Три признака – и уже не отвертишься
Власти не оставляют попыток детенизировать рынок труда. Не секрет, что немало работодателей отказываются официально оформлять сотрудников, пытаясь таким образом "сэкономить" на налогах. Эксперты не первый год говорят о том, что налоговая нагрузка для украинских реалий слишком высока, и именно она –основная причинанеофициального трудоустройства и зарплат в конвертах.
В Минэкономики решили, что исправить ситуацию могли бы некоторые законодательные изменения, и подготовили , в котором четко указали 7 признаков трудовых отношений.
Согласно документу, работу смогут признать такой, которая выполняется в рамках трудовых отношений независимо от названия и вида договорных отношений между сторонами, если будут присутствовать три и более нижеперечисленных признаков наличия трудовых отношений:
- личное исполнение лицом работы по конкретной квалификации, профессии, должности по поручению и под контролем лица, в интересах которого выполняются работы;
- регулирование процесса труда, носящее постоянный характер и, как правило, не предусматривающее установления лицу конкретного определенного результата (объема) работ за определенный период времени;
- выполнение работы на определенном или согласованном с лицом, в интересах которого выполняются работы, рабочем месте с соблюдением установленных им правил внутреннего трудового распорядка;
- организация условий труда, в частности предоставление средств производства (оборудования, инструментов, материалов, сырья, рабочего места) обеспечивается лицом, в интересах которого выполняются работы;
- систематическая выплата лицу, выполняющему работу, вознаграждения в денежной или натуральной форме;
- установление лицом, в интересах которого выполняются работы, продолжительности рабочего времени и времени отдыха;
- возмещение поездок и других финансовых затрат, связанных с выполнением работы, лицом, в интересах которого выполняется работа.
Также предлагается внедрить правопреемственность в трудовых отношениях - продолжение трудовых отношений с работниками в случае смены собственника предприятия или его реорганизации.
Кардинальных изменений не ждем
Эксперты рынка труда, опрошенные "КП" в Украине", сомневаются, что данные изменения в законодательство смогут что-то кардинально изменить. По их словам, работодатели уже давно научились обходить законы, придумают что-то и сейчас.
Трудовые отношения могут быть срочные, бессрочные, по договору, по контракту и т.д., поясняют эксперты. Если данные новшества будут касаться бессрочных трудовых отношений, то работодателям будет выкрутиться тяжелее.
В целом даже у скептиков отношение к законопроекту двоякое. С одной стороны, они говорят, что в Украине по-прежнему строгость законов успешно компенсируется необязательностью их исполнения, и работодателям, зачастую, нет никакого дела до того, что написано в трудовом законодательстве.
С другой стороны, наемные работники в Украине сегодня настолько незащищены, что назрела необходимость принять хоть что-то для их защиты. Ведь неофициальное трудоустройство означает не только неуплату налогов, но и отсутствие социальных гарантий для наемных работников – больничного, отпуска. Да и отказаться от услуг такого сотрудника могут в любой момент без объяснения причин.
"Продолжение истории с ФОПами"
Директор по странам Восточной Европы компании World Staff Виталий Михайлов считает, что данные изменения в законопроекте – это продолжение истории с ФОПами, которых правдами и неправдами хотят заставить платить налоги на общих основаниях. Ведь сегодня ФОПы платят 5%, а компания за наемных сотрудников платит более 40% налогов (22% ЕСВ, 18% НДФЛ, 1,5% военный сбор).
- У нас может быть три вида отношений между руководителем и наемными сотрудниками, - поясняет Михайлов. - Первый: неоформленные наемные сотрудники. Это противозаконно, чревато большими штрафами, но поймать таких сотрудников непросто. Второй: сотрудники, оформленные в соответствии с законодательством в штате или по договору – здесь претензий нет, они как работали, так и будут работать. И, наконец, третий: наемные сотрудники, оформленные как ФОПы, - так работает практически весь IT-бизнес. Если данные изменения вступят в силу, физлицам-предпринимателям вряд ли удастся отделаться 5%-ным налогом. Приходит проверяющий в компанию – а там все ФОПы. И он проверяет: рабочее место есть, компьютер есть – и так далее по всем пунктам. Три пункта совпали – добро пожаловать в штат. И теперь уже придется платить налоги "по полной программе".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