В широкий прокат вышла фантастическая история Анатолия Лавренишина "Виктор_Робот". Это кинопутешествие Анатолий создавал вместе со сценаристкой Анастасией Лавренишиной, которая, как вы могли догадаться по фамилии, во время работы над фильмом стала его женой. А еще маленькая Вика, по задумке режиссера, должна была быть совсем другой. Это Анастасия оживила главную героиню, а ее вредный, бунтарский характер списывала с себя.
С Анатолием Лавренишиным мы обсудили все закулисные моменты создания мультфильма.
"Из любимых – дед Маркиян, он мне очень нравится визуально"
- Анатолий, как родился ваш Виктор Робот?
- Родился он из желания делать полный метр. Я придумал список тем, которые мне были интересны, и, собственно, стал прокручивать идеи в голове. Так пришла мысль сделать историю о маленьком Роботе Викторе, который сам по себе особо ничего в жизни не представляет, но когда он вдруг понимает, что у него есть талант, предназначение, функция, то становится мегароботом, который может изменять реальность. Это и стало отправной точкой.
- Можно сказать, что у нас рождается собственная киновселенная наподобие Marvel.
- Есть такая штуковина, и это многие заметили. У нас же, кроме фильма, вышла еще и книга "Щоденник збирача планет". Поскольку это фантастика, ее нужно продумывать очень детально, скрупулезно. За кадром у нас оставалось очень много идей, размышлений, логических заключений, как все работает, поэтому мы понимали, что нужно либо делать сериал по мотивам фильма, либо издавать книгу. Сериал у нас слегка не получился из-за финансирования, и Анастасия Лавренишина сфокусировалась на том, чтобы написать книгу.
Так у нас получилась альтернативная реальность будущего, причем без засилья роботов, агрессии, воен. Наше будущее - о том, как люди могут гармонично жить с искусственным интеллектом.
- А еще Вика напоминает мне героев японских комиксов манга. Есть такое?
- Не знаю. Я просто любитель манга. Во-первых, это красиво, во-вторых, экономно. Эта техника не так трудозатратна, как, например, диснеевские мультики, где все шевелится, двигается.
- Кто ваш любимый герой?
- Из любимых – дед Маркиян, он мне очень нравится визуально. Может быть, благодаря ему это кино и состоялось. Много лет назад моя однокурсница Оксана Замрий посмотрела на эскиз деда и говорит: "О, класс, дед хороший, если будешь делать кино, возьму его анимировать". А это очень важный момент: если кому-то что-то понравилось, значит, можно двигаться дальше.
|
Самое сложное – удержать все в куче
- Сколько времени заняло производство - от идеи и до премьеры? А то наши мультфильмы создаются годами.
- Они везде долго создаются на самом деле. И если Pixar выдает каждые полгода новый мультик, это не значит, что они создают его за полгода. Просто это большая компания, и много потоков идут одновременно.
Я же придумал идею снять кино про робота в 2006-м. В 2016-м мы получили финансирование Госкино. На сам процесс ушло 3,5 года. Получается около 15 лет.
- Это потому что сильно дорого, трудоемко?
- Анимация – это не быстрый процесс, и не быстрый во всем мире. Это иллюзия – что где-то все быстро происходит. Поскольку это авторское кино, сама идея должна отлежаться. У меня очень много записных книжек, где нарисованы разные варианты роботов и что может происходить. Потом – нужно собрать команду. Ты сам при всем желании снять полный метр снять не можешь.
- Вы говорили, что над проектом работали более 200 человек.
- Да. Но надо понимать, что не одновременно все 200 человек. Но в пик производства студия состояла из 4 квартир, где стояли плотно поставленные столы и люди рисовали, рисовали, рисовали.
- Что бы вы назвали самым сложным в этой работе?
- Самое сложное – удержать все в куче. Когда начинается производство, собирается очень много людей, некоторые, может быть, даже сценарий не читали либо им что-то не нравится, и они начинают предлагать какие-то вещи. А момент отбора предложений либо отбрасывания инициатив – это довольно сложно.
В какой-то момент даже казалось, что все пропало, все не интересно. Отсутствие веры у людей, которые говорят, что им все не нравится, это самое сложное, и надо все время быть в тонусе, чтобы поддерживать энтузиазм команды.
Каждый режиссер делает кино про себя
- Сценарист фильма - Анастасия Лавренишина, с которой вы за время создания фильма поженились. Это так романтично, что вас свели Вика и Виктор.
