"Воры в законе" или атошники: двое бойцов чеченского батальона уже под судом

Дмитрий Ярош встал на защиту добровольцев, занесенных СНБО в компанию "воров в законе".

Facebook/Иса Мунаев

Вокруг санкционного списка "воров в законе" разгорается скандал. Среди "коронованных" уголовников и криминальных авторитетов, которым объявили войну президент и СНБО, оказались несколько бойцов Международного добровольческого батальона имени Шейха Мансура, который известен участием в АТО как "второй чеченский батальон".

Решение СНБО стало тем более неожиданным, что недавно эти люди получили статус участников боевых действий, а сейчас решается вопрос о документах, которые позволили бы им легализоваться в Украине.

Боятся экстрадиции в Россию

Одним из первых тревогу забил бывший народный депутат и основатель "Правого сектора", а ныне командир "Украинской добровольческой армии" Дмитрий Ярош.

"Агенты Кремля вставили в списки воров, бандитов, антиукраинских элементов людей, которые плечом к плечу с нами прошли военный путь с 2014 года, защищая нашу свободу и независимость", -  Ярош.

И пригрозил, что в случае экстрадиции будет защищать побратимов с оружием. Конкретных фамилий он не назвал, зато это сделал бывший народный депутат . По его информации, под санкции попал и командир батальона Муслим Чеберлоевский, начальник штаба Муслим Идрисов, боец Салман Сайнароев.

Якобы в списке есть еще несколько фамилий, а также ходят слухи, что СНБО ополчился на весь батальон, состоящий из ветеранов двух чеченских войн.

Главная проблема состоит в том, что, если санкции применят, им может грозить депортация в Россию. В 2018 году власти уже выдали в РФ бойца батальона имени Шейха Мансура Тимура Тумгоева, против чего резко протестовали правозащитники.

Тем не менее несколькими годами позже в Молдову по запросу тамошних властей были переданы еще двое "мансуровцев". Есть подозрения, что они также оказались в РФ.

- Я знаю этих людей, я не знаю мотивов, по которым к ним применили санкции. Но одно могу сказать: если они нарушили украинские законы, пусть отвечают по этим законам, - говорит бывший боец "Правого сектора" бывший офицер ВСУ Елена Белозерцева. - Такое бывает, что человек воевал, а до этого или после совершал противоправные действия. Но в Россию их экстрадировать нельзя, это значит отправить на верную смерть.

Экс-нардеп Борислав Береза у себя в ФБ назвал фамилии попавших под санкции бойцов: комбат Муслим Чеберлоевский (на фото крайний слева), начальник штаба Муслим Идрисов, боец Салман Сайнароев. Фото: ФБ Борислава Березы

Зачем санкции, если люди под судом

Ответить по закону - это справедливо. Как минимум двое из списка к этому уже готовятся. Муслима Идрисова обвиняют в незаконном обращении с оружием, его дело слушается в Дарницком суде Киева. Салмана Сайнароева подозревают в подделке документов и убийстве охранника ювелирного магазина во время разбойного нападения. Они оба под санкциями, но под легкими, которые не связаны с лишением свободы и большими ограничениями.

Но все равно применять депортацию к людям, которые должны выслушать судебный приговор, по меньшей мере нелогично.

- Обвинительный акт в отношении моего клиента уже был передан в суд, но его вернули в прокуратуру - к процессуальному руководителю для исправления неточностей, - сказала "КП" в Украине" адвокат Сайнароева Злата Симоненко. - Сайнароев знает о санкциях, но не понимает, по какому принципу был в них включен. И, конечно же, не согласен.

Адвокат не знает, собирается ли ее клиент оспаривать санкции. Говорит, что пока этим вопросом занимаются депутаты.

Пообещали не выдавать

Скандал с добровольцами АТО уже получил отклик в России. Тамошние СМИ называют их "приверженцами ваххабитской идеологии", участниками "джихада" в Сирии или сторонниками ИГИЛ. Что в этом правда, а что нет, не знаем, но последняя версия может частично объяснить санкции.

В "Украинской добровольческой армии", с которой тесно содружествует батальон имени Мансура, утверждают, что все это клевета. И в список лиц, представляющих опасность для Украины, бойцы попали по вине нечестных офицеров, которые выполнили поступивший из России заказ.

- Мы разные формирования, у каждого свой штаб, своя атрибутика, своя эмблема, - говорит начальник штаба УДА Сергей Ильницкий. - Но наш 8-й батальон "Аррата" находится на одной базе с Международным добровольческим батальоном имени Шейха Мансура. И мы вместе выполняем задания, которые согласованы с Вооруженными силами Украины. Бойцы батальона - это люди, которые готовы отдать за Украину жизнь. 17 человек уже имеют гражданство Украины, еще для 11 этот вопрос решается.

Наш собеседник утверждает, что в санкционный список попали всего 4 человека.

- Мы сейчас разбираемся, как они там оказались, но уже имеем подтверждение, что это ненадолго и что депортация к ним не будет применяться, - говорят в УДА.

То же самое подтвердил и Борислав Береза. В своем последнем  он сообщил, что получил от Нацполиции гарантии не применять к бойцам батальона процедуру выдачи.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

История создания батальона уходит в 2014 год и родом из Дании, где в 2006-м было создано политическое движение "Свободный Кавказ". Изначально нынешний командир "мансуровцев" и ряд бойцов влились в первый чеченский батальон имени Джохара Дудаева, но потом отделились в отдельную структуру. В "Свободном Кавказе" это объясняли тем, что поток желающих воевать с Россией на стороне Украины был очень большим. К чеченцам присоединились дагестанцы, татары, ингуши.

Известно, что "мансуровцы" принимали участие в боях под Широкиным.

В сентябре 2019 года батальон им Мансура, а также 5-й и 8-й батальоны УДА передали СБУ и Национальной полиции свое вооружение. Но как бы не все. В настоящее время батальон сильно поредел, но продолжает базироваться под Мариуполем.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Эксперты о санкциях СНБО: вместо "воров в законе" в Украину потянутся беспредельщики