- Дарья, вы национальный директор по развитию программ "СОС Дитячі Містечка Україна", глава правления организации "Українські мережі за права дитини". О каких правах ребенка мы говорим?
- З0 лет назад Украина ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка. И в ней очень много внимания уделяется детскому участию в собственной судьбе. Важно не только, как чиновники или взрослые люди видят этот процесс, а каково мнение ребенка. Его базовое право – право на семью.
- А есть уже практическое применение этих пунктов Конвенции?
|
- Да, в судебной практике Украины уже имеются примеры, когда в процессе усыновления на суде у 9-летнего ребенка спрашивают, хочет ли он быть усыновленным именно этими людьми. Или хочет остаться в интернатном учреждении. Или у ребенка есть опекун, например, дедушка, и к нему ребенок хочет пойти под опеку, поскольку имеет на это полное право.
Конвенция о правах ребенка ратифицирована Украиной и является документом, который выше всех наших законов. По сути, это закон, который для нас является ключевым руководством к действию. Организации, входящие в "Українські мережі за права дитини", работают за право ребенка на доступ к медицинской помощи, к образованию, разрабатывают стратегии и рекомендации для использования в социальной сфере и т.д.
- Несмотря на это, права ребенка у нас нарушаются повсеместно…
- С этим мы сталкиваемся довольно часто. Простой пример: ребенка изъяли из семьи и переместили его в интернат. Но никто не изучил, какие у ребенка есть родственники, каково ближайшее социальное окружение – крестные, друзья, соседи, которые бы могли позаботиться о ребенке, и его не надо было перемещать в приют или интернат. Часто о таких моментах у нас забывают, соответственно, право ребенка на семью нарушается.
Еще пример: пандемия коронавируса показала, что дети, в чьих семьях не было средств на покупку компьютера и доступа к интернету, оказались исключенными из процесса образования. И об этих детях никто сразу не подумал. Так было нарушено право детей на образование.
То же самое касается детей с инвалидностью. Долгое время они были незаметными, никто не говорил об их проблемах, об их доступе к медицине, к образованию, к принятию решений, которые их касаются.
Бедность родителей – не основная причина попадания детей в интернаты
- По поводу интернатов. Действительно ли дети попадают туда (при живых родителях) по причине алко- или наркозависимости мамы и папы или по причине бедности семьи? Стереотипное, но самое распространенное объяснение…
- Сразу скажу: просто так детей в интернаты не забирают. Если дошло до этого, значит, там есть риск угрозы жизни и здоровью ребенка. Бедность не является причиной изъятия ребенка из семьи! Мы же часто встречаем семьи, где бедно, но чисто, не так ли? Родители могут еле сводить концы с концами, но их дети ухожены и растут в семейном тепле.
Если бедность семьи наступает из-за алко- или наркозависимости, то это уже следствие. Например, родители пропили все, что было в доме, не работают, не выполняют свои родительские обязанности, дети голодают и вынуждены побираться по соседям, у них нет одежды – это уже повод для изъятия детей из семьи.
Кстати, карантин, на время которого дети из интернатов вернулись домой, показал, что бедность и зависимость родителей - не основные причины появления детей в интернатных учреждениях. Основная причина попадания детей в интернат – это желание родителей отправить туда своих детей.
- Да какие же родители добровольно отправят своих детей в интернат, если в семье все нормально?!
- А таких случаев много. Вот родители - обеспеченные, здоровые, имеющие работу. Рядом с их домом есть интернат. Просто интернат или со своей спецификой – неважно. И родители покупают справку о том, что у их вполне здорового ребенка есть проблемы – с дыханием, с сердцем, со спиной и т.д., чтобы ребенок попал в этот интернат. Да, там неплохое обеспечение, пятиразовое питание, есть бассейн… Но, с другой стороны, вопрос: почему мы со своих налогов обязаны оплачивать пребывание там таких детей? Тогда это должен быть платный лицей или пансион.
- То есть родители не видят ничего плохого, что их ребенок неделями или месяцами находится в интернате?
- Не все родители понимают вред интерната. Ребенок довольно долго находится в закрытом помещении, в закрытой системе. Его не забирают домой каждый день. Мы выявили случаи, что детей не забирают на выходные, на праздники, даже на Новый год. Их могут забрать только на лето. Некоторые дети нам рассказывали, что были дома последний раз три года назад. При этом у них есть мамы, папы, братья, сестры. Почему не забирали? Дети не знают… И можно только представить, что они чувствуют. И таких родителей не лишают родительских прав, потому что внешне эта семья нормальная, в ней нет никакой алко-, наркозависимости.
