10 лет "Мира наизнанку": самые необычные приключения Дмитрия Комарова

11 декабря 2010-го вышел первый выпуск популярного трэвел-проекта. Вместе с телепутешественником вспоминаем истории из его жизни.

Личный архив Комарова

"Хочется сделать замечание этому волосатому пацану"

- 11 декабря ровно 10 лет, как вышел первый выпуск. Оглядываясь назад - будто вчера было, - вспоминает Дмитрий Комаров. - Когда смотрю первые выпуски, которые повторяются сейчас в эфире, мне постоянно хочется сделать замечание этому волосатому пацану, рассказать, что он делал не так. Но в этих первых программах есть какая-то прикольная искренность, детская непосредственность. Тогда же все делалось экспромтом, я учился снимать, экспериментировал.

За эти 10 лет телеведущий исследовал Камбоджу, Индию, Африку (Танзанию, Занзибар, Эфиопию, Кению), Вьетнам, Индонезию, Латинскую Америку (Мексику и Кубу), Боливию, Непал, Японию, Бразилию и Китай.

- Обожаю свою работу за непредсказуемость, экспромты и то, что ты не знаешь, что ждет тебя завтра. Но точно знаешь, ради чего живешь в таком режиме. Ради нее я и сейчас тоже где-то очень далеко. Не знаю, как и где пройдет мой день завтра. Клянусь! Это будет решаться "по ходу пьесы", и такое у меня постоянно. Каждый день – сюрприз. Практический каждый день – не по плану, даже если есть план. И чем больше таких дней – тем круче материал, - говорит телеведущий.

По его словам, скаждым годом уникальных мест и традиций становится все меньше:

- Цивилизация наступает. В некоторые племена, которые мы снимали в первых сезонах, уже проложили асфальтированные дороги. Традиции уходят в прошлое, и часть из них можно увидеть уже только в наших съемках, повторить которые уже невозможно. Искать экзотику все сложнее, но от этого наша работа становится только интереснее и азартнее. Но главная миссия проекта не только в поиске экзотики. Я хочу вдохновлять людей на собственные открытия, мотивировать. Хочу, чтобы вы не только познавали и удивлялись, не только видели те места, в которые по туристической путевке не поедешь. Моя мечта - чтобы как можно больше зрителей вдохновились, собрали рюкзак и отправились в путешествие.

Давайте не откладывать это дело в долгий ящик и прямо сейчас немного попутешествуем с Дмитрием Комаровым. Вместе с ведущим "Мира наизнанку" мы вспоминаем его самые необычные приключения и уникальные репортажи.

"Когда смотрю первые выпуски, которые повторяются сейчас в эфире, мне постоянно хочется сделать замечание этому волосатому пацану, рассказать, что он делал не так", - улыбаясь, рассказывает Комаров. Фото: Личный архив Комарова

Ловил и ел ядовитых тарантулов в Камбодже

Первый сезон "Мира наизнанку" Дмитрий Комаров снимал в экзотической Камбодже. Одним из самых запоминающихся приключений здесь стала охота на гигантских ядовитых тарантулов вместе с дикими племенами. 

- Нам повезло попасть в племя кхмеров, которые никогда не видели белых людей. Во времена Пол Пота, когда всю страну заставляли работать на рисовых полях, люди стали есть этих пауков, и они перешли в разряд деликатесов, - говорит Комаров. - Охота на них очень опасна. У пауков большие зубы, от укуса можно получить серьезную опухоль, даже умереть. В общем, кхмеры сами их боятся. Мне показали весь процесс. Ловить их нужно руками, но брать за спинку, чтобы паук не вывернулся и не укусил. Потом, как картошку фри, этих гигантов жарят в масле и целиком едят. По вкусу -  как кузнечик. Но для наших людей лучше сравнить с пережаренной куриной корочкой. 

