На тренировку - онлайн: как кружки и секции выживают в карантин

Локдаун пребольно ударил по деятельности таких организаций.

Фейсбук

В "красной" зоне, которая накрыла почти пол-Украины, на "удаленку" перевели и внешкольные занятия. А ограничение деятельности частных и государственных кружков и секций - это стресс в первую очередь для детворы. Помните, как в стихотворении Агнии Барто "Драмкружок, кружок по фото, хоркружок - мне петь охота…"? Действительно, на такие занятия дети бегут с радостью, ведь занимаются любимым делом: лепят, поют, рисуют, гоняют мяч. И вдруг такой досуг у них отобрали.

Образовательный досуг по "зуму"

Руководители внешкольных занятий пытаются не падать духом, пробуют сплотить своих воспитанников и научить их чему-то новому в режиме онлайн. Но образовательный досуг по "зуму" не нравится ни детям, ни тренерам.

- С ребятами, которые только начинают заниматься шахматами, работать дистанционно нереально, - рассказал "КП" в Украине" руководитель шахматно-шашечногоклуба "Дебют" Петр Лесик. - Ведь надо не только объяснять правила. Тут главное - заинтересовать ребенка шахматами. А мотивировать шестилетку, который только пришел в нашу секцию, но уже находится по ту сторону экрана, ой как непросто. К примеру, в прошлом году у меня было 28 воспитанников, а на сегодня - 12… В турнирах тоже нет возможности участвовать, хотя их и проводят онлайн.

Для небольших шахматных клубов и секций такие дистанционные состязания - пока что несбыточная мечта. Необходимо иметь мощное техническое оснащение, чтобы исключить даже минимальный шанс на читерство (в переводе со сленга - мошенничество).

Руководитель шахматно-шашечного клуба "Дебют" Петр Лесик со своими воспитанниками. Фото: Фейсбук

Придумывают флешмобы и квесты

Тем не менее шахматы - тот вид спорта, премудростям которого все же можно обучать онлайн. В более сложной ситуации нынче оказались руководители спортивных секций. Большую часть таких внеклассных занятий временно не проводят. Разве можно в онлайн-режиме научить ребенка гимнастической растяжке или мастерству владения мячом?

- Дистанционные занятия нам не подходят, поэтому в карантин работа нашей футбольной секции запрещена, хотя и занимаемся мы на свежем воздухе на открытом стадионе, - рассказал "КП" в Украине" тренер футбольной секции Павел Багрий. - Знаю, что были случаи, когда в карантин тренеры выводили своих воспитанников на занятия на поле. И после у них  были проблемы с законом. Поэтому все мы ждем окончания карантина. А пока дети сами тренируются, бегают с мячом на площадке возле своих домов.

Однако некоторые тренеры спортивных секций пытаются заниматься с воспитанниками удаленно по интернету.  И надо им отдать должное: придумывают задания, состязания, квесты в режиме онлайн.

Тренер футбольной секции Павел Багрий уверен, что дистанционно невозможно научить ребенка владеть мячом. Фото: Фейсбук

- Наши преподаватели записывают на видео детям интересные вопросы, а дети готовят на них ответы, - говорит руководитель отдела спортивно-туристической и физкультурно-оздоровительной работы Центра творчества детей и юношества Галичины Александра Есипова. - Конечно, мотивация к занятиям снизилась. Но не все так печально. Все же вижу, что глаза у детей начинают гореть, когда обсуждаем и вместе планируем что-то новое и интересное после окончания карантина.

Руководитель отдела спортивно-туристической и физкультурно-оздоровительной работы Центра творчества детей и юношества Галичины Александра Есипова. Фото: Фейсбук

Скучают по сцене

Большие планы и у участников танцевальных и театральных кружков. Оказывается, в завершении учебного года в таких секциях запланированы показательные выступления. Состоятся ли они в нынешнее время - до сих пор неизвестно. Но дети репетируют и верят, что выступят на сцене.

- Мы готовимся к итоговому концерту в июне, хоть я и не знаю, как сложится ситуация с карантином, - рассказала "КП" в Украине" основатель и руководитель хореографической студии Stan Люся Томак. - Дети скучают по сцене. До карантина участники студии выступали на конкурсах и фестивалях, было много планов на будущее. К примеру, в прошлом году готовились участвовать в фестивалях в Греции и Болгарии. Но из-за карантина все отменили. Конечно, мы с воспитанниками репетируем по "зуму", готовимся к концерту. Но детям морально непросто. Некоторые участники так и говорят: нет мотивации работать онлайн. Общаюсь с руководителями других танцевальных и спортивных коллективов и знаю, что проблемы с мотивацией есть у всех участников таких секций. К тому же есть ребята, у которых нет возможности тренироваться дома: стесненные условия, низкая скорость интернета и т.д. Но мы держимся. А ведь из-за карантина многие кружки, студии, к сожалению, и вовсе закрылись насовсем.

Основатель и руководитель хореографической студии Stan Люся Томак рассказала, что из-за онлайн-занятий у детей мотивация к тренировкам на нуле. Фото: Фейсбук

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

Нынешние дети - это ковидное поколение

- Секции и кружки - это важная часть жизни любого ребенка, - рассказала "КП" в Украине" психолог Ирина Лонич. - Такие занятия помогают ему овладеть новыми навыками, которые тот не получит на школьном уроке. Дети учатся быть самостоятельными, четко придерживаться распорядка дня (ведь внеклассные занятия всегда проходят после школы в определенное время), работать в команде.

Даже больше: доказано, что образовательный досуг положительно влияет и на школьную успеваемость ребенка. Сильные ученики зачастую занимаются в кружках и секциях. Но, с другой стороны, часто и ребенок, который не слишком успевает в школе, в кружке раскрывается, показывает успехи. Это очень важно для его самооценки.

Что же случится, если закрыть кружки и секции? Катастрофы, конечно, не будет. Но дети будут искать, куда бы выплеснуть свою энергию, чем заполнить освободившееся время. Вот и получается, что после школьных занятий ребята сидят все в том же интернете, что плохо сказывается на их здоровье. Либо же бесцельно снуют по улицам. Нынешние дети - это ковидное поколение. И с какими психологическими проблемами они столкнутся в будущем - мы, психологи, пока не знаем.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Поколение безграмотных: на дистанционке школьники усвоили только половину знаний