Фельдшер, протащивший больного 2 км по сугробам к скорой: Даже не думал - ждать помощи или нести самому

На теплые "больничные" должности даже за границу Степан Вознюк из Ровенской области отказывается переходить. Говорит, обожает профессию и рабочие смены в бригаде экстренной помощи.

facebook.com/EMD.Rivne

Вызвали спасателей – чистить дорогу

Популярность свалилась на фельдшера бригады скорой помощи в Ровенской области Степана Вознюка совершенно неожиданно. Спустя пару дней после того, как он отработал типичный вызов в сельскую глубинку к больному в критическом состоянии, он стал, пожалуй, самым узнаваемым медиком в районе.

Внезапная слава пришла после, казалось бы, обычного отчета областного центра экстренной помощи. В нем говорилось, что в селе Воронив в 40 км от Ровно из-за снежных заносов фельдшер протащил больного 2 км к карете скорой на спине. Естественно, Степан Вознюк мгновенно оказался в лучах внимания местных жителей и прессы.

- Да ну, какой я герой! – отмахивается фельдшер Степан Вознюк. - Из меня сделали героя, вообще так раскрутили медийно - я сам в шоке, говорю честно. Хотя тогда можно сказать, что каждый из нас герой – мы работаем в экстремальных условиях. Все коллеги, которые работают на скорой, да вообще все медики, они делают подвиги каждый день - их тысячи и сотни тысяч. Просто так получилось, что кто-то раскрутил эту "сенсацию", подхватил - и закрутилось… Хотя лучше пусть будут такие позитивные моменты, чем аварии и убийства.

В тот вечер скорая получила вызов – поднялась температура 40 градусов у 47-летнего мужчины, инвалида детства (у него ДЦП) из крохотного села Воронив на две сотни человек. Местная бригада обслуживает 16 сел в радиусе 28 км. Во время снегопадов здесь – ни проехать, ни пройти…

Снеговые заносы остановили карету скорой в двух километрах от дома больного. Что делать? В таких случаях, как инструктируют бригады скорой, они должны вызывать спасателей, чтобы те обеспечили проезд, либо другие службы, на которые возложены обязанности по расчистке дорог. Но накануне 16 февраля Ровенскую область, как и остальные в Западной Украине, сильно замело…

Спасатели проехать на смогли – что уж говорить о скорой. Другие службы тоже не отказали, но предупредили, что по-быстрому не справятся – придется ждать…

По такому снегу не то, что "скорая", спасатели не смогли проехать. Фото: eurosolidarity.org

Лошади застряли

Пока то-се, смотрят - к карете бежит женщина, кричит, пациент уже бьется в судорогах, ситуация критическая, вот-вот умрет. Фельдшер Степан Вознюк прихватил чемоданчик и начал пробираться за ней по сугробам. Если б по прочищенной дороге – минут за 15-20 бы дошли, но пробираться пришлось чуть ли не по пояс, а то и выше, в снегу… По тем сугробам даже трактор проехать не мог.  

- Пока ехали, сказал, чтобы попытались сбить температуру таблетками и контролировали давление, - вспоминает этот вызов Степан Вознюк. – Когда я пришел, температура уже начала падать - дал еще пару уколов, диагностировал воспаление легких. Встал вопрос экстренной госпитализации в больницу, чтобы спасти…

На подхвате возле больного была только старенькая мама да двое соседок – Алла и Оксана. Оксана побежала запрягать лошадей.

- Я попробую, может, кони выедут, на повозке до скорой доведем, - махнула в дверях шапкой.

Фельдшер Степан ждать не стал,  взвалил больного на спину – благо тот весил не больше 50 кг, и потащил к скорой по заносам и сугробам. То нес, то тащил, а там и повозка подъехала. Но лошади пробраться сквозь заносы тоже не могли – грузли, отказывались идти... Впрочем, все же пациента "дотянули", как выражаются на медицинском сленге сотрудники скорой, не только до кареты, но и до больницы.

- Даже не думал - ждать или нести самому, ведь критическое состояние, - удивляется на наш вопрос, нельзя ли было подождать до утра или хотя бы пока дорогу расчистят, Степан Вознюк. – Не раз носил – все носят. Имея еще двух женщин, и третью – которая присматривала и помогала, я был более, чем уверен, что мы его дотянем.

Дотянули… А на следующий день Степана Вознюка уже начали останавливать на улице, узнавать другие больные на вызовах…

Спасенная девушка пригласила на свадьбу

Степан Вознюк в медицине – 34 года, 31 – в скорой помощи. Уходить, несмотря на низкие зарплаты, не хочет… Хотя звали за границу. Он еще и реабилитолог и менеджер по организации управления охраной здоровья.

- Я не смог перейти… Я люблю эту профессию - реально люблю работу на скорой, - делится с "КП" в Украине" Степан Вознюк. – Я только пришел на работу, был случай – мотоциклист разбился, открытая черепно-мозговая… Мы его тогда спасли, и он потом пришел с благодарностью на станцию скорой. Это так трогательно… Наверное, я потому так и влюбился в эту профессию.

Степан Вознюк рассказывает, что таких случаев, которые и сегодня вспомнишь, не особо себя утруждая, было много. Еще один – криминальный.

- Девушке проломили череп, я ее спас. Через месяцев шесть-семь иду с женой по селу – собираюсь ехать в город. А тут навстречу идет свадьба. Подошли ко мне – поклонились, приглашают на свадьбу, - делится фельдшер. – Это была та самая девушка, она сказала: "Благодаря вам я имею возможность надеть фату, и я бы очень хотела вас на свадьбе увидеть". У меня аж все в душе перевернулось… Было очень приятно. Это еще один случай, когда хочется работать на этой работе. Самое тяжелое – когда молодые умирают: или случай критический, или авария, или болезнь запустили – и вызывают уже, когда судороги…

Степан Вознюк работает на скорой помощи 31 год. Фото: eurosolidarity.org

Перенес COVID-19 

Кроме того, Степан Вознюк заслужил и доверие общины – его уже трижды выбирали депутатом. Благодаря этому он может чуть-чуть помочь коллегам и местной медицине.

- Знаете, я в ноябре тяжело переболел на ковид – раз уж вы меня так раскрутили на разговор. Лежал в реанимации – и там все заново осознаешь, мировоззрение меняется полностью, - рассказывает Степан Вознюк. – Я увидел, как люди реально цепляются за жизнь: ночь, ты лежишь – вокруг все пикает, шумит, люди умирают…  Когда выписали, жена говорила, что я еще две недели вздрагивал. Эта профессия должна быть престижной, мотивированной. Скорую надо модернизировать. А нашей "газели" – 15 лет! Хотя должна быть суперсовременная. Нет, у меня она вся забита аппаратурой – благодаря тому, что я депутат и руководство помогает. Но так не везде… Когда человека в лесу укусила змея – я приехал на УАЗике. А в непроездные места геликоптер вообще-то высылают. Как и в снеговые заносы – ведь это человеческая жизнь и здоровье, самое важное… Есть места, где скорая по бездорожью едет 2,5 часа…

После того как новости о фельдшере разлетелись по СМИ, Степану Вознюку позвонило руководство – поблагодарили за работу.

На прощанье фельдшер произнес в трубку: "Отметьте обязательно, что медики – все молодцы, особенно коллеги, которые работают на экстренных вызовах".

P.S. 22 февраля, через неделю после вызова в село Воронив, фельдшеру Степану Вознюку, принесшего больного по сугробам к скорой, сообщили о смерти пациента – мужчина не выжил.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Откровения медика скорой: Признаюсь, еще весной я сам был ковидоскептиком