Очень опасный, а по вкусу - как кузнечик. Фото: Личный архив Комарова

Отыскал последних обладательниц легендарных "ножек-лотосов" в Китае

Во время китайской экспедиции Дмитрию Комарову удалось найти и записать интервью с последними обладательницами "ножек-лотосов". Сегодня это 80-летние женщины со стопами размером 7-9 сантиметров, которые в детстве прошли болезненный обряд бинтования ног. Почти тысячу лет подряд маленькая стопа считалась эталоном красоты. Но чтобы ему соответствовать, маленьким девочкам специально ломали пальцы ног и деформировали стопу. Обладательницы "ножек-лотосов" носили особенную обувь - традиционные туфли конусовидной формы, о которых слышал весь мир.

- Традиция бинтования зародилась после того, как император увидел, насколько хорошо танцует одна из его наложниц. У нее были очень маленькие ножки. И он сказал, что под каждым ее шагом на земле появляются лотосы. Так возник идеал красоты - ножка размером в 7 сантиметров. Самое страшное, что "ноги-лотосы" не были редким явлением. Абсолютно во всем Китае около тысячи лет подряд от этой традиции страдали все женщины. Если ты девушка - тебе ломают пальцы, чтобы уменьшить размер ноги, потому что стандарты красоты того времени говорили, что ты не выйдешь замуж с обычными, большими ступнями, - делится шокирующими впечатлениями ведущий.

Сегодня ужасающая традиция, из-за которой миллионы девушек были вынуждены ежедневно страдать и терпеть боль, уже в прошлом. В мире осталось лишь несколько женщин-обладательниц ступней длиной 7-9 см. Во время съемок этого особенного репортажа “Мир наизнанку” впервые сделал рентген стопы одной из бабушек с "ногами-лотосами". В медицинском заключении врачи отметили, что человек с такими ногами не может полноценно передвигаться и должен считаться человеком с инвалидностью. 

С обладательницей "ножек-лотосов". Фото: Личный архив Комарова

Узнал все тайны грандиозного карнавала в Рио

Путешествуя по Бразилии, Дмитрий Комаров, конечно же, не смог пройти мимо известного во всем мире карнавала в Рио-де-Жанейро. По традиции программы, "Мир наизнанку" решил показать не просто масштаб празднования, но и узнать все секреты его организации.  Так, Дмитрий Комаров и его оператор Александр Дмитриев в составе легендарной школы самбы стали первыми украинскими журналистами, которые попали в сердце шоу и сняли на скрытые камеры всю "изнанку" карнавала. В то время как другим камерам было разрешено снимать только со стороны трибун. 

- Съемка на карнавале на самом деле строго запрещена. Это дисквалификация, штрафные баллы для всей команды. Но руководитель нашей команды намекнул мне, что если нас никто не заметит, то мы можем попробовать снять. Чтобы показать карнавал изнутри, мы прятали технику. У меня на руке на черном шнурке висела маленькая камера, которую можно было легко спрятать в рукав в любой момент. В костюме был вшит микрофон, а в перчатке лежала запасная батарея, - рассказывает Дмитрий. 

Скрытые камеры путешественники "зашили" под свои карнавальные костюмы, рискуя быть задержанными местной полицией за несанкционированную съемку. Но не все сложилось так просто. На карнавале команду "Мира наизнанку" ограбили. 

- Украли рюкзак, где были все наши самые яркие, сочные, отснятые материалы с карнавала. Это было ужасно. Там было все, к чему мы так долго готовились и с таким трудом сняли. Потом через наши связи мы обращались к бандитам и пытались выкупить наш рюкзак, но его так и не смогли найти, - вспоминает Комаров. 

В итоге команде пришлось купить новую технику. К счастью, "Миру наизнанку" улыбнулась удача и выпала еще одна возможность поучаствовать в карнавале. Танцевальная команда, в составе которой выступал Дмитрий и Александр, прошла в шестерку лучших, а значит, получила еще один шанс выйти на самбадром. Так "Мир наизнанку" смог повторить съемку на легендарном карнавале в Рио-де-Жанейро.

Карнавал в Рио снимали скрытыми камерами. Фото: Личный архив Комарова

Попал за решетку на Кубе 

Экстремальной во всех планах стала также экспедиция на, казалось бы, мирную Кубу. По словам телеведущего, именно здесь он пережил самые опасные в своей жизни приключения. Из-за уникальных отснятых кадров нетуристической Кубы украинцев посадили за решетку и пригрозили 15 годами тюрьмы. 

