Веляде Аблязова выбивает уникальные ковры медной иглой. Искусство домотканого ковроткачества родилось тысячу лет назад. - Гобелен бывает ткацкий, это когда ковер-картина выткана вручную, - рассказывает женщина. - И выбитый. Последний - и есть мое увлечение.
Выбивание на ткани медной иглой, в ушко которой вставлена разноцветная пряжа, - занятие для усидчивых.
- Это с древности идет, когда наши предки еще не создали своего государства - Голубой Орды, или, как его принято именовать в литературе, Крымского ханства, - говорит рукодельница и приглашает в мастерскую.
Небольшая светлая комната. Ее стены украшают гобелены и эскизы будущих произведений. На сколоченной из деревянных реек раме натянута ткань с карандашным рисунком Мекки. 125 тысяч ударов медной иглы - и эскиз превратится в домотканый гобелен.
- Думаю, дней за 40-50 выбью, - говорит мастерица. - Все началось с того, как в 1980 году, будучи страховым агентом, я зашла в один из ташкентских домов по служебной надобности и увидела пожилую женщину, мерно пробивающая иглой холстину на подрамнике. Позабыв, зачем пришла, я расспрашивала и расспрашивала, как это делается. А потом, вместо того чтобы идти в контору Госстраха, побежала на базар за нитками, и ножнички купила. А иглу мне сделал муж.
Нынче гобелены мастерицы Веляде Аблязовой украшают стены в домах и музеях Крыма, Украины, России, Польши, Турции, США и Аргентины.
- Говорят, что художники или скульпторы творят свои произведения в минуту наивысшего душевного подъема, - утверждает Веляде. - А я, наверное, неправильная: когда на сердце тяжелая минута, беру иглу и выбиваю гобелен. И сама не понимаю почему, просто хочется в этом мире оставить после себя для людей что-то хорошее, доброе.