В июле вступил в силу закон, который призван защитить граждан от коллекторов. А на этой неделе Национальный банк Украины одобрил порядок надзора за соблюдением кредиторами и коллекторскими компаниями законодательных требований. В НБУ говорят, что теперь коллекторы не могут материться, шантажировать и оказывать моральное давление. Впрочем, "вымогатели", видимо, об этом не знают и продолжают хамить гражданам, запугивать их и применять приемы жесткого психологического воздействия.
Что говорят в НБУ
На этой неделе Национальный банк Украины одобрил порядок надзора за соблюдением кредиторами и коллекторскими компаниями законодательных требований. Документ касается взаимодействия с потребителями и другими лицами при урегулировании просроченной задолженности.
Как сообщает НБУ, новое положение должно "исключить случаи использования нецензурной лексики, угроз и морального давления на потребителя и других лиц при урегулировании просроченной задолженности".
Нацбанк обещает проводить проверки в форме безвыездного надзора и инспекционных проверок. А чтобы ускорить этот процесс, регулятор обещает проводить анализ обращений потребителей финансовых услуг, информации и документов, предоставленных потребителями, информации, размещенной на сайтах и в мобильных приложениях, а также в местах предоставления услуг информации о порядке фиксирования непосредственного взаимодействия с потребителями финансовых услуг.
- Другими словами, если вы подаете жалобу в НБУ на действия коллекторов, то вам нужно будет предоставить доказательства того, что коллекторы вели себя неэтично, - поясняет юрист Марина Коваль. - Можно записывать угрозы на диктофон в телефоне, делать скриншоты смс-сообщений и сообщений в мессенджерах - все это будет доказательством нарушения ваших прав.
Как обещают в НБУ, в случае выявления нарушений установленных требований по этическому поведению регулятором будут применяться меры воздействия, в частности будут налагаться штрафные санкции. А суммы там немалые - до 100 тысяч грн за каждое нарушение.
Что говорят украинцы
Между тем, принятый весной закон о "Защите должников при урегулировании просроченной задолженности" на практике пока не работает. В тот день, когда НБУ опубликовал свой пресс-релиз, в редакцию обратилась киевлянка Оксана и рассказала свою историю.
- Мне сегодня позвонили коллекторы и стали требовать возврата средств, которые якобы должен их компании муж моей сестры, - говорит Оксана. - По их словам, я указана в анкете как поручитель, хотя со мной никто по этому поводу никогда не связывался. Человек на другом конце трубки матерился, хамил, угрожал решить вопрос "другими способами" и говорил, что мы пожалеем, если родственник не вернет кредит. Самое интересное, что коллекторы имели данные всей нашей семьи – знали телефоны не только братьев и сестер, но и родителей. Такое ощущение, что они взломали наши телефоны.
По словам Оксаны, задолженность, которую требуют от ее родственников, муж сестры отрицает - кредит якобы был взят через интернет и никаких документов, которые бы его подтверждали, коллекторы предъявить не могли.
- При этом многим родственникам и знакомым начали рассылать в мессенджеры фотографию "должника" с прикрепленным текстом о том, что он брал деньги на лечение и не может отдать их, - продолжает Оксана. - Причем фото было взято из базы данных банка, который не имеет к этой организации отношения. Как оно у них оказалось - непонятно.
По ее словам, сам родственник не бедный и говорит, что никогда не обращался за кредитами через интернет. Поэтому погашать долг, который на него каким-то образом "повесили", он не собирается.
- Мы записали разговор с коллектором-хамом, связались с представителями компании, в которой якобы есть долг у нашего родственника, но там даже не могут подтвердить, звонил ли это их сотрудник, - продолжает Оксана. - Обещают разобраться. После разговора мой телефон пообещали убрать из их базы данных, но на следующий день все повторилось - мне позвонили и в грубой форме потребовали возврата денег от моего родственника. Я не знаю, как НБУ будет бороться с такими вымогателями, но пока что коллекторы работают, как и раньше.
Юристы говорят, что, скорее всего, каких-то изменений в поведении коллекторов стоит ждать только после того, как граждане завалят НБУ своими жалобами и те начнут штрафовать нарушителей закона.
