Пересмотрел новостей, и сердце прихватило
|
На часах ровно 20.00. Богдан Венник, врач станции скорой и неотложной медицинской помощи Ивано-Франковской центральной клинической больницы, заступает на смену. С ним в паре работают фельдшер и водитель неотложки.
- Наш рабочий день длится 12 часов, у некоторых – сутки (тут речь о медиках, которые доезжают из других городов и сами попросили перевести их на суточную смену. – Авт.), - объясняет "КП" в Украине" Богдан Венник.
Врач успевает зарегистрироваться в системе электронных данных и переодеться, как на планшет, который есть у каждой бригады скорой помощи, приходит вызов.
- Жалобы на острую боль в сердце, - читает сообщение от диспетчера. – Может быть все что угодно, в том числе инфаркт. А может быть и коронавирус, если человек скрыл дополнительные симптомы... Ну что, по коням!
Водитель уже за рулем, врач и фельдшер на пассажирских местах, все пристегнуты автомобильными ремнями безопасности. Выезжают - рабочая смена началась! По дороге обсуждаем вызов.
- Моя коллега, фельдшер, заболела коронавирусом после последнего выезда "на сердце", - вспоминает Богдан Венник. - Приехали, заскочили в квартиру к больному без защитных костюмов, только в масках и перчатках. А там не только сердце прихватило, но и пневмония с подозрением на COVID-19. После этой смены наша фельдшер попала в больницу с коронавирусной инфекцией.
Медики неотложки жалуются, что до сих пор украинцы, по старой привычке, вызывают их, когда надо и не надо.
- Масса случаев у нас было: жалуются на острую боль в груди, кричат в трубку "помогите, умираю!". Приезжаем, а там у человека на фоне нервного стресса сердце прихватило, - говорят медики. - Мог выпить таблетку, позвонить своему семейному врачу, полежать, успокоиться. Но паника свое делает. Вот в тех же селах люди очень редко вызывают скорую, потому что по привычке обращаются за помощью к своему фельдшеру, а тот уже оценивает состояние пациента, решает, надо ли нас вызывать.
Приезжаем по адресу. Медики надевают маски и перчатки перед тем, как зайти в нужную квартиру. Оказалось, что и этот вызов был не экстренным. У человека повысилось давление, прихватило сердце.
- Пересмотрел новостей, - виновато объясняет пациент. - Вы уж извините меня. Я сам живу, сердце начало болеть, голова закружилась, вот и испугался, что конец близко.
- Бывает, - пожимают медики плечами. Делают укол от высокого давления, дают таблетку от сердца.
- Полежите, отдохните. Только новости сегодня не смотрите, - на прощание говорят ему врачи.
"Пьяные дебоширы – наша головная боль"
Уже сидя в машине, отмечают в планшете завершение и результат выезда. Возвращаемся на "базу" - на станцию скорой помощи.
- А бывает, что вызов за вызовом идет, не успеваем ни поесть, ни голову перезагрузить, - говорит Богдан Венник. – Сколько раз такое было, что беру обед из дома и с этим же обедом возвращаюсь со смены домой. Раньше у нас было распределение по районам. Сейчас же такого нет, выезжаем даже в села, ведь границы Ивано-Франковской городской объединенной территориальной общины включают в себя уже и 19 близлежащих сел вокруг областного центра. При этом на смене работают 11-12 бригад, а это очень мало. Некоторым больным приходится ждать неотложку в порядке очереди.
- А на какие вызовы вы выезжаете чаще всего? Чем болеют украинцы?– спрашиваем.
- На самом деле много таких вызовов, которые не являются экстренными: то же давление, боль в почках, острый панкреатит или холецистит. Больной с такими жалобами может выпить то или иное лекарство и подождать до утра, связаться со своим семейным врачом. Также очень много вызовов из-за алкогольного опьянения. Это наша головная боль. Они забирают массу времени. Вот на днях в центре Ивано-Франковска стало плохо человеку. Нас вызвали, мы приехали. Кладем его на носилки, чтобы госпитализировать, а он вырывается, убегает. Пробежал пару метров и упал – ноги не слушаются, пьян в стельку. Понятно: алкогольное отравление. Но мы обязаны его отвезти в ургентную больницу, ведь медвытрезвителей нет уже лет 15. И отвезли. А уже в медучреждении над ним сидел охранник, потому что этот пациент бросался с кулаками на медперсонал, дебоширил, ругался. Через пару часов проспался и на своих двоих ушел домой.
А вот те вызовы, где без скорой помощи не обойтись, называются экстренными. По словам медиков, это такие случаи, когда человеку необходимо срочно предоставить медицинскую помощь. Например, после ДТП, пожара. Или, к примеру, случаи, когда человеку становится плохо в общественном заведении.
