Дешевле, чем в СВ: есть ли будущее у внутренних перелетов в Украине

По мнению экспертов, пока для нас хорошим вариантов остаются лишь лоукосты, которые обеспечивают безопасность полетов и при этом более-менее доступны для пассажиров.

Прилепа Александр / УНИАН

Полетим в Кривой Рог?

На прошлой неделе президент Владимир Зеленский полетел в Кривой Рог рейсовым самолетом и фактически презентовал это направление.

- Рад был посетить Днепр и родной Кривой Рог, - отметил Зеленский. - Особенно приятно прилететь в город моего детства рейсовым самолетом и дать старт возрождению Криворожского аэропорта. С сегодняшнего дня полеты по маршруту Киев – Кривой Рог станут еженедельными. А после реконструкции терминала и взлетно-посадочной полосы аэропорт сможет принимать до 400 пассажиров в час.

400 пассажиров в час – это, конечно, замечательно, но возникает закономерный вопрос: где их набрать? Учитывая, что население Кривого Рога составляет около 610 тыс. человек, выходит, что даже если задействовать стариков и младенцев, пассажиры закончатся через два месяца.

Возможно, расчет на туристов? Изучила достопримечательности Кривого Рога – несколько музеев и парков, есть храмы, ботанический сад и даже скала, но вряд ли все это способно привлечь большой туристический поток.

Эксперты говорят, что основная причина запуска этих перелетов заключается все же в том, что Кривой Рог – это родина действующего президента. Туристическим центром его назвать трудно, даже если пересчитать все церкви и скверы, к тому же экология украинского промышленного города оставляет желать лучшего. Поэтому основные клиенты аэропорта в Кривом Роге – это не туристы, а сами криворожцы, которых, как мы выяснили, немного. К тому же большой вопрос, куда и как часто они хотят и могут себе позволить летать. Словом, ремонт-то сделать можно, но вот за счет чего планируется загрузить большой пассажиропоток, пока непонятно.

Сравниваем цены

Справедливости ради надо сказать, что в Украине есть и другие города, поток туристов в которые не остановил даже коронавирус. Прежде всего это Киев, Львов и Одесса, которые многие посещают не столько по работе, сколько "для души". Но подавляющее большинство предпочитают передвигаться внутри страны наземным транспортом – на собственном автомобиле или поездами.

Некоторые боятся летать, полагая, что на внутренних рейсах и самолеты, и их техобслуживание оставляют желать лучшего. Да и о комфортном полете на том же Ан-24 говорить не приходится. Правда, тут стоит отметить, что крупные перевозчики, такие как SkyUp, МАУ, на внутренних и международных перелетах используют одни и те же самолеты.
Но большинство потенциальных авиапутешественников все же останавливает цена: для многих "самолет" - синоним понятия "очень дорого".

Чтобы подтвердить или опровергнуть это распространенное мнение, мы взяли популярные направления и сравнили стоимость билетов на поезда и самолеты на понедельник, 28 июня (подробнее см. Считалка "КП"). Оказалось, что в среднем перелет оказывается не дороже поездки в СВ, а иногда и значительно дешевле. С поездкой в плацкартном вагоне мы перелеты не сравнивали – все же это совершенно разный уровень комфорта.

Все проблемы решаемы

Так есть ли будущее у украинских внутренних перелетов, учитывая, что дело все же не только в цене? Ведь спальные вагоны украинских поездов пустыми не ездят, хотя зачастую стоят значительно дороже. Транспортный эксперт Василий Шевченко уверен, что есть, правда, этому мешает ряд проблем.

Во-первых, говорит эксперт, на внутренних украинских линиях далеко не все самолеты соответствуют современным требованиями безопасности. На советских самолетах были другие требования и стандарты, и с тех пор, как мы стали полноценными членами IKAO (Международная организация гражданской авиации. – Авт.), советские самолеты отошли, а новые не пришли. Да и вообще у руководства Госавиаслужбы гораздо больше выражено желание заниматься вопросами коммерции, а не вопросами безопасности.

