"Мы уехали из-за "социальных экспериментов"
- Мы уехали в Польшу из Беларуси три года назад. В первую очередь по личным соображениям. Но было и то, что нас подтолкнуло, - рассказала "КП" в Украине" бывшая жительница Бреста Тамара Кондракевич.
По ее словам, она устала от "социальных экспериментов", которые ставят людей на грань выживания.
- На нашем предприятии урезали зарплату всем рабочим примерно на 30%, без каких-либо оснований. Мы спросили почему - в ответ услышали: "Не нравится – увольняйтесь!" А ведь еще несколько лет назад руководство было вполне вменяемым, но вдруг как подменили! - вспоминает Тамара. - Доходило до того, что нас, работников, заставляли покупать запчасти для станков, на заводе их не выдавали. Надо было бегать по магазинам, искать, заказывать, а если запчастей не было, то грозили моментальным увольнением. И как нам рассказывали друзья, это происходило по всем промышленным предприятиям Беларуси. Нет запчастей – станок ломается, а за это наказывают рабочих.
Не самый маленький город Брест, говорит она, погряз в кредитах. Средние зарплаты в пределах 100-300 долларов, максимум 500.
- Знаете, оно все накладывается как-то одно на другое, и однажды ты просыпаешься и думаешь: все, не могу больше так, устала, надо что-то менять. Невозможно так жить. Поэтому собрались и уехали в Польшу. И не жалеем, - утверждает Тамара Кондракевич. – А то, что Лукашенко остался у власти, это повод для нас не возвращаться.
Уехала из-за страха: дядю арестовали – и на меня могли навесить преступление
Илона Кравец некогда жила в Минске, а теперь находиться в Чехии.
- Если взять картину по Беларуси в общем, то вроде бы все ничего. Живем, как все страны бывшего СССР: бедновато, но есть олигархи, есть ресурсы, есть и коррупция, взяточничество. Полиция работает спустя рукава, но с ней лучше не связываться, - рассказывает Илона. - Одной из причин нашего отъезда стал арест моего родного дяди, который руководил крупным строительством в столице. Как это бывает: пришли проверяющие, недосчитались каких-то денег, не стали особо разбираться и посадили дядю в тюрьму, хотя он на суде предъявлял доказательства невиновности. Фальсификация уголовных дел и проплаченные суды – это наше обычное явление. Мне стало страшно, ведь могут и на меня "навесить" какие-то преступления…
Илона объясняет: 26-летний срок правления Александра Лукашенко в стране – мягко говоря, перебор.
- В последнее время Бацька стал очень подозрительным и более жестким, даже перегибая палку иногда со своим желанием все контролировать. Поэтому молодежь себя в Беларуси не видит, все мечтают отучиться и уехать работать за границу, - уверяет наша собеседница.
Переехали в Беларусь - здесь спокойно и мирно
Алеся Лютина с супругом приехали из Украины в Беларусь, получив приглашение на работу. Супруги заняты в сфере интернет-торговли и в целом не имеют претензий к власти страны. Говорят, живут нормально, воспитывают детей и не боятся ходить ночью по улицам.
- Мы живем почти три года в центре Минска, у нас есть работа, дети ходят в детский сад - все тихо, спокойно, жаловаться, наверное, не на что. Цены на продукты и одежду такие же, как в Украине, а вот сфера услуг – подороже, - рассказала "КП" в Украине" Алеся. - Ручной труд оплачивается лучше, чем любой другой – например, доярка на ферме будет получать однозначно больше, чем какой-нибудь менеджер по продаже обуви. Хотя зарплата в 300 долларов считается очень неплохой. Наш знакомый ветеринар после пяти курсов обучения в вузе получает 150 долларов зарплаты.
Она с удовольствием констатирует, что живет в доме со спокойным двором (несмотря на близость центра Минска), рядом много детских площадок. Забытые самокаты и игрушки никто не ворует, они могут неделями лежать и ждать своих хозяев.
- Да, очень много камер наблюдения, особенно по Минску, но трактовать их можно и как очень развитую систему общественной безопасности, - отмечает Алеся. – Хотя иногда чувствуется повышенный интерес со стороны разных "органов". Даже шуточка есть: если твою фамилию записали не на отдельную бумажку или не положили твои документы в отдельную папочку – можешь спать спокойно…
Алеся работает по трудовому договору, в котором четко прописан пункт о запрете ее участия в каких-либо забастовках, протестных акциях и т.д. Впрочем, этот пункт включен практически во все договора на работу в Беларуси и для собственных граждан.
- Поэтому я никуда не хожу, а всю информацию о выборах получаю из интернета. Его попытались отключить на время выборов, но внутренние сайты Беларуси работают, а вот мессенджеры типа Telegram и Viber заблокированы, как и система Google. Мы с мужем оба работаем "на удаленке", общение с внешним миром и так сведено к минимуму, а тут еще и интернет отключили, - улыбается "новая минчанка".
Можно ли сказать, что вся страна в едином порыве ждет низвержения Лукашенко? Алеся считает, что нет.
- Нам, иностранцам, понять белорусов и сказать точно, кого они видят у руля страны, – сложно. Вот в ночь после выборов по нашему району ходили группы молодых людей с песней "Мы хотим перемен". Их позиция понятна. А знакомые старики из деревни сказали, что будут голосовать за Лукашенко, потому что он "пенсии нам дает нормальные". Вот как их понять? Нам остается только смотреть со стороны и ждать, когда все успокоится.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Супруга украинского актера Дмитрия Ступки поделилась впечатлениями о происходящем в Беларуси.