Шурика могли сыграть Миронов и Петросян
Режиссер Леонид Гайдай обычно брал за основу готовый сюжет и делал его смешнее. Так произошло и со сценарием Якова Костюковского и Мориса Слободского "Несерьезные истории".
- Начальный вариант состоял из двух новелл с главным героем - студентом Владиком, - рассказал "КП" писатель Федор Раззаков. - В первой новелле студент перевоспитывал невежу, во второй - мальчика-забияку. Вместе с авторами Гайдай переработал новеллы. В первой студент на стройке лечит Федю от хулиганства трудотерапией. Сюжет ко второй новелле, в которой главный герой готовится к экзамену, "позаимствован" из польского юмористического журнала "Шпильки" (который, кстати, был источником вдохновения и для авторов знаменитого "Кабачка "13 стульев").
Третью историю, о сорванном ограблении, режиссер предложил сделать специально под троицу Никулин - Моргунов - Вицин, ранее блеснувшую в его "Самогонщиках".
Образ Шурика примеряли на себя многие. Велись переговоры с Андреем Мироновым. Пробовались Олег Видов, Всеволод Абдулов, Валерий Носик, а также Евгений Петросян, который тогда выступал под фамилией Петров. Сегодня Петросян утверждает, что именно он, получив отказ, посоветовал помощнику режиссера посмотреть артиста из Ленинграда Александра Демьяненко.
Взглянув на фотографию Демьяненко, Гайдай почувствовал: горячо! И поехал в Ленинград познакомиться с артистом лично. Даже внешне актер и режиссер оказались похожи.
- Леня много личного вложил в Шурика, - считает вдова режиссера Нина Гребешкова. - Свою наивность, равнодушие к материальным благам.
Ради роли Шурика Демьяненко согласился стать блондином. Гайдай решил, что светловолосый парень будет выглядеть более наивным. Корни волос отрастали, и их приходилось постоянно осветлять пергидролем. Демьяненко шутил, что с этой ролью рискует облысеть.
Кстати, очки Шурика - не реквизит: актер был близорук и снимался в собственных очках.
|
Селезнева устроила стриптиз
- На роль Лиды пробовались много молодых актрис, и я, 18-летняя, в том числе, - рассказала "КП" Наталья Селезнева. - Когда снова появилась в студии, Леонид Иович критически на меня посмотрел и сказал: "А фигура у тебя никакая". Я вспыхнула: "Это у меня-то?!" И в доказательство мигом скинула летнее платье. Гайдай улыбался... Оказалось, это он меня проверял.
Хорошая фигура нужна была для эпизода, когда Лида рядом с Шуриком раздевается, не отрываясь от конспекта.
Правда, на съемках выяснилось, что Селезнева на 10 сантиметров выше Демьяненко.
- Гайдай шел на разные ухищрения: Сашу ставили на табуреточку или выкапывали ямки для меня, - вспоминает актриса.
- Съемки начались, а неутомимый Гайдай продолжал по ходу добавлять в сценарий смешные фразы и диалоги, - продолжает Раззаков. - Историю из своей реальной армейской жизни он адаптировал для эпизода, когда милиционер раздает наряды "гражданам хулиганам, пьяницам, тунеядцам". Леонид Иович проходил воинскую службу в 1942 году в Монголии, где объезжал лошадей для фронта. Однажды в часть приехал военком для набора пополнения в действующую армию. На вопрос офицера "Кто в артиллерию?" Гайдай ответил: "Я!" То же он отвечал и на вопросы: "кто в кавалерию?", "во флот?", "в разведку?", чем вызвал раздражение военкома. "Подождите вы, Гайдай, - сказал военком. - Дайте огласить весь список". Слова "Огласите весь список, пожалуйста!" в кино произнес сам Гайдай, сыгравший эпизодическую роль "пятнадцатисуточника".
Главный автомобиль третьей новеллы "Операция "Ы" - "инвалидку" производства Серпуховского механического завода - после выхода фильма прозвали "моргуновка". В кадре Бывалый руками разворачивает машину на месте. Зрители поражались: "Какой сильный Моргунов!" На самом же деле авто поставили на скользкую поверхность - лед, присыпанный снегом. И Моргунов больше актерски "надрывался", чем реально.
Вицин защищал мышь от цензуры
От сценарной заявки до приемки картины в Госкино Гайдаю пришлось пройти 19 инстанций! В редакционной коллегии картину приняли прохладно, дали вторую категорию.
- Цензоры говорили, что в сцене с Басовым (сыгравшим милиционера) мы высмеяли всю советскую милицию, - вспоминал сценарист Яков Костюковский. - Якобы мы провели в фильме идею: мол, с хулиганом ни власть, ни милиция не справились, а смог только студент-очкарик. Ну и самое нелепое обвинение - что мы в эпизоде, когда превращенного в "негра" Федю воспитывает кнутом Шурик, издеваемся над... народами Центральной Африки! С трудом удалось отбиться. Также требовали вырезать мышь, которая, "надышавшись хлороформом", падает рядом с троицей Трус - Балбес - Бывалый. Говорили, что это неэтично. Тут мы пришли в ярость. Реальных аргументов, чем не угодила мышь, не услышали. А для фильма это была находка!
Кстати, эту серую артистку привел на съемки дрессировщик Князев, и хвостатая посмешила всех. Самым ретивым защитником мыши был Георгий Вицин.
