Загрузить еще

Золотые ворота у подножия Карадага "закрыли на ключ"

Золотые ворота у подножия Карадага
Фото: По словам сотрудников Карадагского природного заповедника, к охранной зоне которого относится и морская акватория, постоянный шум-гам от радостных курортников и загрязнение моря топливными отходами приносит вред фауне. Фото из архива «КП».

Туристы обозлились на бакланов

 Полюбоваться главной визиткой курортного поселка - скалой Золотые ворота - теперь можно лишь издалека. С начала лета прогулочным морским катерам, курсирующим вдоль живописных скал Карадага, строго-настрого запретили проплывать под природной аркой, что вызвало явное разочарование у туристов. В редакцию "КП" позвонили отдыхающие, которых интересует, почему вдруг изменили морской маршрут.

 - Последние три лета я приезжаю в Коктебель и всегда заказываю экскурсию на катере, - сказала киевлянка Ирина Волович. - В прошлом году мы проплывали под Золотыми воротами, где бросали монетки и загадывали желание, а потом купались в море. На днях мы отправились на экскурсию, заплатили 100 гривен, а к любимому месту даже не приблизились. Как нам сказал капитан, эти правила ввели, чтоб не пугать бакланов, обитающих на скалах. А нас даже не предупредили о запрете!

 "КП" обратилась за комментариями в Карадагский природный заповедник, к охранной зоне которого относится и морская акватория. Директор заповедника Алла Морозова сообщила нам, что решение об обязательном изменении маршрута экскурсионных катеров было принято ученым советом заповедника и утверждено Минприроды Украины.

"Монет желаний" на дне моря скопилось с полметра"

 - Дело не только в хохлатых бакланах, занесенных в Красную книгу Украины, но и в других видах птиц, рыб, земноводных животных, обитающих и размножающихся в заповедной зоне, - говорит Алла Леонтьевна. - Посещение заповедника должно быть строго контролируемым и лимитированным. К примеру, по семикилометровому маршруту по тропе от биостанции до Коктебеля может пройти 20 тысяч человек за сезон, о морских прогулках - отдельный разговор.

 По словам директора, катера в прибрежной зоне могут пагубно влиять на живность, причем как на суше, так и в море. Постоянный шум-гам от радостных курортников или загрязнение моря топливными отходами вряд ли принесет пользу заповедной фауне.

 - Увы, порой частники в угоду отдыхающим стараются нарушить заповедный режим и подойти близко к Карадагу или как раньше - проплыть под аркой. Проследить за ними тяжело - у нас всего пара катеров, охранный и экспедиционный, которые вывозят биологов и гидробиологов для работы, - признает директор. - К береговой зоне с моря нельзя подходить ближе, чем на 300 метров. А насчет исполнения желаний - это, скорее, анекдот. Люди верят в байки, и на дне у ворот, наверное, монет уже с полметра скопилось. Смысла от прохода под воротами нет, тем более с нашим низким уровнем экокультуры. Если уж туристы так хотят загадать желание - пусть приходят в наш музей природы, тут оно точно исполнится.

Перевозчики не обижены

 В заповеднике уверяют: перед летом они согласовали увеличение рейсов морских катеров вдоль Карадага с 15 до 25 при условии, что никто из них не будет приближаться к берегу и проходить под скалами. Одному катеру разрешено пройти по морю дважды в день, и за каждый рейс заповедник получает по 120 гривен. Если нерадивые нарушители будут потакать отдыхающим, скорее всего, договор на перевозки с ними разорвут.

- Карадагом и его вратами лучше любоваться на расстоянии, чтобы охватить взглядом всю панораму гор, - советуют ученые. - Недаром сам Пушкин нарисовал Золотые ворота в черновике первой главы "Евгения Онегина", лишь вдалеке проплыв на парусном бриге.

Кстати

Заповеднику угрожают влюбленные отдыхающие

Гораздо большей угрозой, чем прохождение экскурсионных катеров под Золотыми воротами, в заповеднике считают моду на запуск горящих китайских воздушных шаров.

 - Сейчас такая сложная пожароопасная обстановка, а по вечерам романтики ради запускают в небо шары,  из-за них уже три возгорания было!- сетуют ученые. - Хорошо, если такой шар просто унесет в море, а если в горы - жди большой беды. Трава на плато высохшая, может загореться и можжевельник, сосна, краснокнижная фисташка… Местные власти не могут запретить их продажу, а наша охрана ломает голову, как бороться с этим злом.