Еще в августе прошлого года подводные археологи во время испытаний глубоководного робота обнаружили в 20 километрах от берега эту неожиданную находку. Но поднять ее так и не смогли из-за большой глубины и плохой погоды.
- Мы проводили испытания телеуправляемого глубоководного аппарата «Сокол-1» на античном торговом маршруте у мыса Форос, - говорит директор Департамента подводного наследия Института археологии НАН Украины Сергей Воронов. - За первые полчаса поисков робот на почти двухсотметровой глубине обнаружил два подводных «бархана», из которых торчали мачты и множество весел. На глубину не попадает солнечный свет, там кромешная тьма, поэтому мы подвели робота поближе и включили дополнительные фонари. Оказалось, что это два 60-метровых корабля, которое мы датировали 1125 годом, они очень хорошо сохранились. Это из-за сероводорода, которого очень много на дне. Видимо корабли были пиратскими и затонули во время боя. В месте, где лежат «мертвые» суда, очень сильное течение, и когда-то оно сорвало палубу с одного из кораблей. Именно в этом месте робот и обнаружил уникальный предмет. Средневековый ларец небольшого размера, площадь его крышки примерно равна листу бумаги формата А4. Корпус ящика обит медью. В таких сундучках раньше хранили ценные документы и драгоценности. Тогда находку нам не удалось поднять, зонд не смог совладать с сильным течением на глубине, а на поверхности испортилась погода. Пришлось сворачиваться и идти в порт.
Ларец хранит тайну 900-летней давности
За год ученые трижды пытались поднять ларец на сушу. Но им всякий раз мешала погода. Находка покрыта довольно большим слоем ила, и поэтому пока не ясно, есть ли на сундучке надписи или узоры. Ученые уверены, что он не разграблен.
- На учете у нас две с половиной тысячи затонувших кораблей, но это первый случай, когда мы нашли такой предмет, - дрожащим от радости голосом поясняет Сергей Александрович. - Корабли затонули очень далеко от берега, видимо, во время боя. Скорее всего, никто не спасал ценности, тысячу лет назад это сделать было невозможно. Единственным средством спасения была шлюпка, ее привязывали позади кораблей, в нее помещалось максимум 10 человек, хотя экипажа могло быть больше сотни. В те времена не велось учета потопленных пиратских суден, их было очень много.
Подводные археологи намерены поднять ларец. На случай непогоды у них теперь разработан целый план действий. Поднимать находку будут роботом с почти 200-метровой глубины. Всеми манипуляциями подводного аппарата будут руководить со специального корабля по проводам.