ФАКТ
Съемки были закончены весной 1965 года, а в прокат комедия "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" вышла 16 августа. До конца года фильм собрал 69 миллионов 600 тысяч зрителей! И Госкино сменило ленте категорию - со второй на высшую.
ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД
Шурик, победитель великанов
Тема студенчества в нашем тогдашнем кино была не раскрыта, а закрыта.
|
Студенты выглядели суррогатом, недолюдьми, несерьезной публикой. Жилья нет (общага да "у мамы"). Заработка нет. Перспектив на деторождение никаких. Ни взрослый, ни дитя, один гонор да учебники под мышкой. Хрущев к студенту относился, как Тарас Бульба: сам породил - сам и прибью (как известно, первый серьезный конкурс в московских вузах случился летом 53-го, когда колхозникам выдали паспорта и вольную, но за все 11 лет Никитиного правления на экране не появилось ни одного положительного студента). Субкультура складывалась автономно, лишь изредка просачиваясь в новорожденную "Юность": свой сленг (хвосты-стипуха-сопромат), свой фольклор ("от сессии до сессии живут студенты весело"), свой образ жизни. Студенчество "подходило" и перло наружу, как тесто в квашне. Молодые рабочие в "Я шагаю по Москве", "Заставе Ильича", "Утренних поездах" выглядели все ненатуральнее: признать в этих пижонах-балаболках сталеваров и метростроевцев, рабочую косточку, с каждым годом становилось труднее. Тут пришел Брежнев и дал вольную уже интеллигенции, а с нею и ее стажерам. Родился КВН, названный в честь одноименного телевизора, а на экран зашел очкарик, застенчиво вытер ноги в кедах и представился: "Саша". Раньше, в сценарии, Шурика звали Владиком - но имя артиста прилипло к герою намертво.
|
Гайдай уже придумал и обкатал заветную троицу Никулин - Вицин - Моргунов на "Псе Барбосе" и "Самогонщиках", прощупал актерские, а не клоунские данные двух из них в "Деловых людях", там же освоил трехактную структуру: ясно было, что эксцентрика спринтерский жанр, долгих повествований не терпит, а значит, нужно собирать "коротышки" в альманах. Все было готово и трепыхалось, как ракета на старте. Три предельно узнаваемых антиобщественных типа, полузапретный, а оттого предельно востребованный студенческий миф, с виду неловкий, но с блестящей акробатической подготовкой артист Демьяненко, огневой композитор Зацепин и новая смешливая, реактивная аудитория из подросших детей беби-бума - могло ли это не совпасть, не сработать, не выстрелить?
"Операция "Ы" стала чемпионом проката, побив рекорд "Человека-амфибии".
"Кавказская пленница" стала чемпионом проката, побив рекорд "Операции "Ы".
Шурик жег.
"Студдент", - сказал ему Федя в момент административного ареста, и видно было, что это ругательство. Шурик ответил с прибором, с верхом, с горочкой: получив чувствительных пинков с Феди и Балбеса, он в "Операции" и "Пленнице" повел настоящую вендетту против пятых точек противника: Феде всыпал розог, троице - по соразмерному шприцу, а товарищу Саахову - два ствола крупнокалиберной кристаллической соли. "Шурик, это не наши методы", - тревожно заканючили воспитуемые и как-то сразу перешли на вы.
Сохранив сословную деликатность и заботу о пассажирах с детьми, он яростно бился за народное добро на рапирах, ведрах, балалайках и отбойных молотках. Самостоятельно зарабатывал ("Я вам денежку принес за квартиру за январь"). Уже в 65-м не хныкал на кризис легкой промышленности, а носил вполне справные джинсики - хоть и короткие, хоть и польские, хоть и собакой покусанные, а все ж с заклепочками где надо и простроченные по всей длине. Развалил часовню. Прыгал с коня в драндулет. И даже в три часа ночи мог показать, как пройти в библиотеку.
Ясно, что все богини Москвы и Черноморского побережья в белых босоножках были его. Конечно, читать им стихи шестидесятнического идола Ярослава Смелякова было необязательно: они ломали и ритм, и смешливую интонацию, - но без стихов студенту никуда, а много более уместный Николай Глазков ("От ерунды зависит многое, /И, верный милым пустякам, /Готов валяться я у ног ее /Из-за любви к ее ногам") в те годы печатался только в самиздате - лично и придумав это слово.
Еще один вкусовой промах заметил лучший из гайдаеведов Сергей Добротворский. Федя жмется среди луж под обстрелом отбойного молотка. В 65-м ему 41 - стало быть, воевал, и как втыкаются рядом пули в песок, знает; хохмить над этим следующим поколениям Шуриков необязательно. И Гайдай, и Никулин, и сам Алексей Смирнов прошли фронт - возможно, поэтому и не придали значения. Смешно же - так пусть будет.
Советский Союз менялся, все решительнее порывая с пещерными порядками люмпенских окраин. Городской житель почуял силу и численное преимущество и вышел на бой с деклассированными балбесами. Богом этой войны стал студент товарищ Шурик.
"Бить будете?" - спросили балбесы.
"Нет, - отвечал Шурик. - Проводить воспитательную работу".
И всем становилось ясно, что будет именно бить.
Аккуратно, но сильно.
|
ДЕНЕЖКИ
Гонорары
(В середине 60-х средняя зарплата составляла 93 руб. в месяц.)