Действуют любыми методами
Есть еще нюанс. Часто коллекторы действуют хоть и не очень приятными, но вполне законными методами воздействия на должника.
- Коллекторы чаще всего работают по одной и той же схеме - они звонят человеку и пытаются выяснить его слабое с точки зрения психологии место, - говорит психолог Надежда Островская. - С вами могут разговаривать строгим голосом, использовать угрожающие интонации, но если вы проанализируете текст, который произносит звонивший, то чаще всего он будет звучать двояко и все обещания "разобраться другими, более жесткими методами" могут, например, трактоваться, как обещание подать на должника в суд.
По ее словам, когда с должником начинают работать коллекторы, то пытаются найти "болевую точку", которая склонит его к сотрудничеству.
- Кому-то может быть неприятно, если ему будут звонить на работу и просить вернуть долг через сотрудников, - говорит психолог. - А кому-то не нравятся звонки родителям или соседям. И как только коллектор определит ваше слабое место, то начинают бить именно туда.
Правда, есть и те, кто работает совсем "по беспределу". Например, недавно полиция арестовала группу коллекторов, которые шантажировали должников при помощи порнографического контента.
- В штате компании были и коллекторы, которые занимались шантажом клиентов-должников, - рассказали в департаменте киберполиции Национальной полиции Украины. - Злоумышленники с помощью фоторедакторов изготавливали порнографический контент с изображением заемщиков или их родственников. Далее - угрожали распространить такие материалы и осуществить физическую расправу. По предварительным подсчетам, злоумышленники осуществили более 360 тысяч угроз гражданам из разных регионов Украины.
|
Куда и на что жаловаться
Новый закон, который в июле вступил в силу, достаточно жестко регламентирует работу коллекторов. В частности, этот документ запрещает им:
- искать и использовать данные должников по графику работы, состоянию здоровья, встреч, путешествий и информации в соцсетях;
- использовать угрозы, шантаж, совершать психологическое и физическое давление;
- вводить в заблуждение относительно срока погашения и размера долга, требовать компенсировать работу коллекторов и стоимость мероприятий, направленных на погашение долга;
- взаимодействовать с 20.00 по 9.00, а также в выходные и нерабочие дни по собственной инициативе коллекторов;
- пользоваться сервисом автодозвона более 30 минут в сутки;
- сообщать третьим лицам о наличии задолженности или требовать от них принять на себя обязательства по задолженности, если иное не указано в кредитном договоре;
- вредить репутации;
- встречаться без уведомления и согласования этой встречи;
- взаимодействовать с должником и связанными лицами в случае, если человек находится в больнице, является недееспособным или ограниченным в дееспособности лицом, инвалидом 1-й группы или несовершеннолетним лицом с момента получения подтверждающих документов;
- взаимодействовать более двух раз в сутки, кроме случаев, когда инициатива исходит от должника (взаимодействие с помощью средств связи считается состоявшимся, если лицу передана информация о размере просроченной задолженности, порядок ее погашения, размер неустойки и других платежей, взимаемых в случае невыполнения обязательств по договору о кредите или в соответствии с законом).
Если вы считаете, что при общении с вами ваши права нарушены, то документируйте такие факты и обращайтесь с жалобами в НБУ или к уполномоченному Верховной Рады по правам человека - этот чиновник, в частности, контролирует соблюдение законодательства о защите персональных данных. Если вы слышите угрозы в свой адрес и считаете, что коллекторы занимаются вымогательством или шантажом, то смело обращайтесь в Национальную полицию. Чем больше будет жалоб, тем быстрее коллекторы научатся вести с должниками цивилизованный диалог.
КОНКРЕТНО
Как пожаловаться в НБУ
Обратиться в Нацбанк можно по электронной почте nbu@bank.gov.ua, по скачать специальную форму; также можно написать письмо по адресу: 01601, г. Киев, ул. Институтская, 9. В обращении нужно рассказать суть вопроса, указать информацию о себе и контакты.
Указать:
- ваша фамилия, имя и отчество;
- место жительства;
- электронная почта;
- суть затронутого вопроса, предложения или жалобы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