Елена Фроляк: Сейчас у нас все за демократию, но демократия не должна быть анархией

Телеведущая рассказала, как ей удается оставлять образ руководительницы на работе и перестраиваться на семейный лад дома.

ICTV

"Когда ты очень чего-то хочешь - вставай, иди, делай!" - считает Елена Фроляк. Так сама поступает и другим советует. Сейчас на ICTV Елена совмещает две должности - ведущей "Фактов" и главного редактора информационной службы канала. И это, как оказалось, очень не просто в плане отношений.

- Я бы сказала - я слабая женщина с сильным характером. Он такой благодаря моему психотипу, воспитанию, он закалялся все эти годы, - говорит Фроляк. - Работа меня закалила. Жизнь наша непростая закалила. Я также слабая в какой-то степени: могу плакать, могу расклеиться, могу заболеть. Я не из железа сделана.

В рамках кампании "Я сильная" 52-летняя телеведущая рассказала о роли руководительницы, о себе, которую оставляет за кадром, и своей семье.

О полетах и боязни турбулентности

- Я родилась в Казахстане, а моя бабушка жила в Западной Украине. И я часто с родителями приезжала к ней. Представляете, где Алматы, а где - Ивано-Франковская область? Поэтому полетала я немало. В детстве аура аэропорта - гул самолетов, пилоты, стюардессы - особенно завораживала... Даже во время вступительных экзаменов в львовский университет я могла приехать в аэропорт, чтобы просто посидеть и послушать, как взлетают и садятся самолеты. Вот эти эмоции путешествий, встреч, приездов-отъездов, долгожданных свиданий, впечатлений и жажды новых ощущений меня до сих пор волнуют...

Потом, когда стала старше, родила своих детей, начала бояться некоторых вещей, в частности турбулентности. В 5 лет я об этом, конечно, не думала. Поэтому мечта стать стюардессой логическим путем растворилась. Но я до сих пор летаю часто - и по работе, и в отпуск. До сих пор с восторгом и пиететом смотрю на стюардесс и пилотов, до сих пор считаю профессию по-настоящему неземной во всех смыслах.

О формуле упрямства

- Одна моя знакомая поступала в медицинский институт шесть раз - и на седьмой таки поступила. Проучилась 6 лет, потом – интернатура. В итоге получился замечательный специалист. Это история о том, что не стоит сдаваться, что нужно быть по-здоровому упрямым. Я тоже трижды поступала на журфак. Но в моем случае после второго провала сыграла роль злость, возможно, это такая форма упрямства. Я хотела доказать, что не хуже, что могу, и мне это удалось. В Киевский национальный университет поступила уже очень легко, имея за плечами 2 года стажа. Я верю в судьбу, наверное, так должно было случиться. И очень благодарна сейчас тем львовским преподавателям, которые поставили мне на последнем экзамене "тройку".

Но тут важно отметить, что я не пустила ситуацию на самоход, а добивалась цели. Когда ты очень чего-то хочешь - вставай, иди, делай - и Вселенная тебе поможет. Проверено.

О повышении

- Думаю, мое повышение до главного редактора в "Фактах" коллеги восприняли по-разному. Дело в том, что я с ними со всеми была на "ты", мы были коллегами достаточно длительное время. А потом я стала руководительницей. Хотя очень не люблю это слово. Произошло изменение мизансцены. То есть я уже с журналистом или с ведущей могла поговорить совсем по-другому, чем это было до сих пор. Еще вчера мы разговаривали как коллеги, а сегодня мне нужно поругать журналиста за плохой сюжет. Но, опять же, здесь мне помог мой журналистский опыт, и мне никто не может сказать: "Если ты такая умная, то сделай и покажи как надо". Даже сейчас, несмотря на свою загруженность, я нахожу время на съемки сюжетов и получаю от этого массу удовольствия, поддерживая и творческую форму.

С 2000 года - ведущая "Фактов". Фото: ICTV

О коллегах

- Мое правило построения коммуникаций с коллегами: мы - партнеры. Но у меня немного больше прав. Следующее мое правило: я - за справедливость. Даже если кого-то эмоционально и высеку, то конкретно и по делу. Но всегда найду время на похвалу, комплимент и заслуженную благодарность за хорошую работу. На телевидении нет времени обижаться, держать обиду, ты связан со многими людьми неразрывно, дуться и тем более "надуваться" некогда. Камера очень правильно "просвечивает" твой сорт.

О стажировке на CNN

- Во время стажировки на CNN я вообще не обращала внимания на отношения между людьми. Смотрела, как работают профессионалы: как работают с информацией ведущие, как журналисты снимают сюжеты, как режиссеры монтируют. Это был далекий 1993 год. Когда мы снимали на VHS, они уже работали с аппаратурой, о которой мы и не слышали. Нас учили быть ответственными за свои слова. Ведь к ответственности за слова там относятся, как к чему-то сакральному. Там ради "красного словца" никто не рискнет что-то ляпнуть, а у нас это проходит.

