Мы решили укротить «железного коня» в условиях горных дорог. Самый выносливый фотокорр «КП» Юрий Лобанов вызвался добровольцем проехать по длинному маршруту, идущему из Симферополя через Бахчисарай на гору Ай-Петри, затем в Ялту, Алушту и через Ангарский перевал - снова в Симферополь, и испытать себя, велосипед и крымские степные и горные дороги и трассы.
На старт, внимание… ФАРШ!
Весь этот многотрудный маршрут мы решили проехать за два дня с одной ночевкой, проявив максимум той спонтанности, которая так часто охватывает в Крыму отдыхающих. Велосипед мы одолжили у друга, по росту и весу похожего на нашего фотокорра. Собрались в путь: обзавелись картой местности, запасами еды, хорошим, легким велорюкзаком и кремом от загара. Раздобыли велошорты с влагопоглотителями, специальные очки и перчатки. На велик навесили мини-компьютер, фиксирующий километраж и скорость, аккумуляторный фонарь, катафоты и маячки. Не забыли и про антиугонный замок.
Комментарий специалиста:
Важно подобрать правильный «фарш» - все то, что сделает ваше путешествие удобнее. В дороге будет совершенно необходимо:
- Комплект инструментов, приспособлений и средств для аварийного ремонта в дороге: набор запчастей, набор ключей, крестовая и простая отвертки, шестигранники, латки камер (резина и клей).
- Аптечка.
- Нож, туристический коврик, спальный мешок, комплект туалетных принадлежностей, чистое сухое белье.
Из продуктов берем с собой лишь высококалорийные, содержащие относительно небольшое количество воды, но достаточное количество белка; стойкие при хранении и удобные для переноски. Следует использовать сыры, копченые колбасы, мясные и рыбные консервы, сгущенное и сухое молоко.
Для приготовления горячей пищи - концентраты, из мучных изделий - галеты, сухари, печенье; из сладостей - сахар-рафинад, кислые леденцы. В жару хорош концентрированный клюквенный экстракт: добавляем несколько капель в воду и утоляем жажду. Овощи, фрукты и скоропортящиеся продукты - не берем.
В дорогу дальнюю, дальнюю…
Юра выехал из города после обеда, когда солнце уже не палило так нещадно. Хорошенько намазавшись кремом от загара и полностью экипировавшись, он уверенно направился в сторону Бахчисарая по Севастопольской трассе. Мы на редакционном автомобиле через три часа выехали следом.
До Бахчисарая трасса была практически ровная, и мы не волновались за нашего друга. Но вот после Соколиного начиналась чуть ли не грунтовая дорога и самый настоящий серпантин. Оставалось только надеяться на надежную систему для горных дорог и на спортивное прошлое и отличную физическую подготовку Юры.
Тревога охватила нас, когда мы проехали Соколиное, где договаривались встретиться, а Юры не было ни на дороге, ни на связи. Но тут мы увидели его - он продолжал подъем на пониженной передаче. Солнце садилось, и было прохладно, но это на подъеме как нельзя кстати.
- Рюкзак отдай! Тебе же легче будет! - кричали мы, обгоняя путешественника.
- Нормально! - крикнул он в ответ.
Следующее место встречи мы назначили на плато Ай-Петри.
«Лучше гор могут быть только байки, на которых еще не езжал!»
С этой, не совсем литературной импровизированной песнью наш корреспондент появился на плато, где мы встречали его горячим чаем, чебуреками и сухой комсомольской футболкой.
Комментарий специалиста:
- Одежду лучше иметь специальную:
- шлем, который позволяет обезопасить себя, сохраняя комфорт (цена примерно от 116 грн. до 1000 грн. и более);
- специальные шорты - в них будет удобнее преодолевать значительные расстояния (цена около 400 грн.);
- обувь, которая превратит поезду в праздник (цена от 510 грн.).
Самое ужасное - затяжной спуск
Переночевав на плато Ай-Петри - на высоте более чем 1200 метров, утром мы продолжали путь. Юра отказался от соблазна спуститься с горы в вагончике канатной дороги и решил проверить на прочность тормоза - впереди было немного более 20 километров серпантина до Севастопольского шоссе. Мы в автомобиле с кондиционером чувствовали себя неважно, Юра в конце спуска тоже выглядел уставшим. Позади был «экватор» пути, впереди - Алушта и Симферополь.
Последний рывок
По словам нашего фотокорра, вторая половина пути была втрое тяжелее первой.
- Наитяжелейший участок - подъем на Ангарский перевал в тридцатиградусную жару, - вспоминает Юра. - В глазах темнеет, сердце стучит в висках, приходит мысль о холодном пиве и холодном море, которое я вижу вдалеке уже столько часов подряд! Но престиж родной газеты - важнее. Вообще дорога была очень удачная, ни одной аварийной ситуации, ни одной поломки - что значит надежный фирменный велосипед плюс воля к победе.
Параметры нашего путешествия
- 18 часов в седле велика,
- почти 250 километров предгорных и горных дорог,
- 72 км/ч максимальной скорости, достигнутой на отрезке Ангарский перевал – Симферополь,
- 365 отличных фотоснимков крымских красот.
Цены
Эконом-класс: «Украина», «Салют», «Аист». Вариант для несложных линейных передвижений.
Цена от 400 грн.
Для серьезных велопробегов по бездорожью и разгильдяйству - велосипеды заводов «Winner», «Тамагавк», «Azimut», «Ардис». Имеют двойные противоударные колеса, хорошие покрышки, удобное переключение скоростей, комфортные седла.
Цена от 1000 гривен.
Для дальних путешествий - супервелики, которые не выходят из строя при падениях, - «Merida», «Stels», «Komanche», «Author»
Цена от 1500-3000 грн.
Налокотники, шлем, наколенники - от 70 грн.
Смазка для цепей (солидол или спрей) - от 8 до 25 грн.
Фляга 0,5 литра - от 8 грн.
Как выбирать велосипед
Эрик УСЕИНОВ, продавец-консультант одного из столичных салонов
- При выборе горного велосипеда стоит обратить внимание на твердость обода колеса и наличие амортизаторов под «вилкой». А вот амортизаторы под сиденьем при поездке на далекие расстояния принесут лишнюю усталость.
Многие велосипеды оснащены переключателем скоростей - приспособлением, которое переключает цепь на более узкую или широкую звезду, изменяя усилие ездока.
Переключатели бывают автоматические (с помощью нажатия кнопки) и мануальные (с помощью переключения рычага). Автоматические - удобнее, но дороже. При покупке велосипеда опробуйте его прямо в магазине. Сядьте в седло - удобно ли? Примерьтесь к педалям и рулю. Проверьте, насколько велосипед можно отрегулировать под ваш рост.
Педали должны быть шершавыми или с шипами, чтоб нога не скользила.
Для путешествия семьей лучше взять раскладные велосипеды: если путешествие придется продолжить на другом транспорте, то велосипед можно сложить и он не займет много места.
Выбирая шлем, налокотники и наколенники, помните, что они должны плотно прилегать к телу, не болтаться и хорошо пропускать воздух.
Пригодится фляга для воды из пищевой пластмассы, она удобно крепится под рамой.