Скандал вокруг корпорации "Укрбуд", ее экс-главы Максима Микитася и замглавы Офиса президента Олега Татарова вышел на новый виток. Национальная полиция предъявила Микитасю новое подозрение – в похищении человека и вымогательстве. О сценарии этого дела "КП" в Украине" уже рассказывала, сейчас попробуем разобраться, что же происходит за кулисами.
Одни сплошные якобы
Итак, по версии следствия, жертвой похищения стал помощник адвоката компании "Кириченко и партнеры" Олег Мирошниченко, который действовал в интересах Максима Микитася. Как утверждают наши источники в следствии, Микитась якобы хотел передать через него взятку за прекращение дела по махинациям с квартирами для Нацгвардии (в котором он потом пойдет на сделку со следствием с НАБУ. - Ред.) и якобы эту взятку не передал.
Опять же якобы, Микитась посчитал, что юрист ему должен, и попытался выбить деньги через уголовников. К месту подоспела полиция, освободила заложника и задержала исполнителей похищения. Сам Микитась в это время находился под ночным домашним арестом, а также под охраной спецназа Национального антикоррупционного бюро как особо важный свидетель по делу против замглавы Офиса президента Олега Татарова.
Однако есть версия противников НАБУ.
- Когда детективы НАБУ настаивали на мере пресечения для Максима Микитася в виде содержания в СИЗО, они мотивировали это тем, что на свободе он может представлять опасность и пытаться влиять на ход расследования дела о махинациях с квартирами для Нацвардии и других дел, связанных с "Укрбудом". Когда же он пошел на сделку со следствием и дал показания против Татарова, то вдруг перестал быть опасен, с точки зрения НАБУ, - говорит наш источник. – А сам, едва оказавшись вне тюрьмы, заказал похищение юриста.
Зачем взяли паузу
Но если повертеть медаль, появится другая сторона. Похищение юриста произошло 8 декабря. А подозрение Максиму Микитасю предъявили только 29 числа. Именно в этот промежуток времени решался вопрос о предъявлении подозрения Олегу Татарову, которому НАБУ вменяло причастность к даче взятки за фальсификацию экспертизы по оценке ущерба, нанесенного государству в деле квартир для Нацгвардии. Взятка заключалась в предоставлении эксперту места в крытом паркинге со 100-процентной скидкой. То есть даром.
Олег Татаров, который в свое время работал юристом в "Укрбуде", отрицал свою причастность к скандалу, но 18 декабря подозрение НАБУ ему все же вручило.
После этого сторонники НАБУ уже выдвигают свою версию: дело о похищении юриста было припрятано в рукаве как козырь против Максима Микитася, пока шли скрытые переговоры о деле в отношении Олега Татарова. Когда НАБУ настояло на своем, этот козырь выдернули.
Теперь Максиму Микитасю, который не пробыл на свободе и месяца, снова грозит арест. Формально похищение Олега Мирошниченко и махинации с квартирами Нацгвардии никак не связаны. Это два разных дела и разные меры пресечения.
Разные дела, разные меры пресечения
Это подтвердил для "КП" в Украине" адвокат Микитася – Артур Габриэлян.
- Подозрения, предъявленные Национальной полицией, ничем не обоснованы и являются провокацией. Связана эта провокация с "делом Татарова", - сказал он. - Ходатайства о мере пресечения мы еще не видели, но избрать могут любую, вплоть до самой строгой.
Юрист добавил, что меру будет избирать не Антикоррупционный, а обычный районный суд. Значит, готовность Максима Микитася сотрудничать со следствием, которое ведет НАБУ, не будет учитываться как смягчающее обстоятельство.
Наш источник в полиции поделился мнением, что в ответ НАБУ может попытается… спрятать Микитася от полиции.
- Пока не решен вопрос с мерой пресечения по делу о похищении, Антикоррупционный суд может сменить для Микитася домашний арест на личное обязательство и его даже могут переправить за границу, - предполагает анонимный собеседник.
