Живое общение VS доступность обучения
За год, который прошел с момента появления онлайн-учебы в жизни множества украинских школьников, кое-какие выводы сделать уже можно. И если сначала дети бурно радовались, что не надо тратить время на поездку в школу и обратно, что теперь часами сидеть за компьютером можно вполне санкционированно, то сейчас оптимизма поубавилось
- Я раньше не особо любила ходить в школу, но сейчас рвусь туда, потому что там, во-первых, мои друзья и одноклассники, с которыми мы общаемся вживую, а во-вторых, в сравнении с дистантом учителя лучше объясняют материал, доступнее, что ли, - поделилась ученица 9-го класса школы в городе Бахмут Донецкой области Дарья Ткаченко. – Ну и домашние задания. Когда мы были на дистанте, нам задавали выучить на следующий день пять параграфов, прорешать двадцать примеров и столько же задач. И это только по алгебре! Ну, конечно, у нас же "столько свободного времени"… Я садилась за компьютер в 9 утра и вставала из-за него ближе к вечеру. Конечно, интерес быстро угас, было только желание побыстрее закончить "домашку". А для этого есть Гугл…
Эксперты (ВШО) говорят: все дело не в формате уроков, а в их наполнении.
- В формат и очного, и дистанционного образования можно заложить как бездумное чтение параграфов, так и работу над актуальными, интересными заданиями. Конечно, большой плюс традиционной школы – возможность живого общения и эмоционального контакта. Но и у дистанционного обучения есть свои преимущества, - утверждает преподаватель зарубежной литературы (ВШО) Ярослава Мозговая. – Например, учиться можно из любого уголка мира. Заболевший ребенок может пройти материал, когда ему станет легче, без отрыва от темпа группы, как это бывает в традиционных школах. И доступ к учебным материалам – 24/7, всегда можно найти то, что забыл или не успел выучить.
Ярослава предполагает, что большинство преподавателей выбрали бы смешанный формат обучения – и онлайн, и работу в классе.
- В этих условиях нам остается только учиться преподавать по-новому: с учетом экранного времени, динамики группы, которая уже не находится в эмоциональном контакте, и с использованием самых удобных платформ для дистанционного обучения, - резюмирует Ярослава Мозговая.
Дети тоже говорят, что смешанный формат был бы идеальным вариантом.
- Не все учителя хотят преподавать на дистанционке, а многие до сих пор не могут. Есть такие, которым вообще неинтересно, и это ощущается по ту сторону экрана, - говорит школьница Дарья. – Мы могли бы приходить на какие-то уроки в школу. Например, на физкультуру, на открытом воздухе. Потому что нам предлагали делать дома упражнения, фотографировать, как мы их делаем, и высылать учителю. Это, конечно, был сплошной "кринж", то есть стыд…
|
Как помогает "метод помидора"
- За прошлый год мы прошли программу 5-го класса. "Мы" - это я, супруг и наша дочь-школьница. Дистанционный формат обучения оказался таким, что мы тоже были задействованы, причем не всегда по своему желанию, - рассказывает жительница города Знаменки в Кировоградской области Алла Немчур. – Нам пришлось вспомнить все, что мы учили в школе, потому что ребенку нужна была помощь. Что-то дочь не поняла, не услышала – мы помогали ей искать в интернете нужную информацию, объясняли на пальцах. Я уже не говорю о том, что обычный режим дня дочери был порушен напрочь, приходилось долго ее будить, потом в течение дня напоминать, чтобы иногда вставала из-за ноутбука, разминала плечи и руки, не забывала поесть… В общем, мы устали всей семьей, пока закончили тот 5-й класс. А сейчас все повторяется…
"Как составить график обучения для максимальной эффективности?" - спросили мы у специалистов. Владислава Бандурко, учитель биологии и основатель киевского лицея Educator, рассказала об этом на примере курсов Всеукраинской школы онлайн.
- Для начала - составить расписание на день и настроиться на работу. Перед изучением темы предварительно просмотреть все дополнительные материалы по ней – рисунки, схемы, презентации и т.д. Запоминать необязательно: весь смысл предварительного просмотра в том, чтобы упорядочить мысли и создать нейронные крючки, на которые потом будет "навешиваться" изученный материал, - поделилась Владислава Бандурко.