- В каком-то смысле да (улыбается). Но это не единственный проект, который мы сделали вместе. У нас еще есть "Люба Жу", он в процессе производства. Так что "Виктор_Робот" и "Люба Жу" – это два наших детища.
- Анастасия рассказывала, что это она оживила Вику, а ее вредный, бунтарский характер списывала с себя. А какого героя вы списывали с себя?
- Мой герой - это главный герой. Говорят же, что каждый режиссер делает кино про себя. Виктор – моя ипостась. Для меня умение делать фильмы - это то же самое, как для Виктора все чинить.
А Анастасия и правда оживила Вику. У меня Вика была слегка пассивным персонажем, девочка-эмо, которая в полудепрессии, потому что ее родители не любят, мрачная и невеселая. А Виктор должен был постоянно ее веселить. И тут мы столкнулись с проблемой, что Виктор у нас как бы не разговаривает, он общается символами, и такого рода персонажу довольно сложно развеселить девочку, которой невесело. Поэтому Анастасия начала выписывать ей более активную позицию, мотивацию, и именно благодаря ей Вика стала очень объемной.
- Кто говорит ее голосом?
- Поскольку мы понимали, что Виктор не разговаривает и Вика будет одним из центральных персонажей, искали нашу Вику дольше всех. Смотрели на девочек, которые озвучивают современные мультики на украинский язык. Но столкнулись с тем, что многие из них надевают на себя маску какого-то персонажа - и все, не могут ее снять. Они вроде и прикольные в общении, но ставишь их перед микрофоном, и они начинают играть персонажей из других мультфильмов. Но в конце концов нашли Марию Аглоткову, которая идеально озвучила Вику.
|
Около 2 лет команда рисовала анимацию изо дня в день
- А хватает у нас специалистов, чтобы создавать мультфильмы?
- У нас была проблема с бюджетом, который был раза в два или три меньше, чем мы планировали изначально. Мы вообще хотели сделать мультфильм в 3D, но с тем бюджетом, который мы получили от Госкино, мы бы в жизни этого не сделали. Поэтому остановились на том, что умеем делать хорошо, то есть на рисованной анимации.
К тому же мы столкнулись с тем, что специалисты, которые могут делать 3D, очень высокооплачиваемые и не очень мотивированы делать наш проект. Большинство из них сейчас заняты в индустрии компьютерных игр, и тот уровень зарплат, которые мы могли позволить себе на этом проекте, их не интересовал.
- Какой бюджет?
- Бюджет - 31 миллион гривен. Но для анимационного кино это мало.
- А сколько надо?
- Как сказать... Например, бюджеты "Викраденої принцеси" и "Кирила Кожум’яки" - в разы больше, 5-6 миллионов долларов. Поэтому мы решили оставить затею с 3D и привлечь много рисующих ребят. Большинство из них проработали эти 3 года во многом на энтузиазме.
- Что съедает львиную долю бюджета? А то, когда слышишь сумму в 5 миллионов, впадаешь в ступор. Что самое дорогое?
- Самое дорогое – анимация. Нужно сидеть и рисовать картинки одну за другой. И делает это не один человек. Это целая цепочка. Один рисует основные положения персонажа – лейауты, второй делает черновую анимацию – рисует само движение, характер, и если характер подходит, третий человек рисует персонажей, как они должны выглядеть, четвертый – контурирует, делает красивые линии, пятый – заливает цветом, шестой - делает тени, композит… А если в кадре еще и 5-6 персонажей – представьте себе.
Процесс рисования – самый длительный и самый дорогой, он забрал у нас около 60 процентов бюджета. Около 2 лет команда рисовала анимацию изо дня в день, из месяца в месяц.
|
О чем мультфильм?
События здесь разворачиваются в далеком будущем. По сюжету, искусственная звезда, которая должна обеспечивать энергией планеты вокруг себя, не работает. Единственный, кто может ее починить, - дедушка маленькой Вики, который создал это светило. Однако он загадочно исчезает. Девочка вместе с помощником - крохотным роботом Виктором - отправляется на его поиски.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Секреты новой комедии Дзидзьо: как зарабатываются деньги и в чем уникальность дома-квеста
"КП в Украине" побывала на съемках авантюрного фильма "Де гроші" сценариста, режиссера-постановщика Михаила Хомы. Он же играет и одного из главных героев.