Сытник против Офиса президента: все детали скандального дела

Чем закончится противостояние НАБУ и власти.

Facebook?

За одни сутки в СИЗО на Лукьяновке провели рокировку: койко-место в изоляторе занял заместитель директора Государственного научно-исследовательского экспертно-криминалистического центра МВД Константин Дубонос, а покинул - бывший президент корпорации "Укрбуд" и бывший народный депутат Максим Микитась. Эти два события имеют непосредственное отношение к скандалу, который вот уже несколько дней развивается между Офисом президента и Национальным антикоррупционным бюро.

"КП" в Украине" попыталась выделить основные фрагменты противоречий, а заодно сделать прогноз их последствий.

Главные действующие лица

Олег Татаров – замглавы Офиса президента, бывший замначальника Главного следственного управления МВД (2011 – 2014 гг), бывший юрист "Укрбуда", адвокат.

Артем Сытник – глава Национального антикоррупционного бюро.

Максим Микитась – фигурант ряда уголовных дел, бывший президент компании "Укрбуд", народный депутат VIII созыва.

Потери от сделки с квартирами - 81,6 миллионов гривен

Незадолго до расформирования Нацгвардии в 2000 году между ней и "Укрбудом" было составлен договор о том, что застройщик получает территорию бывшей военной части в Киеве, на Печерске, в обмен на 50 квартир и 30 крытых паркомест в новом жилищном комплексе "Артемовский".

Время шло, проводились реформы, менялась власть… К соглашению стороны вернулись в 2016-2017 годах и пересмотрели условия. Главнокомандующий НГУ Юрий Аллеров подписал отказ от жилья в центре столицы в обмен на 65 квартир на выселках – возле станции метро "Красный хутор". Военные чин чином получили ордера, но вскоре закралось подозрение, что сделка получилась неравноценной.

Уголовное дело открывала Национальная полиция. Экспертизу подписывал замдиректора Государственного научно-исследовательского экспертно-криминалистического центра МВД Константин Дубонос. Согласно документу, Нацгвардию обманули на 7 миллионов гривен, которые "Укрбуд" впоследствии возместил.

Все бы ничего, если бы в это время НАБУ не работало по бывшему президенту корпорации "Укрбуд" Масиму Микитасю, которому вменяли целый букет уголовных дел. Бюро затребовало уголовное дело по жилью для Нацгвардии в свое производство, назначило собственную экспертизу. Вывод - реальные потери от сделки с квартирами составили 81,6 миллионов гривен. Заключение экспертов МВД оказались сфальсифицированным.

В мае 2020 года НАБУ сообщило о подозрениях по этому эпизоду Максиму Микитасю, экс-командующему Нацгвардией Юрию Аллерову, а также еще ряду лиц, в котором, отметим, не оказалось эксперта.

Защищать Татарова до последнего

В конце ноября на сайте  вышел комментарий заместителя главы Офиса президента Олега Татарова, который произвел эффект разорвавшейся бомбы. Речь шла о проекте закона, который позволял бы Артему Сытнику возглавлять НАБУ до назначения нового руководителя - таким образом в Кабмине пытались распутать ситуацию, возникшую после решения Конституционного суда о неконституционности назначения Сытника.

Татаров рубил с плеча. Напомнил, что Сытник признан коррупционером по вступившему в силу решению суда, что занимает свой пост незаконно. Заявил, что тот не имеет морального права возглавлять антикоррупционное ведомство и должен уйти. Вишенкой на торте стало откровение о том, что Сытник сам является фигурантом подозрений, в частности, о влиянии на решения хозяйственных судов в пользу своих друзей и близких.

Чтобы пригасить поднявшийся шум, Офис президента сделал заявление, что позиция Татарова является его личной, а не государственной. В то же время в прессу просочилась информация о том, что у Зеленского приняли решение защищать Татарова до последней капли крови.

Что осталось за кадром?

Версия 1: Олег Татаров известен как опытный, расчетливый и осторожный юрист, который не склонен к рискам. Делать подобные заявления без согласования со своим шефом Андреем Ермаком он вряд ли бы отважился. В ОП знали, что со стороны НАБУ за Татаровым ведется слежка, и решили повернуть события так, чтобы все дальнейшие шаги Сытника выглядели местью за высказанную Татаровым правду.

Версия 2: После решения Конституционного суда Сытника спасло от увольнения только заступничество зарубежных партнеров, в частности, со стороны МВФ. Он понимал, что в ОП не оставляют желания столкнуть его с кресла, а заявления Татарова в этом утвердили. Нужно было срочно наносить удар, и в НАБУ решили жать на педали.

Развитие

В понедельник 30 ноября о подозрении в неправомерной выгоде сообщили заместителю директора Государственного научно-исследовательского экспертно-криминалистического центра МВД Константину Дубоносу. Как утверждает следствие, за удобную для "Укрбуда" экспертизу он получил место в крытом паркинге ЖК "Артемовской" ценой в 250 тысяч гривен.

На следующий день, 1 декабря, еще одно подозрение было предъявлено Максиму Микитасю - в предоставлении неправомерной выгоды за обеспечение выдачи недостоверного письменного заключения судебного эксперта.

В тот же день главный редактор сайта "Цензор. НЕТ"  вытряхивает как из мешка все тайны следствия по делу о квартирах для Нацгвардии. Вкратце это звучит так: "Максим Микитась дал сенсационные показания в НАБУ о том, как замглавы Офиса президента Олег Татаров подкупил эксперта МВД Константина Дубоноса для фальсификации уголовного дела. Татарова защищают в ОП".

