Одесский ресторатор Савелий Либкин рассказал, как познакомился с сатириком Михаилом Жванецким. По его словам, это произошло около 10 лет назад, когда тот обедал с приятелем в его ресторане "Дача".
- Я тогда подошел к их столику на правах хозяина заведения, и слова застревали у меня в горле – боялся сказать что-нибудь лишнее. Позднее я понял, что был прав: лучшая тактика общения со Жванецким – не говорить, а слушать. Его творчество сопровождало меня с самой юности, чуть ли не с детства. Сначала в исполнении Райкина, Карцева и Ильченко, затем – в его неповторимом авторском чтении. Тексты Жванецкого были чем-то вроде общенародных анекдотов – их знали и любили все. Он описывал время и жизнь совершенно особенным способом, и этот взгляд на вещи во многом сформировал мое мировоззрение – думаю, не только мое. Когда он стал читать свои тексты сам, они стали другими – не такими, как в исполнении эстрадных актеров: юмористический тон сменился тоном повествователя, - Либкин на своей странице в "Фейсбуке".
По словам ресторатора, позже стиль Жванецкого изменился: тексты стали более объемными, обращенными уже к другой аудитории – скорее к читателю, а не к слушателю.
- Последние десять лет его творчества – это уже был не юмор ради смеха, а философия с едва заметной улыбкой. Слушая его тексты этого периода, зал по-прежнему смеялся, но скорее реагируя на манеру исполнения, а не на содержание. А максимальной концентрации этот период в его творчестве достиг, на мой взгляд, в последние пять лет: абсолютно философские тексты, без стремления вызвать улыбку у слушателя, - считает он.
Либкин отметил, что в разговоре Жванецкий оперировал не бытовыми фразами, а новыми смыслами, литературными конструкциями – каждое его слово можно было записывать.
- Любая его формулировка была абсолютно выверенной, математически точной. Он так точно подбирал слова и интонации для каждой мысли, что поменяй хотя бы букву, и смысл изменится. Это в равной мере относится и к его текстам, и к сценическим выступлениям, и к неформальному общению за рюмкой коньяка. Думаю, что неповторимая легкость его текстов рождалась не в результате экспромтов, а благодаря долгому и упорному труду, - отметил он.
Одесский ресторатор вспомнил, как попросил сатирика написать вступление к первой книге.
- Он подошел к выполнению этой просьбы очень обстоятельно. Работа продолжалась несколько недель, а затем он выдал короткий искрометный текст, благодаря которому книга заиграла новыми красками. Впоследствии этот текст, посвященный одесской кухне, он читал на концерте в Киеве. "Я выступаю везде, но пишу только в Одессе" – говорил Жванецкий. Одна из последних моих встреч со Жванецким тоже произошла на "Даче" – в новогоднюю ночь, когда встречали 2020-й. Тогда его выступление стало своеобразной "новогодней речью президента". Но президенты сменяют друг друга, а Жванецкий всегда останется с нами и никто не сможет его заменить, - подытожил Либкин.
Михаил Жванецкий умер 6 ноября. Похоронят его в Москве 9 ноября, в Одессе же установят памятник.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