- Как сами родители объясняют свое стремление отдать детей в интернаты?
- Некоторым семьям это очень удобно, они находят много оправданий: "Я работаю", "У меня нет денег, чтобы нормально заботиться о своем ребенке", "Я сам вырос в интернате, и моего ребенка вырастят в интернате – что здесь плохого?".
И к слову: когда дети вернулись на время карантина из интернатов домой, у них появилась проблема с восстановлением семейных отношений. Потому что каждый ребенок воспринимает враждебно тот факт, что его - пусть и по согласию родителей - помещают в интернат. Дети не понимают, почему их туда отправляют. Особенно, если родители продолжают жить дома, не выехали куда-то на заработки, например. Конечно, бывают и такие случаи, что у мамы обнаружилось заболевание и нет родственников, которые могли бы позаботиться о ребенке. В таком случае на время лечения мамы ребенка помещают в интернат или в центр социально-психологической реабилитации. Но это другое, конечно.
- Вы рассказали о случаях, когда родители мотивируют тем, что у них нет денег на обеспечение ребенка. Но мы знаем прецеденты, когда это делали вполне зажиточные мамы-папы. Зачем?
- Обычная практика. В Украине во многих областях есть санаторные интернаты, интернаты для малообеспеченных семей или для разных категорий детей. На их деятельность выделяются многомиллионные суммы из бюджета. И такие интернаты, особенно те, что в больших городах, по сути, представляют собой закрытые пансионы для обеспеченных родителей. Например, в них учатся дети сотрудников областной администрации или налоговой инспекции... То есть чиновники так решают проблему обучения и питания своих детей за счет государства, хотя вполне могут покрыть эти расходы самостоятельно. Да, в этих интернатах встречаются дети из малообеспеченных семей или из семей в сложных жизненных обстоятельствах. Но в основном там те, у кого нет показаний для пребывания в этих учреждениях.
|
Интернаты не закрываются за один день
- Действительно ли сейчас в Украине идет реформирование интернатной системы, чему эти учреждения активно сопротивляются?
- Интернаты сейчас борются за свое выживание и в качестве своего лобби подключили народных депутатов, которые рассказывают, какие в интернатах прекрасные условия, есть уроки лепки, бассейны и бальные танцы, поэтому нужно сохранять интернаты. И родители, которые отправили в интернат своего ребенка, эту систему защищают. Несмотря на то что интернаты считаются местом несвободы, проще говоря – тюрьмой, все наши правящие элиты поддерживают их.
Но интернаты не закрываются за один день. И нам сначала нужно развить помощь для семей с детьми в громадах, районах, областях. Там должны появиться услуги, которые позволят сохранять семьям детей. Например, дневной центр, где можно оставить ребенка на пару часов и пойти оформить свои документы. Либо в этом центре будут специалисты – юрист, психолог, социальный работник, которые проконсультируют бесплатно. Либо здесь будут предоставляться услуги для детей с инвалидностью или для родителей с инвалидностью, которые воспитывают детей с инвалидностью.
Пока эти услуги плохо развиваются в Украине – на это, как обычно, нет денег. У нас недостаточно специалистов по социальной работе, мало специалистов служб по делам детей.
- А если не будет интернатов – как же тогда быть? Куда девать больше 40 тысяч детей, которые сейчас воспитываются в интернатных учреждениях Украины?
- Если ребенка не удалось сохранить в биологической семье, то во всем цивилизованном мире ребенку предлагается приемная семья. А у нас предлагается, прежде всего, интернат. Хотя есть несколько альтернатив биологической семье: приемные семьи, детские дома семейного типа, усыновление, опека. Но наше законодательство подстраивается под сохранение интернатной системы. В самих интернатах часто пугают детей жизнью в приемной семье: "Пойдете туда - будете коров пасти и свинарники чистить".