- Первый арест, первая в жизни депортация из страны. Испытали на себе все - под охраной ходили в туалет, просили воду по шесть часов… Нас обыскивали, допрашивали часами. Перед депортацией мы еще сутки под наблюдением находились в аэропорту – сидели на скамеечке. В самолет заводили под конвоем,- вспоминает Комаров. 

Вытащил Диму и Сашу из кубинской тюрьмы украинский консул. Хотя кубинцы депортировали съемочную группу "Мира наизнанку" в Мексику, они не сдались и решили вернуться на остров, чтобы доснять программу. Всю запрещенную аппаратуру провезли очень хитрым способом. А по возвращении на Кубу за ними сразу увязался "хвост". Их регулярно вызывали на допросы, установили наружное наблюдение. Снимали в режиме спецоперации.

- За нами все время следили. На нас собирали улики. Был вполне реальный шанс надолго сесть в тюрьму за нелегальную съемку, шпионаж или, что еще хуже, деятельность против революции. Но хитрый и продуманный до мелочей план нашей спецоперации помог спасти видео и не без помощи дипломатов сбежать из страны, - продолжает Дмитрий. 

Когда "Мир наизнанку" во второй раз возвращался с Кубы, консулу Украины пришлось буквально отбивать Комарова и Дмитриева у местных "кагэбэшников" и лично сажать на самолет.

Встречал Новый год в африканском племени и угощал аборигенов украинским оливье

Свой самый необычный Новый год Дмитрий Комаров встречал в диком племени масаи посреди кенийской саванны. Удивительно, что во время съемок африканского сезона "Мир наизнанку" вообще не планировал заезжать в Кению, но именно здесь местный гид нашел очень интересного персонажа для съемки - русскоязычного аборигена из племени масаи. 

- У меня тогда появился шанс оказаться в племени масаи, где никогда не было до нас туристов. К тому же прямо в новогоднюю ночь да еще и с одним из трех русскоязычных масаев на планете. Тогда я поменял планы, и мы начали экспедицию с Кении. Для новогоднего празднования я приготовил аборигенам целый тазик оливье из продуктов, которые привез из Украины, и даже установил в племени настоящую елку из Коломыи, - вспоминает Комаров. 

Новый год в африканском племени получился очень запоминающимся как для украинцев, так и для масаев, которые впервые в жизни дегустировали соленые огурцы и удивлялись необходимости отваривать куриные яйца. 

Масаев Дима угощал оливье. Фото: Личный архив Комарова

Чудом не сел на самолет, который разбился в Гималаях

Экспедиция в Непал не раз проверяла украинских путешественников на прочность. Здесь во время съемок оператор программы Александр Дмитриев сильно повредил ногу и на две недели оказался в госпитале. Это был единственный раз, когда Саша был вынужден покинуть экспедицию, а Дима остался в стране и продолжил снимать восхождение к базовому лагерю Эвереста. Хотя и продолжение экспедиции не далось так просто - два раза телеведущего эвакуировали самолетом с гор из-за отека легких. 

Но в Непале с путешественниками могла случиться и более страшная беда. Здесь Саша и Дима едва не сели в самолет, который разбился в горах. Тогда погибли все 18 человек, которые были на борту.

Дмитрий признается, что до сих пор воспоминания о тех событиях у него вызывают дрожь:

- У нас был выбор: либо 15 минут на самолете, либо сутки на джипе. На самолете - дешевле и быстрее, на джипе - дороже и дольше. Я в последний момент почему-то выбрал джип. Это было абсолютно нелогичное решение, ведь наземный маршрут занимал значительно больше времени и стоило это дороже. Такое решение спасло нам жизнь. Когда узнали об авиакатастрофе, просто мороз был по коже. Потому что, действительно, нас от смерти отделяла посадка на этот борт. Мы сидели, смотрели на разбитый самолет и думали об одном и том же - что могли находиться в нем. Эта авиакатастрофа - одно из самых страшных зрелищ в моей жизни. Хотя я видел, как кремируют тела, как кипят в черепе мозги, и ко многому уже привык. 

