Сначала обещают спросить людей
Карьер, площадью сравнимый с одиннадцатью футбольными полями, планируют разрабатывать на горе Татар-Хабурга в Коктебеле. Когда туда прибудут грузовики и экскаваторы, пока неизвестно, но все предпосылки к тому, что это будет скоро, уже есть. Как появление горнодобывающей промышленности отразится на экологии заповедной горы Карадаг, которая находится аккурат через дорогу от будущего карьера, и в целом курортного Коктебеля, предположить несложно.
- В том районе уже проводились геологические исследования - взяты пробы грунта, - рассказал "КП" заместитель поселкового головы Коктебеля Сергей Глебов. - Месяца два назад ко мне приходили люди из фирмы, которая хочет добывать там минералы. Принесли результаты исследований этих проб, просили отвести им землю под карьер, но мы отказали. Дело в том, что эта территория не принадлежит поселку, ею распоряжается Рескомзем АРК. Но даже если будут все разрешения, без общественных слушаний разработку мы не разрешим.
Как выяснила "КП", в Реском никто с просьбой о землеотводе с целью разработки карьера в указанном районе пока не обращался. Кстати, аппетиты соискателя, прямо сказать немаленькие - восемь гектаров просят под саму разработку и два под хозяйственные нужды. Оно и понятно, ведь минерал андезит, который там залегает, схож с мрамором, только еще лучше.
Камень используется в ювелирном деле для создания мозаик, скульптур и статуэток.
"Главное - забрать деньги и вовремя смыться"
Кстати, в районе Карадага залегает не только этот минерал, но и много других, не менее ценных. Все из-за того, что гора - это потухший древний вулкан. Во время извержения он выбросил на поверхности много чего интересного. Но вот жителям Коктебеля и окрестных сел от того, что сидят на таком богатстве, совсем не легче.
- Это курортный регион, взрывов и пыли здесь быть не должно, - рассказал "КП" житель Коктебеля Леонид Петров. - Если такое будет происходить, туристы попросту сюда не приедут. Карадаг - это заповедник, но мы знаем, в какой стране живем. Главное для некоторых - забрать деньги и смыться на собственном самолете подальше.
Интересно, что до войны в Коктебеле уже были два карьера, но сейчас они закрыты. Один располагался на Святой горе (по сути, это нынешний Карадаг), там добывали так называемый трасс - добавку к цементу. На другом, неподалеку, брали строительный бут. Как только в поселке начали развиваться виноделие и туризм, добычу свернули.
"Это катастрофа!"
Так на каких же основаниях фирма планирует добывать минерал? Оказывается, специалисты производственного кооператива "Геолог" провели экологическую экспертизу и заключили, что якобы никакого вреда природе горные работы не принесут. Правда, пояснить выводы своих специалистов "Комсомолке" директор кооператива отказался.
- Это закрытая информация, обращайтесь к заказчику экспертизы, только он имеет право на ее оглашение, - рассказал "КП" глава производственного кооператива "Геолог" Игорь Данильченко.
А вот рядовые экологи при обосновании своих выводов довольно смелы в выражениях.
- Карьер - это катастрофа для курорта Коктебель! - считает феодосийский эколог Борис Бубис. - Странно, почему эксперты не учли последствия взрывов и шума, ведь карьер планируется рядом с заповедником и поселком. Вдобавок вся техника пойдет через узкие улочки Коктебеля, а там и без этого летом не проехать. Кстати, появление карьера противоречит генеральному плану развития этого курорта.
По словам экологов, в ближайшее время властям придется выбирать: либо делать из Коктебеля курорт, либо развивать там тяжелую промышленность, ведь третьего не дано.
Официально
"Ничего подобного там не планируется"
Александр ЛИЕВ, министр курортов и туризма АРК:
- Безусловно, нужно вести геологическую разведку, но это не означает, что ископаемые потом обязательно будут добывать. В плане развития Коктебеля ничего подобного, в том числе разработки карьера, не предусмотрено. Все это лишь слухи.