Так, в начале августа в Судаке произошло столкновение скоростного катера с теплоходом. Погибли люди, а выживших вытаскивали сотрудники МЧС и матросы-спасатели. Эти герои готовы в любой момент ринуться на помощь туристам. "Комсомолка" решила узнать, как проходит рабочий день у работников спасательной службы и каково это - быть ответственным за чужую жизнь.
"У нас сухой закон"
Приезжаю рано утром в Малореченское (Большая Алушта), где находится единственная в селе аварийно-спасательная станция "Черноморский подводник". Ежедневно в 8 утра проходит "разбор полетов" - распределяют, какая за кем сегодня закреплена территория патрулирования, какие недостатки надо устранить, где буй поправить, где прибрать. Получив нагоняй и распоряжения от начальника спасательной станции Романа Федоряка, ребята расходятся по своим делам.
- На весь сезон для ребят станция как родной дом, они находятся здесь круглосуточно, - рассказывает мне Роман Сергеевич. - Есть кухня, душевая, стиральная машина, спальная зона, телевизор, игровая приставка. Все условия, чтобы проводить свободное время здесь, а не в увеселительных заведениях, у нас сухой закон.
Все сотрудники местные, знают Малоречку (так в народе называют приморский поселочек), как свои пять пальцев. И поэтому отчетливо понимают, как часто меняется ветер, какие здесь течения, особенности дна.
На станции работают водолазы, аквабайкеры (они патрулируют территорию на водных мотоциклах), инструкторы по дайвингу и спасатели, наблюдающие за отдыхающими с берега. Есть врач.
|
Туристов, фотографирующих пейзажи, унесло в море
- Людей на матрасе унесло в море на километр от берега! - наблюдая в бинокль, сообщает спасатель Иван.
Садимся в надувную моторную лодку "РИБ". Направляемся в сторону горы Аю-Даг, куда ветер отнес невнимательных туристов. Считанные минуты - и мы на месте.
- Товарищи отдыхающие, садитесь в лодку, доставим вас на берег, - говорит Роман Сергеевич. – Ветер северо-восточный, сами вы не доплывете.
Пожилая пара - мужчина и женщина - покорно пересаживаются к нам.
- Ой, а мы с моря фотографировали виды, все так красиво смотрится! - смеется туристка из Питера. - Так увлеклись, что сами не поняли, как очутились далеко от берега. Пытаемся грести, но не получается, будто на одном месте стоим.
- Испугались? - спрашиваю я ее.
- Не успели, вы вовремя подоспели!
Записываем их данные в специальный журнал. Доставив питерцев на место, возвращаемся на станцию.
Дно безопасно лишь на нескольких пляжах
В обед ветер снова поменял направление на северо-западное, так что находиться в море опасно. Передохнув, отправляемся на патрулирование прибрежной зоны, начиная с Малореченского.
В километре от берега на катамаране отдыхает семья. Недалеко от них на пластиковой лодке еще одна пара. На берег плыть отказываются, говорят, что у них все нормально.
Направляемся в сторону Рыбачьего. Начинается пляжная зона. С виду все красивенько и чисто. Однако буи, которые по правилам должны находиться в 25-35 метрах друг от друга, расположены метрах в 70-100, да и то не на всей территории. Несмотря на то что здесь находится огороженная зона для катания на водных аттракционах, скутер с прикрепленным к нему бананом плывет прямо вдоль берега, где купаются туристы…
- Обследование дна тут заказал только один частник, который построил гостиницу на берегу и пансионат - говорит Роман Сергеевич.
Получается, из трех километров пляжной зоны обследовали дно только на территории в 200 метров! Тем не менее, там стоят лежаки, пляж открыт, в этом году еще и получил одну "ракушку" - фирменный знак качества, который присуждает Минкурортов АРК.
В районе диких пляжей Рыбачьего видим, что далеко от берега отнесло пару молодых людей. На небольшой надувной лодке, по инструкции предназначенной только для внутренних водоемов, они уверенно гребут, покоряя волны.
- Молодые люди, почему так далеко заплыли? Вы же видите, что волны поднялись?! Давайте, цепляйтесь за лодку, отвезем вас к берегу, - безапелляционно говорит Роман Сергеевич.
- А че! У нас все нормально! - расслабленно отвечает парень. - Вон там наши на берегу загорают.
От того места, куда заплыли эти курортники, не то что "наших" - берега не видно! В общем, и этих "ихтиандров" из Кривого Рога мы доставили на место.
На ужин уха из ерша
Вечером предстоял очередной выход в море - надо было проверить установленные буи. По правде говоря, с непривычки меня уже на берегу "штормило", а ребята держатся как морские волки.
Близится вечер, на костре готовится уха из ерша, запах такой, что аж слюнки текут. Все дружно садятся за огромный деревянный стол. При этом не забывая поглядывать на море, вдруг кто-то еще решит совершить подвиг.
В 20.00 - подведение итогов дня. Чистка оборудования, подготовка плавсредств к завтрашнему дню и заправка баллонов. А после можно и своими делами заниматься.
Возвращаюсь домой на маршрутке и вспоминаю морские брызги в лицо, бирюзовое море, чувство свободы. Еще и человеческие жизни спасаешь! Сравниваю такую жизнь с работой в офисе, и становится понятно, почему ребята удивились моему вопросу: "А что вас привлекло в профессии спасателя?"…
Проведя один день с этими героями, понимаю: для кого-то море- это всего лишь отдых, а для спасателей - это целая жизнь!
В тему
Спасать людей бесплатно, а горючее за свой счет
Чтобы стать профессиональным спасателем, надо пройти медицинское обследование на профпригодность. Сдать зачет, проплыв определенную дистанцию на время. Уметь искать человека под водой на глубине до 3-4 метров. Оказывать первую медицинскую помощь. А также вязать морские узлы.
Со спасательными станциями, как оказалось, в Крыму не все так гладко. Сертифицированных аттестованных служб спасения на воде, с разрешительными документами, обученным персоналом, наличием барокамеры, - единицы. Причем никакого финансирования со стороны государства службы спасения не получают. Спасать человеческие жизни у нас в стране - бесплатная услуга, а оплата потребления ГСМ, электроэнергии, воды ложится на плечи самих владельцев станции. Они даже не получают никакой скидки при оплате этих услуг.
Обидно, что в нашей стране такие профессии, как спасатель, врач, пожарный - кто ежедневно рискует своей жизнью и спасает жизни других людей, оцениваются всего в 1200 гривен.
Было дело
За сутки в открытом море обгорели как угольки
За свою практику спасатели повидали многое.
- Был случай, когда две киевлянки уплыли в море на надувной лодке, - рассказывает Роман Сергеевич. - Сутки их искали. Повезло, что девушки остались в живых, только обгорели сильно.
Часто туристы лезут в море в шторм. Нередко такие случаи заканчиваются трагически. Как для одного мужчины из России, которого волна загнала в скальную расщелину и его тело пришлось доставать с помощью горно-спасательного снаряжения.