Крымчане вспоминают великого артистаю. Сегодня в Москве на Ваганьковском кладбище похоронят Михаила Пуговкина. Актер снимался на Ялтинской киностудии, некоторое время жил в Крыму, был влюблен в полуостров, и крымчане отвечали ему взаимностью. «Комсомолка» отыскала тех людей, кто работал вместе с Михаилом Ивановичем. Он покорил сердца всех ялтинцев. В Ялте квартиру Пуговкин продал лет пять назад.
- Но вот в прошлом году Михаил Иванович приезжал к нам на День города, - рассказала «КП» пресс-секртарь Ялтинского горсовета Татьяна АГАРКОВА. - Чувствовал он себя неважно, к тому же жара в тот день 11 августа стояла ужасная. Михаила Ивановича усадили в ретроавтомобиль, и в праздничном кортеже он проехал по всей набережной. Вы не представляете, что там творилось. Народ буквально облепил машину. Милиции пришлось взять автомобиль в кольцо. Вот такая вот слава и популярность. Нам всем безумно жаль. Ялта скорбит.
«У тебя, Ефремыч, отчество древнее»
- В 1998 году Пуговкину понадобился автомобиль для разъездов по Крыму - он планировал творческие встречи со зрителями. И тогда ему предложили меня в качестве водителя, - вспоминает 58-летний симферополец Анатолий ВАЙЛЕР. - До этого я видел Пуговкина лишь в кино, он был одним из любимых моих артистов. Потому сначала я, несмотря на зрелый возраст, оробел - это вам не шутки, увидеть такого артиста вживую… Но он оказался открытым человеком, простым и необыкновенно демократичным. В поездках, когда нам приходилось часами колесить по крымским дорогам, Михаил Иванович балагурил, шутил, рассказывал истории о своей жизни и съемках. В еде был неприхотлив, мог выпить со мной кефиру, например.
- У тебя, Ефремыч, отчество древнее, - говорил он мне.
Когда к нему бросались люди, желая получить автограф или сфотографироваться на память, он никогда не вел себя с ними надменно, не было у него заносчивости. Был очень сердечный человек. Все неоднозначные ситуации умел сгладить, обратить в шутку. Его юмор преображал все.
Иной раз просил меня остановиться, увидев красивый крымский пейзаж. Они с женою любовались видом, делали снимки.
Он не любил, когда его звали по имени-отчеству, любил сердечное общение. Его умение балагурить вводило меня просто в какой-то транс. Его можно было слушать часами.
Он был и человеком неимоверного трудолюбия. Однажды мы увидели, как молодые парни пытались изобразить чечетку. Это навело его на воспоминания о съемках в «Приключениях Шурика» - там ему пришлось станцевать чечетку (в эпизоде на стройке). К съемкам этого эпизода актер готовился не одну неделю.
- Я эти движения целый месяц разучивал, и вышло неплохо, - сказал он мне.
«Главное качество актера - обаяние»
- Я познакомилась с Михаилом Ивановичем в 1998 году, когда делала с ним интервью для газеты «Теленеделя» к его 75-летию. Что запомнилось? Его простота и радушие. Он - прекрасный рассказчик, его воспоминания о людях теплые и светлые, - говорит пресс-атташе Ялтинской киностудии Ольга ВОЛОДЧЕНКО. - Творческая жизнь Михаила Ивановича тесно связана с Крымом и Ялтинской киностудией. Кстати, впервые актер увидел море в 1952 году, в Ялте, когда снимался в фильме «Адмирал Ушаков», и с тех пор влюбился в наш удивительный город и море: «Я знаю, друзья, что не жить мне без моря, как морю не жить без меня». Он говорил, что у него даже походка морская, вразвалочку.
На Поликуровском холме, где находится Ялтинская киностудия, есть любимый уголок Пуговкина: в тени крымской сосны, на пенечке, он отдыхал и общался с коллективом съемочной группы, и возле него всего толпился народ - его искрометный юмор, мастерство рассказчика всегда притягивало к нему людей. Михаил Иванович говорил, что великий Станиславский считал, что актер должен обладать самым главным качеством - обаянием. «И он прав, - хитро прищурившись, говорил мне Михаил Иванович. - Если у тебя есть обаяние, то ты можешь делать все - и зритель поймет тебя и простит тебе твои погрешности в работе». Очень жаль, что не стало такого великого человека, воистину народного артиста.