Необходимо брать каждый интернат и анализировать каждого ребенка и причины его попадания туда. Главный вопрос – можем ли мы вернуть ребенка в родную семью? Если нет - оставить его на время в интернате, лишить родителей родительских прав, и тогда ребенок может быть устроен в приемную семью или пойти на усыновление. Сам ребенок может не захотеть идти в биологическую семью и в приемную (такие случаи тоже бывают). И вот мы опять возвращаемся к праву ребенка высказать свое мнение и говорить, что он хочет.
Вообще, у нас немного искажена картина мира. Мне приходится каждый раз убеждать, что семья - это хорошо. Хорошо, когда есть семья у ребенка, а у родителей – обязательства заботиться о своих детях. Если ребенка сдают в интернат, то после выхода оттуда он создаст такую же асоциальную семью. Мы не даем возможности этим детям расти в другой обстановке, в безопасности и заботе.
Альтернатива - приемная семья и детский дом семейного типа
- Вы упомянули альтернативные виды семьи для ребенка: усыновление, опека, приемные семьи. Мы слышали также о патронатных семьях. Что это такое и развит ли институт патронатных семей в Украине?
- Патронатные семьи начали появляться в Украине с 2016 года. До этого, с 2006-го, активно появлялись приемные семьи, а с 80-х годов – детские дома семейного типа (ДДСТ). В приемной семье количество детей обычно - до четырех, в ДДСТ - до десяти детей, включая биологических.
Приемная семья и детский дом семейного типа - это долгосрочная форма устройства ребенка. Дети могут находиться там до 23 лет. Патронатная семья (семья патронатных воспитателей) существует для временного размещения ребенка, который может находиться в ней до 6 месяцев, после чего возвращается в родную семью.
Например, заболела мама. Ребенка поместили в патронатную семью. Он по телефону поддерживает связь с мамой, а после ее выздоровления возвращается к ней. Или, например, родители трудно разводятся, и ребенок был свидетелем насилия с двух сторон. Тогда его изымают в патронатную семью, родители разбираются между собой, а потом ребенка возвращают к одному из родителей.
В Украине на сегодня создано около 200 патронатных семей. Это, конечно, очень мало, несмотря на то что в бюджете на развитие патронатных семей заложены субвенции. Очень много требований к патронатных родителям, не все доходят до конца обучения, обязательного для патронатных семей.
- А вот если ребенок, побыв в патронатной семье, не захочет возвращаться к биологическим родителям?
- Такое бывает. У нас был случай в организации "СОС Дитячі Містечка Україна", которая поддерживает патронатные семьи. Мама хотела продать своего биологического ребенка, которому не было еще года. Полиция ее поймала, ребенка разместили в патронатную семью, и за это время патронатная мама "прикипела" к малышу и решила его усыновить. По статистике, после размещения детей в патронатные семьи в биологические возвращаются меньше 50% детей.
- Процесс усыновления сейчас, похоже, немного заторможен из-за пандемии, карантина и других обстоятельств?
- Число усыновлений и так немного отстает от показателей прошлого года, а сейчас высоки риски, что из-за второй волны коронавируса процесс вообще пойдет на спад. Уже есть такие случаи: идет процесс усыновления, есть решение суда, вступающее в силу в течение месяца, но интернат не отдает ребенка из-за того, что находится в "красной" зоне. Хотя постоянно ищутся варианты, будущие родители знакомятся с ребенком и поддерживают с ним отношения виртуально. Есть интернаты в "красной" зоне, которые спокойно отдавали детей родителям.
Если по числам, то ежегодно 1800-2000 человек решают стать усыновителями и подают необходимые документы. В прошлом году было введено обучение для усыновителей, но оно сейчас приостановлено из-за карантина. Его можно проводить виртуально, но какие-то психологические интервенции требуют личного контакта с человеком, чтобы понять, насколько серьезны его намерения.
Суды часто не рассматривали дела, закрывшись на карантин или по причине болезни сотрудников. Было так, что люди пришли в службу по делам детей, а все сотрудники болеют и некому принять заявления от кандидатов в усыновители. Многие потенциальные усыновители видели в этом знак "не судьба" и уходили ни с чем…
Ковид показал абсурдность многих происходящих процессов?
- Почти каждый день мы узнаем о страшных случаях издевательств родителей над своими детьми, и речь не только о продаже детей, а о вещах похуже. Есть ли какие-то радикальные меры противодействия этому?