Тогда меня больше всего поразила узкопрофильность специалистов. Если ты режиссер монтажа - ты только монтируешь материалы. И ты - профи! Если ты оператор - то классный оператор, а не вдобавок еще и осветитель, декоратор или монтажер.

Но сейчас все изменилось коренным образом, именно западные медиа очень быстро перешли на универсальность - журналист сам снимает, монтирует, берет интервью, редактирует, находит героя. И чем перечень твоих умений и навыков шире, тем дороже ты стоишь. Твоя капитализация возрастает в разы.

Я никогда не забуду встречу с Тедом Тернером, в то время владельцем CNN, на которой он сказал важную фразу: "Запомните: телевидение - это магия. И даже если вы показываете войну, думайте про кадр, думайте, что показываете".

О гендерных дисбалансах

- Если бы я прожила 30 лет в Штатах, то смогла бы ответить на вопрос "как относятся к женщинам-руководительницам за рубежом". В своей жизни я не сталкивалась с ситуацией, когда, скажем, на работу пришла устраиваться очень крутая женщина - дипломированный специалист, со знанием двух-трех языков, с профессиональным багажом,  - но ее "подвинули" только потому, что она женщина. Да, пожалуй, в обществе царят стереотипы. Так, мужчинам платят больше. Например, исполнительница главной роли в сериале "Корона" Клер Фой получила гонорар на 20% меньше, чем актер, игравший принца. Конечно, меня это поразило, поскольку их роли просто несопоставимы. Вот здесь точно гендерный дисбаланс. Но все-таки, мне кажется, по большому счету сейчас время профессионалов, и никто не смотрит - ты в юбке или в брюках, главное, чтобы был эффективный. Здесь я вспоминаю слова Маргарет Тэтчер: "Хочешь действий - иди к женщине. Хочешь разговоров - иди к мужчине".

У меня в ньюз-руме - 80% женщин. Нам мужчин-журналистов не хватает. В моей среде вообще не возникает гендерных дисбалансов. Как я уже говорила, у нас на ICTV очень много руководительниц: финансовый директор, главный редактор, директор департамента аналитических программ - все женщины.

О совмещении должностей

- Сложно совмещать должность главного редактора и ведущей. Особенно сложно в эфирную неделю: тебе нужно решать административные вопросы и параллельно готовиться к выпуску. Но я сама выбрала этот путь. Я, кстати, читала, что мозг женщины лучше настроен на многозадачность: здесь я пишу подводку, а здесь - договариваюсь о съемке и веду переговоры с потенциальным героем сюжета.

О семье и работе

- Для того чтобы совмещать работу и семью, надо быть дисциплинированным и организованным. Я по своей природе дисциплинированная: стараюсь не подводить людей, не опаздывать, держать слово. Это простые правила, но они работают.

Несмотря на то что мой муж - главный оператор на канале, а я - главный редактор, мы прекрасно уживаемся под одной крышей. Вы знаете, очень хорошо, что мы из одной сферы. Потому что человек хорошо знает: если я на работе, значит, я на работе - возьми включи эфир. То есть у нас нет такого - "почему ты так долго?" или "где ты так долго ходила?".

У нас нет пиетета перед должностями. Мы познакомились, когда я не была главным редактором, а он не был главным оператором. И поэтому он не перестал быть Сергеем Соловьевым, а я - Еленой Фроляк.

Дома и на работе у нас совершенно разные задачи и роли. Дома вместо эфира, коллег и руководства - дети, муж, собака, огород. Я здесь тоже полностью растворяюсь. Знаете, какой у меня в этом году урожай огурцов был?! Я закормила своих салатами, соками с зеленью и огурцами, раздала соседям, друзьям, маме, брату… А тут озеро рядом - села и поехала туда на велосипеде, тут - подруги позвонили… Жизнь бурлит, и она состоит не только из работы.

С мужем, главным оператором ICTVСергеем Соловьевым и детьми – Натальей и Антоном. Фото: Личный архив Елены Фроляк.

О воспитании детей

- Я не была всю жизнь редактором, моей дочери уже 22 года. А в редакторском деле только 10 лет. Но я всегда контролировала детей, приучала к дисциплине, водила на кружки, привлекала к спорту. Да, возможно, я где-то строгая, требовательная, но такими же были и мои родители в отношении меня. Должна быть дисциплина. Это сейчас у нас все за демократию, но демократия не должна быть анархией. Поэтому я за дисциплину, порядок и контроль. Дети, пока они сами не зарабатывают и живут с вами, должны жить по правилам семьи. Мне когда-то Ада Роговцева сказала: "Лена, запомни, ты всегда должна знать, где твои дети, с кем твои дети и когда они придут домой". Но в то же время детям нужно доверять.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Жена Дзидзьо, певица Slavia: Михаил очень занят собой, он меня даже до конца не знает

Ярослава Хома рассказала "КП" в Украине", почему решила начать сольную карьеру и чего ей это стоило.