Одним из первых зрителей фильма Рона Хауарда стал кинообозреватель «КП».
Также снятый Хауардом «Код да Винчи» был очень почтительной экранизацией бестселлера Дэна Брауна. Режиссеру явно не хотелось быть растерзанным многомиллионной толпой фанатов одной из самых читаемых книг всех времен, поэтому он дал «конспект» романа - беглый и неубедительный. Помню, как сцена, в которой профессор Лэнгдон (Том Хэнкс) объявлял героине - маленькой, забавно картавящей Одри Тоту, что она является прямой наследницей Иисуса Христа, вызвала на каннской премьере фильма взрыв хохота. С треском провалившись у критики, картина тем не менее собрала 750 миллионов долларов, тем самым обеспечив возможность следующей экранизации - «Ангелов и демонов».
Из художественного провала «Кода да Винчи» умный и высокопрофессиональный режиссер Хауард сделал свои выводы. Новый фильм уже совсем не так рабски следует в фарватере книги Брауна. Так, некоторые ее персонажи просто не попали на экран, других Хауард со сценаристами решили помиловать (в частности, выживет один из четырех кардиналов, хотя у Брауна все гибли). Пропущена пошловатая мелодраматическая линия любовных отношений Лэнгдона со швейцарской ученой Витторией. Изменены некоторые узловые моменты книги и даже финал (!) - все в угоду большему динамизму и драматической стройности кинофильма, существующего по другим законам, нежели литературное произведение.
В результате получился ловкий, быстрый, жесткий, крепко сделанный триллер, в отличие от «Кода да Винчи» решительно не оскорбляющий интеллект, но и не претендующий на глобальные философские обобщения.
Тема сложных отношений науки и религии деликатно обозначена в картине, нисколько не отвлекая внимания от детективной интриги. «Наука еще слишком юна, чтобы понять некоторые вещи, - говорит один из героев фильма. - Поэтому неудивительно, что иногда церковь насильно пытается заставить ее притормозить».
Разумеется, картина, в которой кардиналов мочат (в прямом и переносном смысле слова), отдают на съедение крысам и сжигают на костре (причем куда более убедительно и натуралистично, чем в «Тарасе Бульбе»), не может не вызвать противоречивых чувств у католической публики. Да и виды мертвого Папы с вывалившимся изо рта распухшим синим языком вполне могут показаться верующим чистейшим святотатством. Как и самая мысль о том, что церковь в состоянии порождать демонов-истребителей, столь легко и непринужденно прикидывающихся ангелами-хранителями. Неудивительно, что руководство Ватикана категорически не одобряло съемок картины и даже в последний момент, несмотря на предварительную договоренность, отказалось предоставить для вечеринки после премьеры одну из своих вилл.
О ЧЕМ БЛОКБАСТЕР
По сюжету пробравшийся в высшие сферы Ватикана представитель гонимого ордена Иллюминати, отравив действующего Папу Римского, похищает четырех кардиналов, претендующих на папский престол. И колбу с антиматерией, взращенной в недрах адронного коллайдера, что в Швейцарии. Пока спешно вызванный из Гарварда профессор Лэнгдон идет по следам коварного инкогнито, тот зверски убивает кардиналов, предварительно клеймя их чахлые и немощные тела символами, означающими землю, воду, воздух и огонь. А в качестве апофеоза намеревается взорвать Ватикан при помощи украденной антиматерии. Делает это он в отместку за многовековые притеснения церковью науки в целом и ордена Иллюминати в частности…
В прокат фильм выходит 14 мая.