Как обворовывают пассажиров на вокзале и аэропортах: расследование журналиста "Тайного агента"

Саша Адамлюк под прикрытием успел поработать в аэропорту, вокзале, супермаркете и ЖЭКе

Главное фото: личный архив

В проекте "Тайный агент" (Новый канал) журналисты проводят собственное расследование – устраиваются на работы в разных сферах, чтобы показать, как на самом деле устроена эта отрасль изнутри.

Сашу чуть не разоблачили, когда он работал в аэропорту. Фото: личный архив

Украсть вещи можно в салоне самолете

- Саша, расскажи, как устроился грузчиком в аэропорт?

- Я нашел вакансию на сайте аэропорта (журналист не говорит, где именно.–Авт.). Там были базовые требования, и я подумал, что подхожу для этой работы. Собеседование было очень коротким. У меня спросили: можешь носить тяжести? Я сказал, что все могу, потому что я сильный. Но меня оформили только спустя три недели. Как оказалось, мне нужно было пройти несколько этапов собеседования, пообщаться с пятью руководителями. Мне задавали разные вопросы типа: "А ты не будешь воровать? Нет ли у тебя проблем с криминалом?" Меня удивило такое количество собеседований в аэропорту, но при этом никто из руководителей не догадался, что я работаю журналистом. Если я вижу, что кто-то ворует, я должен сообщать об этом главе отдела безопасности. Они стараются, чтобы грузчики были честными. Меня это удивило, но удивило и то, что кражи все-таки есть.

- А ты стал свидетелем, как кто-то из сотрудников воровал?

- Нет, но мне рассказывали истории, как работники воровали, собственно, за это их и выгоняли. Сейчас есть очень много рычагов, которые влияют на грузчиков. Везде камеры, сотрудник авиационной безопасности стоит возле самолета и смотрит, чтобы никто не воровал. Внутри багажного отделения стоит камера, и все, что происходит внутри, снимается.

Мне рассказывали историю, что на определенные рейсы начальник ставит своих грузчиков. Но я такого не замечал. В аэропорту работает несколько грузовых служб, я работал в государственной. Например, у самого большого перевозчика Украины (не буду говорить бренд, но тут и так понятно) есть собственная грузовая служба. Мы их рейсы не обслуживали, а обслуживали Катар, польские и итальянские авиалинии. По сути, украсть вещи можно только в салоне самолета. Когда грузчик достает чемодан и передает другому, он может раскрыть его и что-то вытянуть, но это делать нужно очень быстро.

- Как грузчики обращаются с багажом пассажиров?

- Грузчики хотят как можно быстрее его разгрузить. Они в подсобке смотрят сериалы. Никто не заморачивается над тем, чтобы это было аккуратно. Когда я осторожно пытался брать чемодан за ручку, перекладывать, мне говорили, что я все делаю неправильно, и давали мне мастер-класс, как это нужно делать. Мой коллега брал чемодан и его бросал. Между лентойесть щель, и там можно увидеть большое количество колесиков, ручек. Это все отрывается. Грузчик часто берет чемодан за колесико и бросает. При мне раскрылся чемодан,и с него вывалились вещи. Мне приходилось вызывать службу авиационнойбезопасности, чтобы они зафиксировали, что чемодан раскрылся - сфотографировали его, обыскали грузчиков, чтобы они ничего не украли.

- Сколько там проработал?

- Официально – две недели. Но первую неделю у меня были инструктажи, и по факту я просто сидел в классе, потому что мне делали пропуск. Там сложная система авиационной безопасности. На территорию аэропорта ты можешь попасть только с пропуском, а твой пропуск должны согласовать в СБУ.

- Никто даже не заподозрил, что ты работаешь под прикрытием?

