Из "Операции "Ы" требовали убрать песню "Постой, паровоз…"

В этом году исполнилось 55 лет фильму Леонида Гайдая, ставшего одним из главных хитов в истории советского проката.

Фото: Кадр из фильма

Шуриком мог стать Петросян 

Как пишет биограф Гайдая Евгений Новицкий, изначально сценаристы Морис Слободской и Яков Костюковский пришли к режиссеру, горя желанием придумать новые истории про приключения Труса, Балбеса и Бывалого. Гайдай поставил им жесткое условие: картина должна быть светлой и жизнерадостной, а в центре ее - не жулики, а хороший, добрый, честный человек. 

Придумали студента Владика Арькова. И это был один из первых случаев за много лет, когда студента показывали в сценарии с самой лучшей стороны. При Хрущеве, относившемся к интеллектуалам с легким недоверием, приветствовались картины о рабочих и крестьянах, а учащиеся вузов зачастую изображались стилягами или попросту подонками. Героя Гайдай в чем-то списал с самого себя: он тоже любил стихотворение Ярослава Смелякова про хорошую девочку Лиду, тоже был очкариком…

На роль перепробовали целую толпу актеров. Олега Видова, Андрея Миронова, Евгения Жарикова, Всеволода Абдулова, Ивана Бортника, Александра Збруева, Ихтиандра Владимира Коренева, Сергея Никоненко, Валерия Носика, Виталия Соломина… Пробовался даже девятнадцатилетний Евгений Петросян, который тогда работал в эстрадном конферансе! 

Валерия Носика почти утвердили, но тут кто-то вспомнил о существовании Александра Демьяненко. Он был уже чуть-чуть староват для роли студента - 27 лет. 

Гайдай загорелся и сразу бросился в Ленинград, где тогда жил актер, уговаривать его сниматься. 

Наталья Селезнева изящно сняла платье

Ради роли брюнет Демьяненко даже согласился перекраситься в блондина (цвет волос лишний раз подчеркивал внутреннюю чистоту и светлый моральный облик героя). Процедура была ужасной: нормальных красок тогда не было, голову актера намазали какой-то гадостью, от которой по коже пошли волдыри. Но Гайдаю результат понравился: присмотревшись к светловолосому актеру, он поменял имя героя на Шурика. 

Наталья Селезнева была утверждена на роль быстро. По легенде, на пробах Гайдай подколол ее вопросом из серии "Героине предстоит раздеваться, а хороша ли у вас фигура?" 

Селезнева сняла платье и сделала это очень изящно, вполне невинно, как и требовалось для фильма. Что касается троицы Никулин - Вицин - Моргунов, Гайдай не очень рвался снова, после "Пса Барбоса" и "Самогонщиков", ее снимать. Он очень не любил повторяться. И в "Операции "Ы", и позже в "Кавказской пленнице" троица появилась только благодаря тому, что Гайдая уговорили Костюковский и Слободской.

"Хватит снимать Пуговкина!"

Действие "Операции "Ы" разворачивается не пойми где, в каком-то абстрактном советском городе. Оно и неудивительно - картину снимали в четырех городах сразу. Первую новеллу - "Напарник" - в московском районе Свиблово, который тогда как раз застраивали многоэтажными домами (а сцену во дворе отделения милиции с "алкоголиками, хулиганами, тунеядцами" сняли прямо на "Мосфильме", у девятой лаборатории). Проходы Шурика и Лиды снимали на площади Борьбы, у ВДНХ, на Комсомольском проспекте. 

В разгар работы наступила пасмурная погода (на дворе стоял сентябрь), сменившаяся проливными дождями. Доснимать залитые солнцем улицы для первых двух новелл пришлось в Одессе. Юг есть юг, но и осень есть осень: одесская погода тоже постепенно портилась. Из-за свинцово-серого неба группе постоянно приходилось отменять съемки, а порой за весь день удавалось снять лишь несколько секунд материала. В итоге некоторые эпизоды, где Шурик и Лида идут по улице, сняли через несколько месяцев - весной и в Ялте. Ну а над третьей новеллой - "Операция "Ы" работали в зимнем Ленинграде (где, как назло, в декабре не было снега, а опять-таки был дождь - и вместо настоящих сугробов на "базе", которую охраняет Шурик, лежат вата и нафталин). Сцены, где герои торгуют статуэтками кошек, снимали опять же в Москве - на Тишинском рынке, ныне уже не существующем.

То, что получилось, показали худсовету. Те придрались к песне "Постой, паровоз, не стучите, колеса". Режиссер Лео Арнштам заявил, что ее надо убрать. Иван Пырьев - самый могущественный в худсовете человек - его поддержал: "В третьей новелле Вицин в песне не нужен". Кроме того, Пырьева раздражали персонажи Михаила Пуговкина и Евгения Моргунова. Первого, как ему казалось, на экране было слишком много. Второго он счел самым неинтересным из троицы жуликов - "он не смешон, а часто неприятен". В конце концов Пырьев даже заявил: "Я считаю, что надо кончать снимать Моргунова и Пуговкина, они неинтересны и надоели!" (Кстати, Моргунов в итоге получил ровно в два раза меньший гонорар, чем Никулин и Вицин.) 

Гайдай в итоге все оставил как было. 

"Поклонники мне лезут в самые печенки!"

Триумф был абсолютным. Никто этого не ожидал, но на картину за четыре с половиной месяца было продано почти 70 миллионов билетов. Школьники писали письма: "Дорогой дядя Гайдай! Я вашу картину "Операция "Ы" смотрел 32 раза. Очень понравилась. Возьмите меня сниматься". Вдова Гайдая Нина Гребешкова в интервью вспоминала: "Очереди за билетами "на Шурика" были просто бесконечными… Народ шутил: "Как у Мавзолея в праздничные дни!" А потом кассы вообще пришлось закрыть, потому что билеты распродали на несколько дней вперед. Разумеется, актеров немедленно стали узнавать, а особенно Демьяненко с его запоминающейся внешностью. Стоило ему появиться на улице, к нему бросались десятки людей. Дергали его за руки и за ноги, совали какие-то обертки и бумажки для автографов, мужчины зазывали в пивные… Отовсюду неслось: "О, Шурик! Шурик! Это он!" Саша в ужасе убегал, старался пореже появляться на публике. Говорил нам: "Это каторга, каторга! Они же мне не просто в душу лезут, а в самые печенки! Я не хочу так жить!" Мы чувствовали, что он искренне мучается…"

Демьяненко сыграл героя еще дважды. И, если присмотреться, станет ясно, что это совершенно разные Шурики: в "Кавказской пленнице" герой внезапно становится этнографом, а в "Иване Васильевиче" - изобретателем Тимофеевым из пьесы Михаила Булгакова. Гайдай правда не любил повторяться. Но публика не присматривалась. В народном сознании образ был един и неделим.

Не стоит верить утверждениям, что Демьяненко после Гайдая перестали приглашать в кино: он сыграл в разных фильмах и телевизионных постановках еще десятки ролей. Но Шурик прилип к нему как банный лист. 

А сам он вспоминал, кажется, даже с каким-то легким раздражением: "В Шурике я ничего не играл, просто существовал в предлагаемых обстоятельствах".

КСТАТИ

Сколько получили актеры 

Согласно сохранившимся гонорарным ведомостям, зарплата авторов фильма была такой.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Актрисе Наталье Селезневой сделали тяжелую операцию на бедре