В посте речь идет о других, с точки зрения Бутусова, прегрешениях Олега Татарова и о том, что офис Зеленского не оставил НАБУ возможности предъявить подозрение своему уволенному сотруднику. Придется, дескать, предъявлять действующему.

Завершает картинку призыв: "… гражданское общество обязано оказать максимальное давление и провести митинги протеста против аморальной и циничной защиты президентом Зеленским и его офисом подозреваемого в коррупции Олега Татарова.

Что осталось за кадром?

Версия 1. Юрий Бутусов, традиционно посвященный в деятельность правоохранительных органов, написал пост искренне, от всей души, будучи уверенным, что в Офисе президента устыдятся, а народ бросится митинговать на Банковую, взывая к ценностям Майдана.

Версия 2. У Сытника понимали, что с вручением подозрения крупному чиновнику от ОП возникнут проблемы и заранее попытались сформировать общественное мнение в сторону того, что окружение Зеленского покрывает коррупционеров.

Сделка со следствием

В рукаве НАБУ уже шевелился и похрустывал главный козырь, но выигрыш сорвался. Как следует из официального сообщения Антикоррупционного бюро, вечером 1 декабря глава Офиса генерального прокурора Ирина Венедиктова тайно изменила процессуальных руководителей в уголовном производстве по факту предоставления взятки эксперту. Проще говоря, подозрения Олегу Татарову генпрокурор не подписала и этим лишила НАБУ и Специализированную антикоррупционную прокуратуру возможность вручить Татарову подозрение, задержать его и ставить вопрос об аресте.

В тот же день Максим Микитась на своей странице в "Фейсбук" выложил всю  о своем сотрудничестве с Олегом Татаровым и том, как он своим коварством развалил "Укрбуд". А в четверг 3 декабря появилось официальное сообщение, что Микитась пошел на сделку со следствием и выпущен из СИЗО под домашний арест. Он добровольно возместил в бюджет 50 миллионов гривен и готов говорить на следствии все. Как на исповеди.

Офис генерального прокурора оставил без внимания выпады НАБУ в свой адрес. Из ОП передали интернет-агентству  комментарий Олега Татарова, который сводится к тому, что НАБУ распространяет непроверенные слухи в отместку за критику и ни к каким преступлениям замглавы Офиса президента не причастен.

Что осталось за кадром?

Версия 1: Ирина Венедиктова сама находится в подвешенном состоянии, пойти против позиции ОП – это как подписать себе отставку. Нарушения, к которым апеллирует НАБУ, не являются критическими. К таким уже прибегали предшественники Венедиктовой, когда речь шла о щекотливых делах.

Версия 2: Основания для подозрений Олегу Татарову могли показаться Венедиктовой недостаточными. Показания Микитася – это позиция лица, заинтересованного в смягчении наказания. Фамилия Татарова звучала в суде по мере пресечения эксперту один раз в связи с СМС, которое тоже можно трактовать неоднозначно.

Продолжение следует

Источники, а в этом запутанном деле СМИ опираются в основном на них, свидетельствуют, что в понедельник в Офисе генпрокурора должно пройти важное совещание: что делать и как быть. Какие показания дает арестованный Константин Дубонос? Слива нет. Зато на  появилось сообщение о том, что компания, совладельцем которой является тесть Татарова, получила от Киевсовета землю под застройку после престижного назначения зятя.

Значит, борьба продолжается и нас ждет второй сезон. Что в нем будет, "КП" в Украине" спросила у политологов.

Игорь Попов, эксперт в "Украинском институте будущего":

- Продолжение скандала будет однозначно. И закончиться может любым исходом. Я даже не исключаю, что будут уволены два основных фигуранта – Сытник и Татаров.

Что касается политических последствий, то для рейтинга Зеленского внутри страны они будут минимальными. Простым людям непонятно, да и не интересно понимать, кто такой Татаров. А паркоместо, которое кому-то дали три года назад – это вообще ни о чем.

Но заинтересованные лица будут тему продвигать, чтобы поссорить Зеленского с Западом. Кстати, у нас сейчас на кону интересные переговоры - кто поедет на инаугурацию Джо Байдена.

Константин Бондаренко, руководитель фонда "Украинская политика":

- Команда Зеленского должна что-то предпринимать. Ей сейчас надо либо капитулировать, либо показать, что Украина является суверенной силой и не зависит от внешнего влияния.

За Сытником стоят американцы и посольство США в Украине. Но Кристина Квин скоро покинет Украину, и приедет некто другой. Насколько сложится у Сытника дружба с новым послом, посмотрим.

В любом случае, "дело Татарова" создано на голом месте. Сытник пытается показать, кто в доме хозяин.

Алексей Якубин, политолог:

- Офис президента поставлен перед фактом, что надо что-то делать с Сытником. Переговоры с международными финансовыми институциями застопорились, согласие оставить Сытника на месте не гарантирует Украине транш МВФ. Хотя по этому вопросу еще могут быть торги.

В законе про НАБУ однозначно что-то придется менять. Ведь решение Конституционного суда никто не может отменить. Татарову в этой ситуации могут отводить роль "плохого полицейского". А потом найдется "хороший", который склонит Сытника к компромиссу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Послы G7 призвали разрешить конституционный кризис за две недели