- Была история, когда я обслуживал самолет, который прилетел. Мне нужно было доставать из него багаж и перекладывать в тележку. Туда с собой брать ничего нельзя. Ты идешь буквально "голый" - пропуск и форма. Но мне же нужно было снимать видео для "Тайного агента", и я взял с собой телефон. Я положил так, чтобы он торчал из кармана. Подхожу к самолету, и сотрудник службы авиационной безопасности увидел, что у меня торчит телефон из кармана, и спросил: ты что, снимаешь? Я "упал на мороз", показал, что телефон у меня выключенный, хотя на самом деле в этот момент снимал. Я сказал этому мужчине, что я очень боюсь потеряться в аэропорту и взял телефон, мол, я первый день работаю. Меня не рассекретили, но было страшно.

- А не попросили показать, что в телефоне?

- Я разблокировал телефон, показал, что он не снимал, но существуют же разные программы. Запись на телефоне тайного агента идет в фоновом режиме, то есть экран в это время выключенный. Даже если его разблокировать, то не будет видно, что это открытая камера. Мы подготовились. Но в галерею телефона он не заходил и поверил мне на слово.

- Недавно был громкий случай о том, что во время перелета из Украины в Канаду погибли 38 щенков элитных пород. Что ты думаешь о перевозке животных в багажном отделении?

 - У меня есть видео, которое не вошло в программу, как грузчики с тележки достали клетку с котом и очень неаккуратно бросили на ленту. У кота разлилась вода из миски. Мне было жалко животное. Некоторые мне говорили, что это не жестоко, потому что владельцы животного сами виноваты, что они сдают его в багаж. С этим я немного согласен, потому что есть возможность взять животное в самолет. В некоторых компаниях есть такая услуга, но это будет стоит дороже. Я считаю, что это надежней – у животного будет меньше стресса, тем более грузчики одинаково относятся как к багажу, так и к животным. Ведь была уже история, когда животные погибли в багажном отсеке из-за того, что грузчики неправильно их загрузили.

Охрана на вокзале получает откаты от воров

- Ты работал на вокзале охранником. Как там обстоит ситуация с воровством?

- Вокзал - это целая криминальная система. Ты заходишь на вокзал, и на тебя сразу смотрят разные воры. Там есть те, которые спаивают и предлагают наркотики. Охранник не будет реагировать, если у тебя что-то украдут, потому что они получают от воров откаты.  Были случаи, когда преступники "наказывали" охранников, и это все плохо заканчивалось. Поэтому охрана, которая находится на вокзале, ничего не делает, кроме того,что гоняет бомжей, смотрит, чтобы люди не сидели на подоконниках. Мне рассказывали, что полиция берет взятки от преступников и что вообще не реагирует на воровство на вокзале. Я не могу это подтвердить, потому что я не работал в полиции.

- А что входило в твои обязанности?

- Смотреть, чтобы никто не сидел на подоконниках, а потом стоять, чтобы видели, что я охранник. Такая у меня была странная функция. Иногда мы гоняли бомжей, чтобы они не спали в зале ожидания. Также мне говорили, чтобы я задерживал преступников, если они совершили правонарушение. Это мне говорил старший смены. Но мой наставник, который стоял вместе со мной, говорил, чтобы я никого не трогал, потому что мне будет только хуже. Турист уедет, а тебе, мол, еще работать дальше. В принципе я особо ничего не делал. Мы гоняли бомжей, особенно тогда, когда на вокзал приходило руководство. Мы выгоняли их на два часа, и они возвращались, когда руководство уже уходило.

- У тебя не было оружия? И не страшно было там работать?

- У меня не то что оружия, у меня даже рации не было. Я стоял как манекен. Мне было страшно, когда я увольнялся. Ведь на вокзале остались мои данные. Было страшно, что они придут за мной, но ничего не случилось.

- Как устроился охранником в супермаркет?

- У меня спросили: хочешь работать? И все. Никаких физических тестов не было. Официально не оформляли, ксерокопий документов не брали. Я пришел и сразу вышел на смену и началловить воров. Мне сразу объяснили, за кем нужно наблюдать.

- И как удалось поймать вора?

