Сейчас на научном учете находится более 2 тысяч затонувших объектов, которые покоятся на дне Черного моря. Уникальность их неоспорима, что подтверждают подводные археологи, ученые, да и сами дайверы. Пожалуй, мало кто останется равнодушным, увидев корабли, покрытые илом и пролежавшие на дне на протяжении многих лет.
Однако в Государственный реестр входят только пять из всех найденных затонувших объектов. Поэтому с этого года под государственную охрану планируется взять семь объектов, которые представляют немалый интерес как для подводных археологов, так и туристов.
- Все они и сейчас являются памятниками культурного наследия, - рассказал "КП" директор Черноморского центра подводных исследований Сергей Воронов. - Однако под государственной охраной не находятся. Поэтому те погружения, которые организовывают ко многим судам, считаются незаконными.
Под эгиду государства в первую очередь войдут: 66-ый пушечный линейный корабль "Святой Александр", который потерпел крушение в 1786 году в районе села Оленевка (Черноморский район); грузопассажирский пароход "Цесаревич Алексей Николаевич", он затонул в 1916 году в районе мыса Тарханкут; вспомогательный минный крейсер "Буг", он покоится на дне с 1922 года в Каркинитском заливе (пгт. Черноморское). В защите нуждается и транспорт "Жан Жорес", затонувший в Феодосийской бухте в 1942 году, охотник UJ-102 (КТ-40) - в районе Евпаторийского залива, транспорты "Варна" - в районе озера Донузлав и "Волга-Дон" - вблизи села Штормового, которые ушли на дно в 1943 году.
Какой памятник культуры нуждается в государственной защите?