Подняться высоко в небо и парить над облаками мечтает на самом деле очень много людей. И если настоящие крылья за спиной - это только фантазия, то создать искусственные вполне реально. Поэтому и появился в мире такой летательный аппарат, как планер. Сегодня мало найдется тех, кто не знает о легендарной горе Клементьева в Крыму, где собираются сотни любителей воздухоплавания. А 7 сентября здесь пройдет празднование 90-летия со дня создания планерного спорта. "Комсомолка" решила узнать, с чего же начиналось это увлечение, и какими были первые планеры, на которых спортсмены парили над землей.
Искали выгодное расположение
Планеры, дельтапланы, парапланы - какие только летательные аппараты не увидишь над горой Клементьева. Разноцветные, яркие, небо так и пестрит ими, ведь в одночасье над землей парят порой более 70-ти спортсменов. А 90 лет назад такого не было и в помине…
|
- Гору Клементьева, как идеальное место для воздухоплавания, открыл русский летчик-испытатель Константин Арцеулов в 1923 году, который родился здесь, в Крыму, - рассказал "КП" директор парапланерного клуба "Бриз" Сергей Жукарин. - Благодаря удачному расположению, гора находится, так сказать, по всем ветрам. Все виды восходящих потоков сосредоточены здесь, а это для полетов без двигателя очень важно. Кроме этого, горный хребет имеет длину шесть километров, а высота горы двести пятьдесят метров над уровнем моря. Есть где разогнаться.
Именно Константин Арцеулов в 20-е годы лично изготавливал планеры в Крыму. Однако первые четыре его аппарата успеха не имели, зато пятый планер оказался самым удачным. И продержался в воздухе 1 час 20 минут и 30 секунд.
В 20-е годы первые планеры изготавливали из дерева. Деревянные конструкции иногда обтягивали также фанерой.
|
Современные "крылья" уже из пластика
Конечно, время не стоит на месте, менялась и технология изготовления планеров. Деревянные конструкции поменяли на дюралюминиевые. Этот материал считался легким и прочным.
С 80-х годов и по настоящее время современные планеры делают преимущественно из пластика.
|
- Изначально во время полетов на крюк надевали веревку, а когда планер взлетал она с него снималась, - говорит Сергей Константинович. - Тогда при хорошей погоде планер мог подняться на высоту до ста метров и пролететь около полутора километров. Сейчас же в Крыму возможности современных планеров на порядок выше. Высота полета может достигать до двух с половиной километров, а в воздухе возможно продержаться и все сорок часов.
В 1925 году вместо веревки начинают использовать резиновый амортизатор. Растягивая его и отпуская планер, аппарат как бы выстреливался в восходящий поток воздуха. В наше время планер запускается на буксире самолетиком.
До 80-х годов планеры изготовляли в конструкторском бюро имени Антонова. Однако сейчас летательные аппараты делают в основном в Прибалтике, Польше, Чехии…
На юбилей массово высадятся парашютисты
В послевоенное время планерный спорт переживал кризис. Особого развития в этом направлении не было, вплоть до 1971 года, когда этот вид спорта стал снова набирать обороты.
Сейчас полетать с горы Клементьева стремятся не только жители Украины, России, Беларуси, но и немцы, швейцарцы, американцы, поляки. И не удивительно, ведь какие потрясающие виды открываются здесь с высоты птичьего полета, аж дух захватывает!
- Помимо полетов на планере, параплане, дельтаплане на горе Клементьева проходит немало соревнований, чемпионатов Украины, - рассказывает Сергей Жукарин. - Установлено три мировых рекорда авиамоделистов. Седьмого сентября здесь состоится турнир по парапланерному спорту.
Помимо турнира 7 сентября, пройдет важное для всех любителей планерного спорта событие - 90 лет со дня основания планеризма.
Благо по прогнозам обещают хорошую погоду, а это значит, что небо окрасят сотни летательных аппаратов. Пройдут массовые прыжки парашютистов, приедут гости из разных стран. Готовится концертная праздничная программа. Все мероприятия начнутся с 10.00 и продлятся вплоть до самого вечера, пока не стемнеет.
Это интересно
Ветер сорвал конструкцию Антонова
В 1973 году на горе Клементьева установили памятник - настоящий планер Антонова А13. Раритет простоял 15 лет, и им можно было бы любоваться и сейчас, если бы не ветер, который сорвал его с горы. Планер удалось установить снова, но новый сильный порыв ветра опять снес конструкцию. Теперь на его месте красуется копия А13, модель, которая в 7 раз меньше оригинала. Однако она уже закреплена накрепко.
Конкретно
В чем преимущества планера
Многие, к сожалению, путают планер с парапланом. Однако это абсолютно два разных вида летательного аппарата. Планер - это безмоторный летательный аппарат, который тяжелее воздуха. В полете поддерживается за счет аэродинамической подъемной силы, которая создается на крыле набегающим потоком воздуха. Параплан - это также безмоторный летательный аппарат, но с мягким крылом, с виду напоминает парашют "крыло".
Летные характеристики планера гораздо выше остальных аппаратов.
Полеты проводятся при ветре до 15 метров в секунду.
Для тех, кто хочет управлять планером самостоятельно, необходимо пройти серьезную подготовку.
Денежки
Сколько стоит взмыть в небо
- полет на параплане - 300 гривен;
- полет на мотодельтаплане - 400 гривен;
- полет на дельтаплане - 400 гривен;
- полет на планере - в зависимости от высоты полета (500 метров – 500 гривен).