- Да, СМИ любят показывать ситуации, доведенные до крайности. Хорошее у нас только в День семьи показывают. У общества запрос только на плохие новости…
Когда мы узнаем, что над ребенком издевались в семье и никто извне этого не видел, мы анализируем личности родителей. И узнаем, что они зачастую сами подвергались в детстве насилию. Потом эти родители становились агрессорами по отношению к своим детям и считали, что это нормально. Часто оказывалось, что мама или папа выросли в интернате и понятия не имеют, как детей воспитывать. Они их родили – а дальше само как-то...
Нам говорят: "Посмотрите, как можно оставлять ребенка в такой семье?" А мы отвечаем: "Это уже следствие того, что у нас в стране отсутствует семейная политика, уважение прав ребенка". У нас нет системы поддержки семьи и детей. Соответственно, и семьи у нас такого качества. А еще бывает вполне благополучная внешне семья, но внутри ее царит насилие. И никакие социальные службы не могут вмешаться и изъять оттуда ребенка.
- Что тогда делать?
- Законодательство в отношении неблагополучных родителей можно ужесточать только в том случае, если есть система поддержки семей. А у нас ее нет. Простой пример: мама, у которой трое детей, потеряла работу. Она не может даже начать ее искать, потому что ей не с кем оставить детей. Что делать такой маме? Она может начать пить с горя, опускается на самое дно - и мы ей начинаем "помогать", изымая у нее детей. А ей нужна помощь на промежуточном этапе, чтобы она позвонила или пришла к нам и сказала: "Я лишилась работы, помогите мне - побудьте с детьми, пока я буду искать работу. Или подскажите курсы, где я могу переобучиться".
Собственно, мы это и делаем, чтобы во всех семьях знали, куда бежать, если что-то происходит. Очень часто родители понятия не имеют, куда бежать, кого просить. Они остаются один на один из-за стыда, а стыд - токсичное чувство, которое начинает сжирать человека изнутри. И семьи скатываются на самое дно, где мы их уже видим и говорим: "Какая ужасная семья, давайте посадим их в тюрьму!" Но под одну гребенку всех подводить нельзя. Каждая ситуация требует отдельного профессионального похода.
- Коронавирус внес свои коррективы в работу интернатов: на время карантина дети были отправлены по домам. Были ли проблемы с этим?
- Коронавирус усугубил и оголил уже имеющиеся проблемы. Например, сотрудники интернатов часто рассказывают, какие у детей родители-монстры и как хорошо, что дети в интернате. Но после возвращения детей домой выяснилось, что не такие там и монстры. Далеко не все родители были проблемными, кто-то, конечно, нуждался в поддержке, но в целом все нормально.
Выявилось другое: проверяя детей, которые вернулись из интернатов домой, мы не нашли ни детей, ни их семей. "Мертвые души", которыми закрывают места в интернатах, чтобы на них получать финансирование.
Еще один момент: отсутствие взаимодействия на национальном уровне профильных министерств. Когда Министерство образования возвращало детей по домам, Министерство социальной защиты понятия не имело, что детей возвращают. То есть ковид показал и абсурдность многих происходящих процессов.
СПРАВКА
"Українська мережа за права дитини"
Международная благотворительная организация, которая профессионально помогает семьям, громадам и государству создать лучшие условия для развития детей и обеспечить права каждого ребенка жить и воспитываться в благоприятном семейном окружении. Основана в 1998 году.
"Українська мережа за права дитини" первая в Украине внедрила модель патронатной семьи, которая помогла 52 детям сохранить семейное воспитание, а также разработала и апробировала проект государственного стандарта услуги социальной интеграции выпускников интернатных учреждений.
В своей деятельности "Українська мережа…" руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, а основной задачей организации является достижение выполнения в Украине всех положений и прав, обозначенных в этом документе.
"СОС Дитячі Містечка Україна"
Благотворительная негосударственная организация, которая начала свою деятельность в 2003 году и работает с целью предупреждения сиротства в Украине, развития семейных форм воспитания для детей, лишенных родительской опеки и поддержки молодежи, которая выходит из-под опеки. Организация является членом международной федерации SOS Children’s Villages International (SOS Kinderdorf).
"СОС Дитячі Містечка Україна" – это альтернатива детским домам, место, где каждый ребенок получает возможность расти в любящей семье. Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительской опеки, живут в приемных семьях, получая все необходимое для полноценного развития в атмосфере любви, уважения и доверия.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