Эйчар: Через пять лет диплом многим сегодняшним студентам не понадобится, вопрос высшего образования - философский

Что делать тем, кто в этом году не поступил в вуз? Реально ли вернуть престиж рабочим профессиям? Изменил ли карантин спрос на те или иные специальности?

Фото: Ратынский Вячеслав / УНИАН

Эти и другие вопросы "КП" в Украине" обсудила с директором по странам Восточной Европы компании World Staff Виталием Михайловым.

- Виталий, что сейчас делать тем, кто не поступил в вуз – работать, учиться или лежать на диване, набираясь сил к следующей вступительной кампании?

- Начнем с того, что высшее образование сейчас доступное. Конечно, многие не поступили на бюджет, но и контракт в большинстве вузов среднестатистическому украинцу вполне по карману. Впрочем, обстоятельства бывают разные, так что некоторым действительно по тем или иным причинам в этом году не повезло. Но я бы не стал по этому поводу сильно расстраиваться, ведь сегодня вопрос высшего образования в большой степени философский. Практическое значение диплом имеет далеко не всегда, более того: через четыре-пять лет многим из сегодняшних первокурсников он и вовсе не понадобится. Дело в том, что, к сожалению, многие отечественные вузы сегодня устарели как с точки зрения учебных программ, так и с точки зрения преподавания. Прекрасно зная об этом, работодатели все чаще обращают внимание не на hard skills ("жесткие" навыки, которые можно проверить с помощью экзамена: профессиональные знания, иностранные языки, владение компьютером и т.д.), а на soft skills ("мягкие" навыки, универсальные компетенции, которые сложно измерить количественными показателями). К этим востребованным навыкам относятся коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность, ответственность, способность быстро обучаться, умение вести переговоры, умение адаптироваться и т.д.

- Итак, главный совет – не расстраиваться и не опускать руки. А что дальше?

- Что касается выбора дальнейшей стратегии, то, кроме дивана, любая имеет право на жизнь. Можно работать по найму, можно попробовать работать на себя, а можно учиться (заочно, удаленно, онлайн и т.д.) и получить специальность без диплома о высшем образовании. В конце концов, можно пойти в армию! Если человек уже что-то знает и умеет, он может работать по выбранной профессии, в том числе и удаленно. Если ничего не знает и не умеет - надо идти куда возьмут: курьером, охранником, официантом, кассиром в магазин, тренером в фитнес-клуб, грузчиком, водителем и т.д.

- Но практика показывает, что такая работа затягивает, и есть риск задержаться в официантах на долгие годы. Нужно ли давать себе такую установку: "это только на год" или "это до тех пор, пока не заработаю себе на учебу"?

- В нашей стране работа секретаря, официанта, кассира считается непрестижной, и многие думают, что это чуть ли не исключительно подработка для студентов и для молодых. На Западе же люди работают в этих профессиях всю жизнь, и в Европе или США не вызывает никакого удивления ни 60-летний официант, ни 60-летняя секретарша. Здесь нужно четко понимать, что, во-первых, построение карьеры для большинства людей не является главной целью. Основная причина, по которой мы работаем, – деньги. Работа нужна, чтобы есть, – и далее в соответствии с пирамидой Маслоу. Во-вторых, при желании хорошую карьеру может сделать и кассир, причем не только известной сети быстрого питания. Например, в Украине есть сеть бытовой техники, в которой 25-летние директора магазинов далеко не редкость. В свое время они пришли сюда продавцами-консультантами и за несколько лет смогли вырасти до директоров. Так что было бы желание!

Виталий Михайлов. Фото: ФБ

- На днях президент Зеленский заявил о намерении вернуть престиж рабочим профессиям. Как вы считаете, это реально? И, кстати, кто у рабочих профессий этот престиж "отобрал"? Выше мы с вами говорили о том, что основная цель большинства работающих – деньги, но сегодня "синие воротнички" зачастую зарабатывают в разы больше "белых".

- Все дело в стереотипах. И главный стереотип заключается в том, что рабочие профессии предполагают грязную работу. На самом деле уже давно никто не мешает бетон вручную – есть бетономешалки. И никто не копает картошку лопатой – на то есть комбайны, в том числе и суперсовременные.

Второй стереотип заключается в известном выражении "кто не умеет работать головой, будет работать руками" - то есть как бы изначально предполагается, что офисные сотрудники в "рабочей иерархии" стоят выше электриков, строителей или сантехников. На самом деле это, конечно, не так, и зарплаты на рынке труда это полностью подтверждают.

Свой вклад в укрепление стереотипов вносят и родители. Я не встречал ни одну маму, которая бы мечтала, чтобы ее ребенок был кассиром в супермаркете или сантехником. Родители буквально костьми ложатся, чтобы их дети получили высшее образование, даже если этим детям учеба категорически "не заходит" и приходится платить не только за контракт, но еще и за зачеты и экзамены. Но родители не сдаются и не хотят признаваться, что просто выбросили деньги на ветер. Между тем высшее образование нужно далеко не всем - и это надо просто понять и принять.

- Высшее образование тоже бывает разным. Недавно были обнародованы специальности, которые выбирали нынешние абитуриенты, и на первом месте по-прежнему право – более 72 тысяч заявок. А ведь эксперты уже устали повторять, что число юристов в Украине превышает все допустимые нормы!

- Да, и это тоже огромная проблема. 72 тыс. – на право, 68 тысяч – на менеджмент, 37 тысяч – на экономику. И при этом математика – 1844 заявки, физика – 1156, авиационная и ракетно-космическая техника – 1064, металлургия – 423, судостроение – 201. Так откуда же в стране будет наука, где взять инженеров и технарей, если все хотят быть юристами и финансистами? А все дело в нашем менталитете. Молодой человек понятия не имеет, чем он хочет заниматься, а родители настаивают: учись "на юриста" - будешь или прокурором, или судьей, или адвокатом. Или просто юристом крупной компании – сидеть в офисе в центре города и получать хорошие деньги.

- А вы не видите в этом парадокса: полстраны юристов, но при этом мы являемся страной, где граждане чуть ли не поголовно не знают своих прав?

- Потому что не учатся. На выходе из вуза мы часто имеем не юристов, а людей с дипломами юристов. Многие через пять лет приносят родителям диплом и говорят: "Вы хотели – получите. А я теперь попробую заниматься тем, что нравится мне".

- Возвращаясь к инициативе Зеленского, вы считаете, что возродить престиж рабочих специальностей – это реальная задача?

- Да, я думаю, что это вполне реально, только нужно подойти к решению вопроса комплексно. Во-первых, провести широкую информационную компанию, во-вторых, возродить ПТУ, которые в свое время были настоящей кузницей рабочих специальностей.

- Возможно, сейчас не стоит делать резких движений и немного подождать? Вдруг коронавирус и карантин изменят рынок труда до неузнаваемости и востребованность тех или иных профессий исчезнет?

- Не думаю. Тенденции последних лет не меняются: юристов и финансистов у нас много и с каждым годом становится все больше. А рабочих – мало и с каждым годом становится все меньше. Пока здесь ничего не меняется. А про коронавирус все забудут через полгода.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Трудовая миграция на карантине: где нам все еще рады