24 декабря
Загрузить еще

В Евпатории разваливается уникальная грязелечебница

В Евпатории разваливается уникальная грязелечебница

В одном из отделений обвалилась крыша и лопнула стена. Пробраться в известный оздоровительный комплекс на берегу целебного озера Мойнаки можно без путевки и без проблем. Хоть через арку главного входа - тут ни одна калитка не закрывается, хоть перешагнув через каменный, по колено, забор. Судя по всему, охранять тут уже нечего.

Сердце курорта перестало биться

Здание с массивными буквами над козырьком - «Грязелечебница «Мойнаки». Грязевой корпус». Стеклянная дверь парадного входа закрыта наглухо. И не верится, что когда-то здесь было не протолкнуться от желающих принять лечебные грязевые процедуры. Чтобы «окунуться» в соленом озере, сюда ехали со всего Советского Союза и не только.

 

Сердце курорта - лечебное озеро. В бассейнах, предназначенных для регенерации использованной грязи, - пластиковые бутылки, одноразовые стаканчики, битое стекло и тетрапаки из-под ряженки. Говорят, лет 12 отсюда грязевой материал для процедур уже никто не берет - пользы все равно никакой.

Черная дыра в 60 квадратных метров

В конце ноября в одном из заброшенных отделений обвалилась крыша. Рухнуло около 60 квадратных метров потолка.

- Да все уже, можно ставить на «Мойнаках» крестик, - говорит представившийся охранником Леня. - А раньше, лет 17 назад, я обслуживал здесь паровые установки.

Охранник показывает цех, где нагревалась грязь. Вместо крыши - огромная черная дыра, внутри - обломанные трубы, вдоль стены - ржавые вагонетки.

- Первый обвал случился как раз в мою смену, года четыре назад, - замечает Леня. - Заступил тогда на дежурство, вдруг грохот такой, будто взрыв. Подумал, ну точно, бомба. Подошел поближе - железо еще падает, камни о землю бьются, балки летят… И что тут сделаешь? В другой раз на мою же смену пришелся пожар в мужском отделении. Только и наблюдаю, как помирает мощная грязелечебница… Как зарплату как еще платят - не знаю. Жду худшего.

Такая «корова» нужна самому? 

Местные власти добиваются передачи комплекса «Мойнаки» в коммунальную собственность, но владелец свое «майно» не отдает.

- Дожидаются, видно, когда грязелечебница вообще потеряет какую-либо ценность, чтобы пустить ее остатки с молотка, - сокрушается начальник Главного управления инвестиционной политики и внешнеэкономических связей исполкома Евпаторийского горсовета Сергей СТРЕЛЬБИЦКИЙ. - Сколько раз мы предлагали владельцам грязелечебницы самые разные варианты ее спасения. В ответ - тишина. У нас же разработана целая концепция восстановления «Мойнак», и деньги для проекта город готов найти.

- Нет, такие вещи мы по телефону не комментируем, - заявил заместитель председателя правления организации, которой принадлежит грязелечебница, Валерий ЗАДИРАЙКО. - А по поводу вложения денег и забрать комплекс… Как это так? Это все равно что мне не нравится, что у вас на кухне бардак, я прихожу и говорю, отдайте свою квартиру. Люди там действительно не лечатся, она законсервирована. Но на лето разрешение даем.

Про озеро знают и в Афганистане 

В 1956 году Евпаторию посетил король Афганистана Мухаммед Закир Шах. Он приехал специально, чтобы увидеть Мойнаки, целебные возможности которого помогли ему появиться на свет. В далеком 1915 году именно тут мать короля лечилась от бесплодия, принимала грязевые процедуры и спустя год благополучно родила сына-крепыша.

Грязелечебница «Мойнаки» основана в 1887 году. Здесь успешно лечили болезни опорно-двигательного аппарата, эндокринной и нервной систем, органов дыхания, мочеполовой системы, кожные и сосудистые заболевания. Озеро Мойнаки возникло более пяти тысяч лет назад на месте степной балки, по которой стекали в море пресные воды. Балка со временем опустилась ниже уровня моря и заполнилась морской водой. Позже море намыло песчаную пересыпь, преградив паводкам путь. Так образовался неглубокий замкнутый водоем (лиман). Его дно выстлано плотными сарматскими известняками, покрытыми толщей глины. На этой водонепроницаемой подстилке лежит минеральный осадок - серый и черный илы, покрытые сверху соленой водой, которую в лечебной практике принято называть рапой. При умелом использовании запасов мойнакских грязей хватит еще лет на двести.