожие друг на друга типа зрелища. Конечно, я был удивлен тем, насколько сильно критики бранили «Код…». Но сама критика меня не удивила, ведь книгу многие тоже ругали. В этом фильме я следовал близко тексту романа. Возможно, слишком близко. Это единственный урок, который я вынес, работая над «Кодом да Винчи». У романа было столько поклонников, вот я и стремился вбить в фильм как можно больше информации, чтобы их не разочаровать. В «Ангелах и демонах» я позволил себе больше свободы, взяв из написанной Дэном книги то, что нужно было для кино. Изменил некоторые сюжетные линии, некоторых персонажей объединил... Кое-кому из зрителей это понравится, другим - нет. Для экранизаций это обычное дело.

- Как Браун отнесся к вашим «вольностям»?

- Его все устроило. Он ведь еще и исполнительным продюсером был на картине. Дэн прочел несколько вариантов сценария и в очень вежливой форме дал понять, какой из них ему по душе. То, что в результате вышло, ему понравилось. Хотя писателю нелегко смотреть экранизацию собственного романа. Фильм должен двигаться от кульминации к кульминации, а в книге много отступлений и рассуждений, которые представляются писателю очень важными. Ему, конечно, странно видеть свой мир на экране. Но он доволен обоими фильмами.

«У меня не было цели оскорбить верующих»

- Какой из этих фильмов вы находите более скандальным?

- Оба они содержат идеи, которые разделяют не все. В «Коде да Винчи» это более радикальные идеи, они ставят под сомнение сами принципы существования церкви. В «Ангелах и демонах» рассказывается о коррупции внутри этого института - и той, что имела место в прошлом, и той, что возможна сейчас. В центре - судьба противоборствующего Ватикану ордена, который притеснялся католической церковью. Конечно, эта история ей не слишком приятна. Они не хотят о ней слышать. Но она не настолько шокирующая, как в «Коде да Винчи».

Профессор Лэнгдон (Том Xэнкс) и его напарница (Айелет Цурер) изучают подземелья римских монастырей.

- Но многих она уже вывела из себя, как, например, 103-летнего ватиканского епископа, призвавшего к бойкоту картины. Вы разделяете предложенную Брауном точку зрения на церковь?

- Я не ставил себе целью огорчить верующих. Но если бы мне не были близки взгляды Брауна и его героя, я бы не взялся за эти картины. Я не считаю свой фильм атакой на церковь. Это атака на злоупотребление властью, что находится у нее в руках.

- Ватикан чинил вам препятствия?

- Еще на съемках «Кода да Винчи» я понял, что голубая мечта Ватикана - чтобы нас не существовало. За несколько дней до начала съемок мы начали ощущать, что нам оказывают противодействие в тех церквях, на съемки в которых уже получили разрешение. Официально никто не заявлял, что в дело вмешался Ватикан, но это было понятно. Пришлось менять места съемок, декорации строить на студиях в Лос-Анджелесе и Риме. Но на улицах итальянской столицы мы тоже очень многое сняли, преодолев так или иначе все трудности.

«Не прочь снять и третий роман»

Израильская актриса Айелет Цурер исполнила роль швейцарской ученой Виттории.

- Вы только что номинировались на «Оскара» за картину «Фрост против Никсона», являющуюся полной противоположностью «Ангелам и демонам».

- С 6 до 26 лет я как актер снимался в телесериалах. Все это время я мечтал стать режиссером. Потому что как актеру мне приходилось играть одно и то же. Как режиссер я не хочу ставить одинаковые фильмы. Только комедии или триллеры. Мне нравятся все жанры, я все хочу попробовать. Я снял и мрачный вестерн «Пропавший», и сказочные комедии «Всплеск» или «Как Гринч украл Рождество». И такие драмы, как «Выкуп» и «Игры разума»…

- И вот уже дважды экранизируете Дэна Брауна!

- Я впервые в жизни снял сиквел! Все дело в том, что Дэн пишет уникальные истории, разворачивающиеся на нескольких уровнях. Но прежде всего это детективы, а я их не снимал до «Кода да Винчи». Да и с точки зрения личного опыта… Я тут обедал с Дэном Брауном и не мог не сказать ему, что съемки двух этих картин стали для меня потрясающим опытом. Я работал в Париже, Лондоне, Риме, разбирался с хитросплетениями истории... Дэн умеет очень увлекательно смешивать реальную, документированную историю со всякими теориями заговора. Я столько всего узнал во время подготовки к этим двум фильмам!  Студия верит в эти картины, хотя они и затрагивают гораздо более провокационные темы, чем это позволено в высокобюджетных голливудских фильмах. Мне по душе этот подрывной дух. Он стимулирует дискуссию, сталкивает разные мнения.

- Новый роман Брауна тоже вы будете экранизировать?

- Сначала посмотрим, как публика отреагирует на вторую картину. Мне кажется, что «Ангелы…» - более захватывающий фильм, чем «Код да Винчи». Я с самого начала знал, что второй фильм будет более крутым, более  интригующим. Том Хэнкс сделал Роберта Лэнгдона настоящим героем боевика. И очень необычным героем - ведь в отличие от Бонда или Борна Лэнгдон не обучен быть героем. В этот раз Том позволил себе больше юмора, предложил более острый рисунок роли… В общем, я открыт для предложений. Третий роман о Лэнгдоне я не читал. На торжественном обеде съемочной группы в Риме все мы пытались выспросить у Дэна детали книги. Но он не проронил и звука!

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Рон ХАУАРД родился 1 марта 1954 года в Оклахоме в семье актеров. Снимался в кино с детского возраста. В юности сыграл в таком известном фильме, как «Американские граффити» Джорджа Лукаса. В начале 70-х дебютировал в режиссуре. Поставил такие популярные картины, как «Кокон», «Далекая страна», «Обратная тяга», «Газета», «Выкуп», «Эд-ТВ», «Как Гринч украл Рождество».

Неоднократно номинировался на «Оскара», который получил за картину «Игры разума».

Пять лучших фильмов Рона Хауарда:

  • «Всплеск»
  • «Уиллоу»
  • «Аполлон-13»
  • «Игры разума»
  • «Фрост против Никсона»