Шаг 1 Грамотно жалуемся
В случае недовольства коммунальными услугами, к примеру, плохим отоплением, протекающей крышей, грязной водой и тому подобное, прежде всего, ступайте к самим коммунальщикам. Перед тем, как отправиться в жилищно-эксплуатационную организацию, подробно опишите свою беду. В жалобе обязательно укажите имя, фамилию, адрес, точное время, когда начались проблемы. Чиновники имеют огромный опыт отфутболивания жалобщиков. Иногда они, к сожалению, пускают пыль в глаза и дают обещания, о которых тут же забывают, а порой кладут жалобу в такой долгий ящик, что она исчезает навек. Поэтому проследите, чтобы ваша жалоба была зарегистрирована в специальном журнале учета, запишите регистрационный номер документа. Сохраните у себя копию жалобы с отметкой о ее принятии. Коммунальщики обязаны ответить вам в письменной форме и в кратчайший срок решить вашу проблему.
Шаг 2 Запасаемся бумагой
Если коммунальщики сразу не исправили неполадки, готовьтесь к долгой бумажной войне: им легче еженедельно в письменной форме уведомлять вас, по какой причине неполадки неустранимы, чем засучив рукава, отремонтировать кран или крышу. Все заявления и ответы чиновников сохраняйте – пригодятся. В случае, если представители коммунального предприятия даже не явились зафиксировать проблему, нужно обязательно составить акт-претензию.
В этом документе обязательно укажите суть проблемы, а также координаты как минимум двух свидетелей. Там же должны быть и их подписи. Этот акт подтвердит ваши требования при подаче заявления в суд.
Шаг 3 Собираем документы
Чтобы в судебной инстанции смогли вам помочь, соберите все необходимые документы. Каков набор документов, зависит от конкретно случая. Как минимум, это: вся ваша официальная переписка с коммунальщиками, чеки оплаты данной услуги, акт-претензия. Кем составлен акт -- работниками ЖЭО, или, если они не явлились, вами лично, не имеет значения. Кстати, такой документ составляется в двух экземплярах, один из которых (с отметкой о принятии и его датой) должен находиться у вас. Если появляются трудности со сбором документов, (например, некоторые документы хранятся в ЖЭО и на руки не выдаются), можно будет заявить суду ходатайство об их истребовании. В Рескоме по торговле и защите прав потребителей вас бесплатно проконсультируют по вопросам сбора документов и составления исковых заявлений. (Телефон «горячей линии» (0652) 544-412)
Если иск составить вам помогали в юридической консультации, возьмите квитанцию об оплате этой услуги, чтобы в суде потребовать отнести эти расходы за счет ответчика.
Шаг 4 Несем заявление в суд
Итак, необходимые документы собраны, исковое заявление составлено, и вы перешагнули порог суда. Отправляемся в канцелярию, чтобы зарегистрировать иск. Теперь ждем вызова в суд. Сколько будет длиться разбирательство, никто сказать не сможет. В Гражданско-процессуальном Кодексе Украины прописано, что суд рассматривает дело на протяжении разумного срока, но не более 2-х месяцев со дня открытия дела. По закону так, однако, по факту судебные процессы, бывает, затягиваются и на годы. Запаситесь терпением, ну и, конечно же, готовьтесь к нервотрепке.
По Закону «О защите прав потребителей» пострадавший имеет право обращаться в суд независимо от того, обращался ли он до этого с жалобой в ЖЭО. То есть вы имеете право при несоблюдении коммунальщиками их обязанностей, прямиком идти в суд. При этом потребитель, обращаясь с иском, связанным с нарушением его прав, не обязан оплачивать госпошлину.
В случае, если перед обращением в суд в ходе восстановления ваших нарушенных прав, вы пострадали морально (например, вам хамили, унижали ваше человеческое достоинство, были нарушены ваши бытовые условия), вы вправе требовать от коммунальщиков еще и возмещения морального вреда.
Будь в курсе
Составляем иск правильно!
Все исковые заявления пишутся по форме, установленной законом. Отклонение от нее может привести к тому, что ваше заявление не примут к рассмотрению. Если же обнаружится ошибка – вернут на исправление, это затянет дело на одну - две недели.
Поэтому:
1. Заявление подается только в письменной форме и должно содержать наименование суда, к которому вы обращаетесь, имя (наименование) истца и ответчика, их местонахождение, адрес, почтовый индекс, номерав средств связи. Также не забудьте указать данные человека, который будет представлять вас в суде.
2. Дальше указываются требования и цена иска.
3. Четко и полно излагаются обстоятельства, которые доказывают правомерность ваших требований.
4. Не забудьте вписать перечень документов, которые прилагаются к иску.
5. В конце – подпись истца или его представителя.
Вырежи и сохрани
Куда нести исковое заявление
В Симферополе:
Суд Киевского района – (0652) 27-31-66
Железнодорожного района – (0652) 22-12-23
Центрального района – (0652)27-55-09
В Севастополе:
Гагаринского района – (0692)24-03-41
Ленинского района – (0692) 54-02-61
Нахимовского района – (0692) 48-88-09
Городские суды:
В Алуште – (06560)5-79-52
В Бахчисарае – (06554) 42-454
В Джанкое – (06564) 3-44-92
В Евпатории – (06569) 23-407
В Керчи – (06561) 20-441
В Феодосии – (06562) 30-100
В Ялте – (0654) 32-37-82
Особый случай
Если виновник не ясен
Одна из самых распространенных жалоб – залив квартиры соседями сверху. В этой ситуации соседи зачастую пытаются свалить вину на нерадивость коммунальщиков, вовремя не произведенные ремонтные работы и т.п. Коммунальщики в свою очередь все валят на жильцов. Если с вами такое случилось, не теряйтесь – подавайте в суд и на соседа и на коммунальщиков сразу.
Конкретно
Потребитель имеет право:
Получать коммунальные услуги своевременно и такого уровня качества, которые оговорены в договоре; а также информацию об их стоимости, нормах потребления и прочем.
На возмещение убытков и вреда жизни и здоровью от ненадлежащего предоставления, или непредоставления услуг.
На уменьшение размера платы за оказанные услуги в случае их непредоставления, или предоставления не в полном объеме, ненадлежащего качества.
На устранение выявленных недостатков в оказании услуг в течении срока, указанного в договоре.
На неуплату стоимости услуг за период временного отсутствия потребителя и членов его семьи, а также за период фактического отсутствия услуг.
На получение от исполнителя услуг компенсации за превышение нормативных сроков на проведение аварийно-восстановительных работ.
На проверку количества и качества жилищно-коммунальных услуг в порядке, установленном Кабмином Украины.
Кстати
Заявка по телефону
Если вы обращаетесь в ЖЭО с жалобой по телефону, запишите дату и время подачи заявки, фамилию и должность того, кто ее принял.