- Мужчина шел мимо кассы. Я сразу понял: о, это же мой герой. Я его спросил, почему бутылка в его кармане. Он извинился и пошел платить на кассу. Но,может, это была случайность или его хитрая схема.

Мне рассказывали об одной схеме в супермаркете: если ты видишь, что кто-то ворует, ты начинаешь с ним разбираться и заставляешь его заплатить за этот товар в десятикратном размере, чтобы этот товар покрыл другие украденные товары. Ведь есть очень много краж, которые никто не замечает.

- Сложно ли тебе было работать охранником?

- Сложно 12 часов стоять и смотреть. Просто смотришь, что покупатели делают в зале.Работа неплохо оплачивается по сравнению со многими - 500 гривен за смену и возможность карьерного роста. Но обычно на работах мне не платят, потому что я устраиваюсь неофициально, а потом ухожу по-английски, не прощаясь. Говорю, что я заболел или что-то случилось.

- А как попал в ЖЭК без опыта?

- Пришел и сказал, что мне хотелось бы пройти здесь практику. И меня взяли. Я ходил вместе с сантехником, смотрел, что он делает. У меня было задание – снять на видео трубы, по которым течет питьевая вода. Но перед этим я почистил много канализаций, которые нужно было пробивать. Работа специфическая, грязная, и мне не понравилось (улыбается).

- Ты работал в цехе разлива питьевой воды в Днепре. Что расскажешь об этой работе?

- Там экономят на бутылях, которые в основном все старые. Оборудование хорошее, но вместо того, чтобы замачивать бутыли, моя коллега их очень быстро пробрызгивала, сразу смывала жидкость и отдавала их на разлив, хотя по правилам их нужно замачивать около 40 минут. Когда она меня учила, как мыть бутыли, то не говорила, сколько времени это нужно делать. Там были и бутыли, которые нужно списывать, но этого никто не делал. Грязные пытались вычистить. Мне попался бутыль с черным пятном. Но мне сказали, что он все равно подходит.

- Поменялось ли у тебя отношение к тем профессиям, на которых ты работал под прикрытием?

- У меня был шок, когда в ЖЭКе я увидел забитый пивом холодильник и коноплю, которая росла на подоконнике. Впрочем, то, что в ЖЭКе пьют, употребляют наркотические вещества, никак не влияет на качество их работы.

Нам часто оставляют комментарии: как это вы так быстро устраиваетесь на работу? Так вот, я на себе проверил: можно устроиться на любую работу, главное - иметь желание, чтобы горели глаза, не бояться идти на собеседование. Меня удивляет, когда говорят, что в Украине работы нет. Она есть, но другое дело, какой она будет. Для себя сделал вывод, что за свои вещи нужно нести ответственность самому, понимать, что твой багаж будут бросать. Его нужно обматывать пленкой или надевать чехол. А на вокзале надо спускаться в туннели, которые ведут к поезду, и не ждать в зале ожидания.

В ТЕМУ

- Считаешь ли ты себя хорошим актером? Ведь приходится играть и придумывать о себе истории.

- Как правило, меня отправляютна такие работы, на которые я совсем не подхожу –охранником в супермаркете, ТРЦ. Какой из меня охранник?Какой из меня сантехник? Мне всегда приходилось придумывать какие-то легенды: что я учусь в техникуме, мне нужна практика.И самое главное -во все это верить, чтобы мне поверили. Актерские навыки уже прокачаны.

ВОПРОС РЕБРОМ

- Не пытались ли с тобой связаться работодатели после выхода программы на ТВ?

- Как только вышел анонс программы, мне сразу же написали из аэропорта: привет, как дела? Но потом удалили сообщение. Звонили, но я не брал трубку. Угроз не было. Думаю, многие люди даже не узнали себя. Ведь мы осуждаем не конкретных людей, а в принципе сферу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

"Ревизор" Юлия Панкова – о грязи в супермаркетах, минусах служб доставки и дезинфекции продуктов

Ведущая социального реалити-шоу рассказала, на что нужно обращать внимание, покупая продукты питания