Происходит естественный отбор
За кризисный год облик крымской столицы изменился. Одни магазины закрылись, поменяв привычные вывески, другие, оставшиеся еще со времен Союза, ушли в небытие. На месте закрытых летом казино появились кафе, салоны, клубы. Столичные проспекты пестрят новыми ювелирными магазинами. А вот бурную торговлю мобилками и бытовой техникой свернули.
Предприниматели находят самые разные пути для выживания. Меняют специализацию предприятий, сдают площади в субаренду, многие уходят от центра города, в поисках более дешевых помещений. Да и население переходит в экономный режим, переключается на товары подешевле.
- Кризис, естественно, затронул работу сферы услуг, - рассказала «КП» начальник управления торговли и сферы услуг горисполкома Татьяна Кучина. - Товарооборот у нас снизился, а Симферополь вообще занимает больше 50% товарооборота Крыма, ведь здесь находятся самые крупные предприятия по продаже техники, ювелирных изделий, автомобилей. Спрос значительно упал. Сеть супермаркетов в городе осталась прежней за исключением одной крупной сети, которая занималась реализацией продовольственных товаров - «Большая ложка». Они успели открыть у нас три предприятия - на Киевской, Лермонтова и Кирова. Их руководство приняло решение закрыть их по причине отсутствия экономической выгоды. Все остальные предприятия работают, привлекая покупателей системами скидок, акций, закупкой оптовых партий для продажи. Трудности испытывают, но работают.
Нет кредитов - нет магазинов быттехники
Перепрофилировался один супермаркет быттехники - «МКС». Вообще, супермаркеты бытовой техники повсеместно испытывают трудности. Основная их причина - отсутствие потребительских кредитов. Часть предприятий или переспециализируется, или прекращает деятельность. Кто-то еще на плаву. Но тенденция все же больше в сторону изменения специализации.
- У нас нет информации о массовом закрытии супермаркетов, - рассказал «КП» мэр Симферополя Геннадй Бабенко. - «Новая линия» не закрывалась, там объем продаж, как я понимаю, уменьшился. Сгорел «FM», но его уже почти восстановили - я каждый день, проезжая мимо, смотрю. И недавно заметил, что первый этаж уже практически готов к работе.
Только цифры
В этом году объем продаж потребительских товаров в Крыму упал на 15 % и составил всего 15 миллиардов гривен. Но, несмотря на кризис, в среднем каждый житель автономии ежемесячно приобретал товаров на 860 гривен, причем треть этой суммы истрачена на рынке.
Причем, как ни странно, в сложных условиях народ явно потянулся к бутылке - из продовольственных товаров наибольший удельный вес занимают алкогольные напитки - 9%.