Резко поменяв маршрут съемки, Дима и Саша отправились вместе с непальскими спасателями на место катастрофы. Тогда они оказались единственными журналистами, которым удалось попасть на место крушения. 

- Пришлось пойти на хитрость, чтобы получить разрешение на съемку, - местных журналистов туда не допустили. Представители непальской организации Civil Aviation, курирующей гражданскую и коммерческую авиацию и занимающейся расследованием авиакатастроф, заметили, что у меняхорошая камера, и попросили снимки с места происшествия,- добавляет Комаров. 

На месте крушения самолета. Фото: Личный архив Комарова

Проехался по дороге смерти в Боливии и попал в опасный регион, где выращивают коку

Одна из самых опасных "изнанок" Боливии - наркоторговля. Это страна очень дешевого кокаина, где кока – национальный продукт. Однажды президентом здесь стал политик, который пообещал защищать интересы сборщиков листьев коки. Их местные жители просто жуют или заваривают кока-чай. 

Чтобы попасть в главный регион, где выращивают коку, Дмитрию Комарову пришлось проехаться по настоящей Дороге смерти: 

- Дорога смерти – одна из визиток страны, так как там погибает много людей, не меньше сотни трупов за год. Дорога смерти очень узкая и покрыта гравием, на ней нет никаких ограждений и обрывы вниз длиной не меньше километра. Если колесо, не дай бог, соскочило - то все, до свидания. В первый день, когда мы попали на Дорогу смерти, то я старался аккуратно вести машину. Вся дорога обставлена крестами. По ней ходят также рейсовые автобусы, с которыми тяжело разминуться. Нужно искать специальные места, чтобы более-менее безопасно разъехаться. Когда мы ехали, часто колесо шло в трех-пяти сантиметрах от обрыва. Но человек ко всему привыкает и перестает бояться. Я осторожничал первые два дня. А дальше это уже стало рутиной, я просто жил на этой Дороге смерти. Самое главное для водителя на Дороге смерти – не допустить ошибку. Ошибиться можно только один раз,- вспоминает Комаров.

На Дороге смерти, по словам телеведущего, колесо машины часто шло в трех-пяти сантиметрах от обрыва. Фото: Личный архив Комарова

КСТАТИ

А как все начиналось?

- Примерно 12 лет назад я полетел в Юго-Восточную Азию - один, на неопределенный срок. На тот момент это был мой стиль жизни – уезжать куда-то, желательно с билетом в один конец, и погружаться в жизнь новой страны без конкретных маршрутов и четких планов, корректируя их по ходу поездки, - вспоминает Комаров. - В мегатуристическом Таиланде меня интересовала обратная сторона. И я первым делом выбрал для себя север страны в районе границы с Бирмой и Лаосом. Арендовал старенький двухдверный праворульный джипик Suzuki. И две недели ездил вдоль границы с Мьянмой по проселочным дорогам, забираясь в те места, которых, как правило, нет в путеводителях. Тогда еще у меня не было смартфона с онлайн-картой – я пользовался бумажными картами, потихоньку пробираясь по маршруту, который сам для себя придумал и от руки нарисовал на листочке А4. Меня интересовали поселения чау кхау или людей гор. Именно в этой поездке, когда во время тропического ливня был обвал дороги, я бросил свой джипчик и вместе с народом пошел дальше пешком. Реку мы переходили вброд. В тот самый момент я подумал – как же здорово и круто вокруг, какие фантастические вещи я вижу и как хочется поделиться этими эмоциями со всеми. Тогда впервые появилась идея попробовать снять телепрограмму. Экспериментально. Мне тогда было 25.