- Например, в том же супермаркете человек потерял сознание, - уточняют врачи скорой. – Откуда проходящие мимо люди могут знать, что с этим человеком: инсульт или же обычное переутомление. А ведь такой случай может оказаться с летальным исходом.
На такие вызовы бригада скорой помощи отправляется в первую очередь. Если же медики ранее выехали по другому адресу, то диспетчер обязан снять их с первого вызова и отправить на экстренный случай.
Защитные костюмы выдают по одному на смену
Тут на планшет пришел новый вызов: подозрение на коронавирусную инфекцию.
- Быстро переодеваемся в защитные костюмы, - командует Богдан Венник. – Возможно, человека придется госпитализировать, если этот вызов у нас на планшете.
Оказывается, в последнее время диспетчеры скорой помощи тщательно выясняют всю информацию во время так называемых "ковидных" вызовов. И если случай легкий или средней тяжести, то направляют таких больных к семейным врачам. Поэтому количество таких вызовов к коронавирусным больным в последнее время уменьшилось.
Еще до сентября Богдан Венник работал в так называемой эвакуационной бригаде, той, которая выезжала только на вызовы к больным с подозрением на коронавирусную инфекцию. Но с сентября эвако-бригады отменили. Теперь все медики скорой помощи выезжают на все вызовы, независимо от того, "ковидный" случай или нет. По словам самих медиков, масок и одноразовых перчаток, как и дезинфицирующих средств, им хватает. Респираторов мало, приходится покупать за свои кровные. А вот защитные костюмы выдают по одному на смену. Бывает, повезет, и медик за все 12 часов не выезжает к ковидному больному. А бывает, что за смену несколько таких выездов. После использования защитного костюма врачу приходится выдавать новый комплект.
Приезжаем на вызов. Медики отправляются в тот самый дом, где находится больной с подозрением на COVID-19. Как и предполагал Богдан Венник, больного пришлось госпитализировать: высокая температура, одышка. Пациента быстро доставляют в городскую больницу, что по ул. Матейко.
- Сегодня везем больных сюда, а завтра их будет принимать больница по ул. Мазепы, - объясняют медики. – Наши медучреждения, можно сказать, дежурят через день.
Передав больного ургентным врачам из больницы, наша бригада снимает защитные костюмы, маски и перчатки, а затем на станции скорой помощи передает это добро на утилизацию.
По всей видимости, за свой выезд к больному с подозрением на коронавирус медики получат надбавку. Еще недавно эвакуационные бригады скорой помощи, которые выезжали именно к коронавирусным больным, получали дополнительные деньги. Хоть правительство и обещало выплачивать все 300% "ковидной" надбавки, на деле, правда, выходило около 200%, и те с задержкой. А так как с сентября все бригады неотложки сравняли, то пока неизвестно, каким образом будет проходить начисление зарплаты.
- Будут платить за коронавирусный вызов, но вот сколько именно – узнаем в октябре, когда получим зарплату за сентябрь, - говорит Богдан Венник. – Также с сентября по декабрь обещали дополнительную "ковидную" надбавку: врачам – по 70%, фельдшерам и медсестрам – по 50%. Но как оно будет, посмотрим.
Неопределенная ситуация с выплатой зарплат, а также каждодневный риск для здоровья, а иногда и жизни, вынуждают медиков увольняться. Почти ежемесячно кто-то уходит из бригады скорой помощи. Страшно то, что такие медицинские кадры особо никто не бережет. Более того, в последние годы, по словам самих медиков, прослеживается тенденция экономии средств на зарплатах за счет сокращения бригад скорой помощи. Еще несколько лет назад по Ивано-Франковску в смену работали 17-18 бригад, сейчас – 11-12. Медиков не хватает. А страдают в первую очередь пациенты, которые около часа, а то и дольше ждут скорую помощь.
|
Вместо хеппи-энда
Рабочая смена у нашей бригады закончилась в 8 утра. Правда, медикам довелось поработать дополнительные два часа: был еще один экстренный случай за полчаса до окончания рабочей ночи. А после того, как больного отвезли в больницу, Богдан Венник принялся заполнять всю необходимую документацию.
- Раньше все записывалось на бумаге, а теперь работы добавилось, потому что приходится еще вносить все данные в компьютер, - сетует.
Переодевшись и помыв руки, усталый врач прощается с заступившими на работу коллегами. И по сложившейся традиции ни в коем случае не желает им легкой смены. Почему-то после таких пожеланий у врачей точно будет тяжелый рабочий день.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Врач Злата Чайковская - о своей работе с больными COVID-19 в Кракове
Как в стране-соседе лечат коронавирус, как относятся к карантинным мерам и почему маску дома лучше не забывать.