Она также предлагает воспользоваться в учебе "методом помодоро" (он же "метод помидора").
- Переведите телефон в режим "Не беспокоить" и положите экраном вниз. Установите таймер на 20 минут и работайте только над заданием: смотрите видео урока, заполняйте бланки практической работы, читайте конспект. Не планируйте прочитать определенное количество страниц и сделать столько-то заданий – планируйте, сколько времени вы хотите посвятить изучению темы. Когда 20 минут пройдут, можете следующие 10 минут листать сториз друзей в Инстаграме. Если за 20 минут не успели понять тему, то снова отложите телефон, поставьте таймер на 20 минут и сосредоточенно работайте. Если успели пересмотреть видео и прочитать конспект урока на платформе, то начинайте делать собственный скетч-конспект. После создания конспекта ощутите себя победителем и отложите изучение темы до завтра. На следующий день попробуйте вспомнить и пересказать информацию, которую увидели на видео и прочитали в конспектах на платформе, - рассказала преподаватель.
Почему, кстати, "метод помидора"? Все просто: таймер у основателя этого метода Франческо Чирильо был в виде кухонного пластмассового помидора...
|
Интриги, истории, YouTube…
- Почему бы просто не задавать детям на дом учить параграфы из учебников и делать обычные домашние задания? – интересуется мама "ребенка на дистанционке" Юлия Коваленко из Мариуполя. – В обычной школе же задают. Почему на дистанционке надо пересмотреть кучу всякого видео, вместо того чтобы выучить параграф?
- Учителя онлайн-школ "не идут по параграфу" учебников, хотя и могут использовать их для подготовки. Например, у нас в ВШО ключевая идея – интересная и доступная подача ученикам материала. Поэтому учителя используют на уроках примеры из жизни, которые близки подросткам – например, на уроке о Южной Корее мы говорили о группе BTS, - вспоминает учитель истории Ярослав Переходько. – Плюс истории, интересные факты, цитаты, иллюстрации…
- А я ориентируюсь на YouTube, пусть как бы это смешно ни было. Я понимаю, что большинство контента, который смотрят мои ученики, имеет определенные нормы: активность, темп, шутки и мемы. Пробую создать максимально подобный контент, - улыбается Ярослав Лысенко, учитель искусств.
Чем заинтересовать детей на дистанционке? Да так, чтобы слушали, не отвлекаясь, а не листали украдкой Инстаграм на втором гаджете.
- Интригой! – предлагает учитель химии Алексей Головань. - Вот пример: "Древние греки заметили, что вино при хранении в свинцовых сосудах становится очень сладким. Причиной этому является образование соли при реакции между свинцом и этановой кислотой. Взаимодействие с металлами с образованием солей - типичное химическое свойство кислот. А какие еще химические свойства присущи этановой кислоте? О них мы узнаем на следующем уроке".
- Мне было бы интересно! – замечает Дарья Ткаченко. – Наверное, я бы всерьез заинтересовалась химией, если бы мне так в школе рассказывали…
Учительница математики Елена Бахчеджиоглу делится своим секретом, как увлечь школьников:
- Сначала - ознакомление с теорией с примерами, по возможности также примеры из жизни или интересные истории, связанные с изложенным материалом. Затем - практическая часть, которая также чередуется обычными задачами по теме и задачами практического смысла (что может быть полезно в жизни). Примеры из уроков: шуточные изображения (например, изображения котика, который составляет математическую модель, чтобы запрыгнуть на стол). Привлечение внимания к определенным популярным ошибкам в реальной жизни (например, о ракете NASA, которая была разрушена из-за использования не тех единиц измерения).
Мама школьника Юлия Коваленко признает: в школьной программе "по учебнику" действительно не хватает таких живых историй и примеров. Говорит, сама бы с интересом занималась.
- Кстати, а должны ли родители находиться во время обучения рядом с детьми? – интересуется она. – И можно ли помогать с изучением материала?