Так вот интересно получается - на рядовое коррупционное дело наворачивается целый детектив из тайной войны спецслужб.
Все это лишь игра
В окружении Татарова считают, что глава НАБУ Артем Сытник ополчился на него за критику. В конце ноября в интервью изданию Татаров открыто назвал Сытника коррупционером и напомнил, что есть соответствующее решение административного суда.
- Дело против Татарова, которое открыло Национальное антикоррупционное бюро, бесперспективное. В период, когда ему вменяют подкуп эксперта, он был адвокатом, и максимум, что смогут доказать, это что он вел какие-то переговоры, - говорит политтехнолог Тарас Задорожний. - Я думаю, что Сытник таким образом давит на Офис президента, чтобы избежать своего увольнения. А Арсен Аваков в лице Национальной полиции подыгрывает Офису президента, преследуя свои интересы остаться в авторитете.
По мнению эксперта, все дела, которыми воюют друг против друга НАБУ и ОП, будут разыгрываться в политической плоскости и в конечном итоге ничем не закончатся. Как и дело "Укрбуда". Как и все остальные громкие дела, на которых пиарилось НАБУ.
Ждем второго сезона
В настоящий момент Сытник проиграл Офису президента два очка. Дело о похищении юриста, через которое пытаются его "достать", по сути является вторым ударом в ответ на предъявление Татарову подозрения. Первый был нанесен, когда по решению Печерского суда Киева Генпрокуратура передала "расследование дела Татарова" из НАБУ в подотчетное президенту СБУ. Позиция Артема Сытника сейчас не самая устойчивая.
- Рада так и не внесла изменения в закон о НАБУ после решения Конституционного суда о неконституционности назначения Сытника, - напоминает политолог Алексей Якубин. – Он все годы опирался на силу США, но сейчас там меняется администрация, и не факт, что для новых лиц Сытник останется таким же ценным. При Байдене будут поддерживать НАБУ как антикоррупционную институцию, но могут согласиться на смену руководителя.
Сумеет ли Сытник нанести удар в ответ или опять пришло время тайных переговоров, мы увидим во втором сезоне - в 2021 году.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
В 2000 году между Национальной гвардией и "Укрбудом" был заключен договор о передаче застройщику территории бывшей воинской части в центре Киева в обмен на 50 квартир и 30 крытых паркомест в новом жилищном комплексе "Артемовский".
К соглашению стороны вернулись только в 2016-2017 годах и пересмотрели условия. Главнокомандующий НГУ Юрий Аллеров подписал отказ от жилья в центре столицы в обмен на 65 квартир возле станции метро "Красный хутор". Военные получили ордера, но вскоре закралось подозрение, что сделка получилась неравноценной.
Уголовное дело открывала Национальная полиция. Экспертизу подписал замдиректора экспертно-криминалистического центра МВД Константин Дубонос. По этому документу Нацгвардию обманули на 7 миллионов гривен, которые "Укрбуд" вскоре возместил.
В это время НАБУ расследовало ряд дел по бывшему президенту корпорации "Укрбуд" Максиму Микитасю и затребовало дело по квартирам себе. Новая экспертиза показала, что нанесенный государству ущерб на разнице в стоимости квартир составил 81,6 миллиона гривен.
В мае 2020 года НАБУ сообщило о подозрениях по этому эпизоду Максиму Микитасю и экс-командующему Нацгвардией Юрию Аллерову.
Через семь месяцев, 30 ноября, подозрение в неправомерной выгоде предъявили эксперту Константину Дубоносу. В это же время Максим Микитась был выпущен из СИЗО под домашний арест в обмен на показания, данные против Олега Татарова.
По версии Микитася, именно Татаров, будучи юристом "Укрбуда", передал Кривоносу взятку в виде паркоместа в "Артемовском" в обмен на фальшивую экспертизу.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