Если покопаться в архивах, можно найти и такое фото. Узнали? Фото: Личный архив Комарова

О первом сезоне "Мира наизнанку"

- "Интересно, на сколько меня хватит?" - думал я в декабре 2010 года, сидя с режиссером монтажа Виталиком Нарышкиным возле компьютера на приставном стульчике в комнатушке без окон. Мы вдвоем монтировали первый сезон "Мира наизнанку", часто уходили домой в 3-5 часов утра. Или не уходили, - рассказывает ведущий. - Как сейчас помню – дверь нашей монтажки была открыта, вечером нормальные люди уходили из офиса домой, прощались, а мы оставались. Иногда я засыпал прямо на стуле, положив руки на стол, а голову – на руки. Потом просыпался и понимал, что уже 9 утра, а коллеги, которые вчера прощались, говорят "доброе утро!" Уже в другой одежде, свеженькие, бодрые. А я – все в той же, лохматый и сонный. Я выпивал 5 чашек кофе из автомата и продолжал монтировать Камбоджу. С одной стороны – внезапно сбылась моя мечта, я сделал свое телешоу, которое сразу попало на любимый "1+1". Я был счастлив, но не понимал, сколько еще протяну в таком режиме. А потом "втянулся". Журналистика и путешествия – мой "наркотик". Вопрос "на сколько меня еще хватит" возвращался не раз, но вот 11 декабря 2020 года программе исполняется 10 лет. Кажется, еще вчера неуклюже произносил первые фразы в камеру.

Нет ощущения, что это было так давно. Я счастлив, что вместе с вами вхожу в новую "десятилетку" "Мира наизнанку". Без вашей любви к проекту я бы сейчас не сидел на кровати под одеялом в куртке и шапке в городе с непроизносимым для нас названием и не писал бы этот пост. Спасибо за поддержку, которую я чувствую даже от незнакомых людей везде и всегда. Давайте вспомним самое интересное, начиная от "волосатого мальчика, которого укусила змея" до коронавируса.

Некоторые кадры, которые выходят в программе, снимает сам Комаров. Фото: Личный архив Комарова

БУДЬ В КУРСЕ!

Как это работает?

В экспедицию на съемки трэвел-шоу "1+1" отправляются всего два человека - Дмитрий Комаров и оператор Александр Дмитриев, а уже на месте к их команде присоединяется третий человек - гид, который одновременно работает и переводчиком. 

Съемки в одной стране длятся от нескольких месяцев до полугода, но подготовка к экспедиции начинается задолго до самой поездки. В течение трех-четырех месяцев Комаров изучает всю существующую информацию о стране в интернете, книгах и фильмах, лично выискивает самые небанальные и интересные места для съемок. Потом ведущий в поисках той самом "изнанки" может один поехать на разведку в нужный регион, познакомиться с будущими героями программы и даже снять пробные кадры на телефон. 

Очень часто съемки проходят в походных условиях, вдали от цивилизации и комфорта. В поисках интересных репортажей Дмитрий и Александр месяцами живут в джунглях вместе с племенами, проводят экспедиции в горах и пустынях, совершают восхождения на горные вершины. Часто проводят собственные журналистские расследования.

Еще одна важная особенность программы - все, что Дмитрий показывает, он испытывает на себе лично. Дмитрий осваивает новые профессии, участвует в карнавалах, праздниках, обрядах и церемониях. Рассказывая о кулинарной традиции, Дмитрий обязательно пробует все блюда, даже самые страшные для европейца. Например, помимо вышеупомянутых пауков-тарантулов, пробовал ядовитую рыбу фугу в Японии и ел личинки насекомых в джунглях. Если в стране происходят важные события, ведущий непременно отправляется туда, чтобы увидеть изнутри или же стать участником ликвидации последствий природных катастроф.

С собой в новую страну Дима и Саша везут всю необходимую технику - и это не только камеры, микрофоны и штативы. Везут все - вплоть до батареек. Так что можете себе представить размеры их багажа! Например, только батареек получается до 100 штук: 70 для фотоаппаратов и 30 для микрофонов-петличек. 

Некоторые кадры, которые выходят в программе, снимает сам Комаров. Иногда брать в руки фотоаппарат приходится даже гиду. Например, когда ведущий работает в кадре и нужна съемка с двух камер, Дмитриев проводит небольшой мастер-класс гиду-переводчику и просит его снять общий план или что-то несложное. 

Также Комаров часто сам снимает себя на селфи-камеру. А скрытые съемки проводят на специальную экшн-камеру, которую легко можно куда-то спрятать. Завораживающие кадры с высоты птичьего полета ребята снимают с помощью дрона. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Секреты телешоу: Суханову подсказывают имена, а за Холостяком шпионят из шкафа