Запутанная трагическая история произошла 16 января недалеко от Мариуполя. Полицейские застрелили местного жителя 65-летнего Владимира Мигоцкого, заявив, что он покушался на жизнь их коллеги, пытаясь наехать на него грузовой "Газелью". Семья погибшего утверждает - убит невиновный человек, известный в городе бизнесмен и меценат. Так где же правда?
Целились по колесам
По официальной версии, на окраине Мариуполя у поселка Сартана полицейские, в штатском и на гражданском авто увидели странную картину. Не далеко от дороги в поле застряла легковушка, а на обочине стояла крытая тентом "Газель". В кузове грузовика лежали увесистые куски распиленного дерева. Никак "черные лесорубы". И дело закрутилось.
"Газель" вместе с грузом в скором времени была арестована, приехал эвакуатор, чтобы забрать ее на штрафстоянку и патрульный экипаж в форме и с автоматом.
А дальше по словам полиции один из мужчин попытался покинуть место происшествия, сев за руль грузовичка.
- На требование остановиться водитель не отреагировал и сбил полицейского. Правоохранители применили оружие, чтобы остановить авто. Одна из пуль попала в водителя, - сообщили в полиции.
…Мариуполь и прилегающий к нему поселок Сартана озеленены, но вовсе не реликтовыми лесами, а лесопосадками, имеющими вполне практическое назначение: удерживать зыбкую приморскую почву, защищать от суховеев поля, задерживать снег и для многого другого.
Местные, естественно, божатся, что ничего не спиливают, и кивают на военных.
Мол, якобы они занимаются вырубкой. Вот и бревна, которые стали "уликами" незаконной деятельности погибшего Владимира Мигоцкого, по словам его сына Александра, лежали у военного блокпоста у въезда в поселок Сартана.
|
Поехал помочь другу
Предыстория трагедии, рассказанная Александром - сыном погибшего, отличается от полицейской версии, и существенно.
- Днем в субботу мой брат Антон поехал в Сартану, чтобы помочь другу, у которого на дороге возле поля сломалась машина. Сел в свою "Газель", взял двоих друзей-помощников и поехал выручать, - рассказывает Александр. - Приехали, потянули "газелькой" машину – не получилось вытащить. Решили утяжелить "Газель" для лучшего сцепления колес с поверхностью. Вспомнили, что видели по пути кучу дров, вернулись, взяли оттуда несколько штук, положили в кузов и снова поехали к застрявшему другу. По пути их остановили полицейские в 99-м ВАЗе без опознавательных знаков. Они обвинили Антона и его друзей в незаконной вырубке леса, а потом вызвали то ли военных, то ли егерей – в общем, вооруженных людей в камуфляже. Те потребовали у Антона паспорт для установления личности - его не оказалось, только ксерокопия. Водительские права даже не попросили. Антон позвонил отцу, попросил его подвезти оригинал паспорта.
Пока Владимир Мигоцкий ехал к месту происшествия (примерно полчаса), люди в камуфляже уже уехали, остались только двое полицейских и эвакуатор.
- Отец начал спрашивать, на каком основании задержана машина. Ему ответили, мол, пилили деревья. Отец уточнил: поймали в момент вырубки или остановили машину, в которой были деревья? "Остановили машину". А что, перевозить бревна запрещено законом? "Они пилили деревья, машина задержана, ждем эвакуатор", - продолжает Александр Мигоцкий. – Отец взял у Антона ключи от "Газели", сел в нее и поехал, поскольку больше не видел оснований тут оставаться. Полицейские дали ему отъехать метров на 20-30, а затем один из них открыл огонь по машине из автомата. Вроде хотел воспрепятствовать ее движению, стрелял по колесам, но попал в шею отцу…
Вырубка - не тяжкое преступление
Адвокат семьи Мигоцких считает: полицейские не имели права применять оружие.
- Угрозы жизни или здоровью сотрудника полиции не было, - подчеркнул адвокат Юрий Захарченко. – Есть свидетели, которые находились на месте происшествия и которые могут это подтвердить.
По мнению Захарченко, наезд придуман для того, чтобы оправдать действия полицейских.
- Даже если полиция хотела арестовать авто и отправить на штрафплощадку за участие в "незаконной вырубке леса", она все равно не имела права открывать огонь. Вырубка леса не является тяжким или особо тяжким преступлением. Вообще история более чем странная! – утверждает юрист.
Должен ли полицейский предварительно стрельнуть в воздух? Если бы была реальная угроза его жизни – то нет. Но угрозы не было, говорит защитник.
Сейчас это дело находится в работе у Государственного бюро расследований и на контроле Офиса прокурора Украины. Семья погибшего, по словам адвоката, имеет право предъявить иск на компенсацию морального ущерба в адрес конкретных сотрудников полиции.
|
Девять гильз от автомата
На брифинге 18 января начальник Главного управления Нацполиции в Донецкой области Николай Семинишин и руководитель областной прокуратуры Евгений Белоусов осторожно отвечали на вопросы по этому резонансному делу. Сейчас рассматриваются четыре версии произошедшего: убийство по неосторожности; превышение служебных полномочий сотрудником полиции; умышленное убийство другими сотрудниками полиции и умышленное убийство неустановленными лицами.
Прибыло руководство Кальмиусского отделения Нацполиции в Донецкой области для документирования происшествия.
Само дело будет крутиться вокруг фактов незаконной вырубки леса. Полиция изъяла и спиленные деревья, и бензопилы. Также на брифинге заметили, что и эту "Газель", и этих людей уже задерживали прошлой осенью по аналогичному делу…
Естественно, параллельно установят правомерность применения полицейским оружия. Пока руководство Нацполиции Донецкой области придерживается первоначальной версии.
- "Газель" наехала на сотрудника, и поэтому был открыт огонь, - подчеркнул Николай Семенишин. – На месте происшествия на данный момент были найдены 9 гильз от автомата, две из них – в автомобиле "Газель" (что противоречит рассказу сына о том, что авто дали отъехать на 20 метров. Получается, огонь открыли возле "Газели", иначе гильзы туда бы не долетели. – Ред.). Конкретно сотрудник, который стрелял, прошел инструктаж. У него была боди-камера в соответствии с законом. Но всю информацию мы будем проверять.
Стрелявший – сотрудник полиции 1997 года рождения, студент 3-го курса юридического института, в полиции с 2018 года.
Погибший Владимир Мигоцкий – бизнесмен, основатель и директор рынка "Киевский" в Мариуполе, бывший заместитель главы горисполкома, один из инициаторов строительства храма Святого равноапостольного князя Владимира в приморском городе.
|
МНЕНИЕ ЮРИСТА
Для вырубки и перевозки нужно разрешение
- Чтобы пилить живые деревья в лесах или лесопосадках, нужно брать разрешения в местных органах власти, в отделах или департаментах экологии. Без этих разрешений разрешено пилить только сухие и уже поваленные стволы и кустарники. Естественно, бывают случаи, когда под видом вырубки сухостоя ликвидируются живые деревья, – рассказал "КП" в Украине" юрист Александр Лебедев.
В этих разрешениях (ордерах) указываются место и сроки вырубки, породы деревьев, разрешенных к вырубке. Любое нарушение хотя бы одного пункта ордера – это уже незаконная вырубка. Нет разрешения – значит, спиливать или вырубать ничего живого из деревьев нельзя.
Исходя из этого можно сделать вывод – полиция, найдя в машине распиленное дерево (судя по фото, это далеко не сухостой. – Ред.), могла заподозрить незаконную вырубку, потребовать документы на груз и задержать подозреваемых для выяснения обстоятельств.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