Во-вторых, у нас авиаперелеты из-за низкой платежеспособности пассажиров стали доступны для немногочисленной группы людей, которые могут себе позволить летать. В связи с этим ряд авиакомпаний пришли к банкротству. Западный авиарынок функционирует по-другому. Там работают лизинговые компании, которые следят за состоянием и обслуживанием самолетов, а авиакомпании берут эти самолеты в лизинг. У нас же нет ни финансового рынка, который бы обеспечивал работу лизинговых компаний, ни спроса.

И, наконец, в-третьих, отмечает Шевченко, Украина давным-давно начала переговоры об общем авиационном пространстве, но до сих пор их так и не закончила. Общее авиационное пространство дало бы возможность использовать для полетов внутри страны самолеты авиакомпаний ЕС, которые не зарегистрированы в Украине. Скажем, та же Lufthansa готова летать без регистрации не только на международных рейсах, но и внутри Украины. Но отечественные чиновники не торопятся подписывать это соглашение, поскольку после этого государство не сможет вмешиваться в процессы назначения полетов. Но кто же тогда будет летать в Кривой Рог? И украинские министры, имеющие весьма туманное представление о маркетинге, продолжают с удовольствием назначать полеты.

Так что пока выходом для Украины являются лоукосты, которые обеспечивают безопасность полетов и при этом более-менее доступны для пассажиров. И это, говорит Василий Шевченко, вполне объяснимо, ведь они получают доходы не только от пассажиров, но и могут претендовать на доплаты от местных бюджетов и доходы от аэропортов. Есть масса компаний, работающих в аэропорту – магазины дьюти-фри, кафе, службы такси, которые готовы сотрудничать с лоукостами и не против делиться с ними прибылью. Ведь они же привозят пассажиров, которые тратят в аэропортах немалые суммы. Пассажир может потратить на билет 30-40 евро, а в аэропорту – 200 евро и больше.

СЧИТАЛКА "КП"

Итак, билет Киев - Львов на фирменный поезд №91 на 28 июня в купе стоит 638 грн, правда, остались только верхние полки. Но можно взять СВ за 1548 грн, причем учтите: половина билетов уже раскуплены. На популярный Интерсити №715, который отправляется из Киева в 6.50, а прибывает во Львов в 13.45, билет обойдется от 467 (второй класс) до 846 (первый класс) грн. На самолете можно долететь до Львова чуть дешевле, чем доехать в СВ: с Windrose – за 1350 грн, с "МоторСич" – за 1499 грн, с МАУ – за 1771 грн.

Поезд Киев - Одесса №105 домчит вас до моря за 9 часов и 699 грн в купе или 1708 грн в СВ. Дешевле прокатиться до Одессы на поезде №148 (281 грн), правда, идти он будет почти 13,5 часов! Если вспомнить о комфорте в наших поездах, возникает подозрение, что после такой поездки уже и море будет не в радость. При этом долететь в этот день до Одессы со SkyUp можно за 960 грн, с МАУ – за 1398 грн, с "МоторСич" – за 1499 грн, с Windrose – за 1705 грн.
Поезд №12 довезет из Львова в Одессу за 748 грн в купе (и снова есть лишь несколько свободных верхних мест) и 1828 грн в СВ. SkyUp обещает доставить из Львова в Одессу за 1844 грн.

Посмотрели мы и цены в "президентском" направлении – как же без него? Оказалось, что купе из Киева в Кривой Рог в зависимости от поезда обойдется в 268-331 грн, СВ - 707-750 грн. И это единственное направление из выбранных нами, где цены на авиабилет в разы выше, чем стоимость СВ. МАУ полетит из Киева в Кривой Рог за 1705 грн, Windrose – за 2191 грн. Очевидно, что с такой разницах в ценах заслужить лояльность пассажиров будет непросто.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Закроют ли небо над Беларусью и выиграет ли от этого Украина