Украина может победить коронавирус, но пока дает ему фору. Приблизительно так звучит недавнее заявление главного санитарного врача Виктора Ляшко о том, что наша медицина способна делать 30 тысяч тестов в неделю, но дескать такой необходимости нет. А в ужесточении правил карантина почему-то есть. Хотя на общеевропейском фоне эпидемии мы выглядим едва ли не самой благополучной страной.
Получается, мы опять на чем-то экономим - на реактивах, на людях или на правдивой информации?
Согласно официальной статистике, экономить на тестах вроде бы нам уже не нужно. По данным на сайте президента, только 30 и 31 марта в Украину прибыли партии высокоточных ПЦР-тестов из Южной Кореи по 100 тысяч штук в каждой. Столько же - 100 тысяч тестов - распределили по разным областям УПЦ и Фонд Новинского. О своем вкладе в борьбу с эпидемией информируют и другие меценаты.
В то же время в соцсетях до сих пор можно встретить жалобы людей на то, что при симптомах, которые с большой очевидностью указывают на COVID-19, врачи отказывают в лабораторных тестах. Почему так было и какова ситуация сейчас, "КП" в Украине" рассказали два семейных врача из разных районов Киева. По просьбе собеседников мы не указываем настоящие имена и адреса, поскольку "правду-матку" могут говорить только официальные спикеры Минздрава.
Когда разворачивалась новосанжарская трагикомедия с первыми эвакуированными из Китая украинцами, тесты были в большом дефиците.
- У нас было жесткое указание: расспрашивать, был ли человек в Китае, Гонконге или контактировал ли с прибывшими, - рассказывает Людмила, семейный доктор. – Италия, Испания, Америка тогда даже не рассматривались как очаги опасности. Пробы на тесты брали только у "азиатов". А поскольку в нашу клинику такие практически не обращались, то и диагнозы были обычные – грипп, ОРВИ, бронхит. Ведь симптомы очень похожи. Позже, когда стало известно о пандемии в Италии, Испании, география расширились, но зарубежные поездки и контакты все равно оставались решающим фактором для того, чтобы решать – делать человеку тест или нет.
Сегодня, по словам Людмилы, другая ситуация.
- Тестов действительно достаточно, и наше руководство дало "добро" на направления. Даже у меня в сейфе хранятся на всякий случай несколько систем. Я говорю не об экспресс-тестах, которые могут дать результат только на 7-й день болезни и которые продаются даже в аптеках, а о специальных – ПЦР-тестах, которые выявляют пандемический вирус на ранней стадии. Мы больше не привязываемся к перемещениям людей – только к симптомам. Когда пациент звонит и рассказывает, что с ним происходит, я определяю, что один или два симптома совпадают с COVID-19. Тогда я заполняю информационное согласие на тест и направляю по адресу заболевшего мобильную бригаду. Если на месте оказывается, что необходима госпитализация, тест будут делать в больнице. Если пациента можно оставить дома на обсервации, у него забирается мазок. К концу рабочего дня старшая медсестра передает образцы в городскую лабораторию.
В среднем, как говорит врач, за день собирается порядка трех образцов на тесты. Еще неделю тому назад ответ приходил "сегодня на завтра". Но сейчас результаты стали опаздывать на сутки. По мнению доктора, из-за перегруженности лаборантов.
- Все зависит от отношения к проблеме руководства медучреждения, - говорит Леонид, также работающий семейным врачом, но в другом районе Киева. - У нас до сих пор действует устное распоряжение расспрашивать больных об их перемещениях и контактах, прежде чем направлять бригаду. И дело не в самих тестах, а в том, что на них накручивается: это бензин для машины, защитные костюмы для врачей, дезинфекция. Старая советская система, когда медицина работает на интересы своего руководства, а не ради пользы пациента, к сожалению, остается.
Наш собеседник также подозревает, что главная проблема состоит в том, что украинские вирусологические лаборатории не могут справиться с большим количество тестов, массовая диагностика искусственно тормозится.
Косвенно на это же намекнул и главный санитарный врач Виктор Ляшко, когда говорил, что можем, но не хотим. Дескать, в Украине планируется внедрять массовое тестирование, но для этого "необходимо учитывать способности системы здравоохранения, лабораторной сети и экономического состояния страны".
Не хотят тестировать? Требуйте письменный отказ
- В Беларуси, раз вы ее приводите в пример, на систему здравоохранения выделяется в 3,5 раза больше средств, чем в Украине, - говорит президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк. – Мы пришли к эпидемии с разваленной медициной. Мы можем с этим смириться, закупать тысячи тестов и оставить их валяться на складах, а можем открывать экспресс-курсы для лаборантов-вирусологов. Те же экспресс-тесты, которые пусть и ошибаются в результате, можно повторять через день несколько раз, чтобы понять, является человек носителем вируса или нет. У многих болезнь проходит бессимптомно. Если мы будем знать, сколько людей благополучно пережили опасность, то, во-первых, получим реальную, а не вымышленную картину эпидемии, во-вторых, сможем просить тех, кто выздоровел, сдать кровь, чтобы использовать плазму для помощи тяжело больным.
Член правления Ассоциации семейных врачей Киева Руслан Добровольский также считает, что Украина не должна медлить с массовым тестированием.
- Есть положительный опыт Германии – у людей берут мазки для тестов прямо из машин, на улицах стоят палатки, куда может обратиться каждый желающий. На свежем воздухе медработнику даже не нужна особая защита – только менять маски и перчатки.
Безусловно, делать тест только ради одного интереса не нужно. Но если есть симптомы и медики отказывают в анализах, пациенты должны бороться за свое право быть диагностированным.
Руслан Добровольский советует требовать от врача письменный отказ в направлении на тест, с которым вы или ваши родственники смогут обратиться в суд. И отношение сразу изменится.
В МОЗ также дали совет, что делать, если вам отказываются делать тест, при этом есть признаки заболевания COVID-19. Для этого открыта прямая линия. Запишите ее номер: 0 800 505 201
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Дневник семьи, заболевшей коронавирусом: Педиатр в госполиклинике сказала: лечения нет
На карантин посадят и нас, и вас. Лана Максимова, ее дочь Дарья и муж Аким, прежде чем узнали, что подхватили коронавирус, трижды побывали на приеме у районного педиатра и дважды - у частного.