- Достаточно будет вместе просматривать обучающие видео и обговаривать их. Или вообще – просить ребенка объяснить какую-то тему: объясняя, ученик и сам лучше усваивает информацию. К тому же для родителей это всегда небольшое развлечение, когда их ребенок сам уже чему-то их учит, - говорит учитель искусств Ярослав Лысенко. – На самом деле роль родителей всегда выше, чем школы или окружения. И новые реалии дают родителям прекрасную возможность не только наблюдать, как у ребенка идет учеба, но и его новые знания и опыт.
|
"Мы, взрослые, больше боимся перемен, чем наши дети"
Новый опыт – образование без школы и учителя, самостоятельный поиск и усваивание информации… Как тут не запутаться и не сбиться, не превратить обучение в один сплошной "Окей, Гугл, скажи…"?
- А ведь таких хитростей на дистанте много, - говорит школьница Дарья. – Особенно когда на литературе заставляли стихотворения учить наизусть и потом рассказывать в камеру планшета. Все ставили сбоку второй телефон или планшет с текстом и просто читали с него. Всем "отлично", все свободны… Про тесты я уже не говорю, когда вне поля зрения камеры ноутбука сидит друг с телефоном и подсказывает тебе ответы.
Конечно, каждому ребенку необходим своеобразный "кодекс чести", который не будет позволять ему хитрить и списывать на дистанционке. Впрочем, все ли в порядке с этом в традиционных школах? Формулы на коленках давно ли перестали писать? Метровые шпаргалки тоже не ушли в небытие…
- Конечно, нет никаких гарантий, что ребенок будет учиться онлайн честно и самоотверженно, - говорит психолог, специалист по профориентации Ирина Плешакова. - "Кодекс чести" формируется прежде всего в семье, а потом уже транслируется детьми дальше в социуме. Родители должны учить детей, что даже потерпеть неудачу не страшно, что они достаточно сильные. А тогда и гуглить не обязательно. Хотя сами по себе технологии — вещь полезная. И они могут быть прекрасным подспорьем. Но только с тем условием, что подросток понимает, чего хочет от жизни. В противном случае "умные технологии" могут формировать за него (подростка) цели и даже контролировать жизнь.
Голова кругом, не так ли?.. Слишком мало времени прошло, чтобы стали воспринимать "нетрадиционные" методы обучения как обычное явление. И ситуация не дает успокоиться: пандемия, коронавирус, страх за будущее детей…
- Сложно готовиться к чему-то во время пандемии, и в XXI веке мы едва ли можем позволить себе стабильность. Главное умение сегодня (и это касается и детей, и взрослых) - справляться с переменами, учиться новому и сохранять душевное равновесие в непривычных ситуациях, - подчеркивает Ирина Плешакова. И сразу успокаивает:
- Мозг подростка – живой, гибкий и очень пластичный. У наших детей высокая толерантность к неопределенности, способности к мультизадачности, открытость к новому и способность воспринимать неопределенность как возможность. Мне кажется, что мы, взрослые, больше боимся перемен, чем наши дети.
|
КСТАТИ
Полтора миллиарда детей в мире учатся онлайн
Активное развитие онлайн-обучения началось с 2000-х, как только в домах людей появились компьютеры и интернет. Тогда же начали набирать популярность трансляции, а уже потом - и массовые онлайн-курсы с возможностью получать обратную связь от учителя.
В 2020 году из-за COVID-19 и последующего карантина около 1,5 млрд учеников по всему миру были вынуждены учиться дома из-за карантина. Некоторые государства, такие как Сингапур, Эстония, Китай, уже имели у себя национальные образовательные платформы и эффективно справились с вызовами пандемии. В Украине именно карантин стал толчком для создания аналогичной платформы. В декабре 2020 года начал свою работу проект "Всеукраинская школа онлайн", разработанный по инициативе Министерства образования и науки Украины, Министерства цифровых трансформаций и Украинского института развития образования.
Онлайн-курсы ВШО рассчитаны только на 5-11-е классы, поскольку на данном этапе обучение на платформе ВШО для младшей школы не запланировано: онлайн-формат является менее эффективным для младших школьников, поскольку они больше нуждаются в сопровождении учителя.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