Когда слышишь о поселке Клесов Ровенской области, первым делом в памяти всплывают картинки разборок со стрельбой и драками между местными янтарщиками, старателями и полицией, патрулирующие здесь улицы джипы с тонированными стеклами и хмурые лица ребят в камуфляже - как будто из фильмов о бандитах.
Но тут между прочими новостями тускло мелькнула еще одна – в Клесове начинают развивать туризм, планы – ого-го какие! Превратить янтарную столицу страны в туристический центр!
Чем именно собираются удивлять в испещренном лунными пейзажами из-за работы старателей поселке и куда, собственно, делись сами старатели? Или они отныне – экскурсоводы по изуродованному и размытому ими же Полесью?
Весь камень вымыли
Вот уже два года в Клесове – затишье. На янтарных приисках, где раньше с утра до ночи кипела работы, ни души. Разрытые и размытые гектары земли вновь начали покрываться кустарниками, травой, появились молодые деревца.
Куда делись старатели? Все просто – янтарь кончился. Больше мыть нечего.
- Люди уходят с янтарных приисков по всей стране – 90% уже бросили это дело. Если уж у нас, в янтарной столице, камень кончился, что говорить о других местах Ровенской, Волынской, Житомирской областей, - просвещает корреспондента "КП" в Украине" житель Клесова Федор. – В Клесове янтарь стали добывать еще в 80-х – это первое место, которое начали размывать в поисках солнечного камня.
Пик янтарного промысла выпал на 2013-2014 годы – тогда цена на солнечный камень была на максимуме. За килограмм камня покупатели, в основном из Китая, были готовы выложить и тысячу долларов.
- В Китае янтарь – это то ли камень счастья, то ли удачи, - пытается объяснить Федор. – А еще это очень популярный подарок на Новый год, на свадьбу.
- Янтарь в Китае с религией связан – у них он, как у нас крестик, - поправляет односельчанина еще один местный житель, Андрей. – Но уже лет пять, как цены на него обрушились – искать янтарь на приисках стало невыгодно.
Тяжкий труд
Местные рассказывают: раньше действительно можно было и тысячу "зеленых" в день заработать – если повезло намыть килограмм янтаря. Тогда брали только более-менее крупный камень. Мелочь всегда отбрасывали в сторону. Она там и сегодня валяется – спроса на такой нет.
- Это тяжелый труд, - вспоминает янтарные рабочие будни Андрей. – Это вы думаете, что пошел в лес, включил помпу, и за полчаса тебе водой подняло наверх пару килограммов камня. Нет, можно днями напролет мыть, зимой стоять в холодной воде по колено и не найти ни куска. Только деньги тратить – на мотопомпу, на ее ремонт, людям, которые работают. На "крышу" – это одна из основных статей расходов. И не зависит, сколько ты намыл и намыл ли вообще. Большинство уже бросило это дело, потому что янтаря нет. А "крышу" надо оплачивать.
"Пропащие поколения"
После прекращения янтарной лихорадки в поселке столкнулись с новой проблемой. На янтаре, на приисках, здесь выросло несколько поколений. Дети шли на прииски вместо школы. В итоге даже элементарных знаний у них нет. Работа? Уже выросшие "янтарные дети 90-х" даже не знают, что это такое. Сейчас это уже дяди и тети по 35-40 лет, есть и "младшее" поколение "янтарщиков", которое застало последнюю волну – они в два раза моложе.
- Я людей на работу в магазин в период янтарного пика найти не мог, - делится с нами еще один местный житель. – Никто не хотел. Сейчас с работниками легче, но много здесь не заработаешь – 7-10 тысяч гривен. Кто хочет больше – едет за границу. Хотя и в Клесове есть, где устроиться – есть добыча гранита, камнедробильные предприятия, лесхоз и лесничество…
Приводят несколько версий, почему янтарная лихорадка сошла на нет. Рынок уже перенасыщен камнем, поэтому упал спрос, вслед за ним - и цена. Но есть еще две версии.
- В 2015-м на рынке появилось очень много дешевого янтаря из Калининграда. Его себестоимость намного меньше – он залегает очень близко к поверхности, а наш – на глубине до 10 метров, - отмечает "КП" в Украине" один из жителей Клесова. – Все потенциальные покупатели поехали туда. Еще одна версия – что все это делается искусственно, чтобы определенные группы взяли бизнес под свой контроль. Но, честно говоря, правдоподобнее выглядит первая версия – что янтаря на рынке стало слишком много.
Хоть украинский янтарь всегда ценился выше, так как он попадался самых разных оттенков и цветов. В Калининграде, например, только красный.
Несмотря на десятилетия активной добычи, ничего наводящего на мысли о янтарных приисках, кроме магазина с названием "Бурштын", в Клесове нет. Ни памятника "Последнему копателю", ни мощенных янтарной крошкой дорожек. Хаты часто тоже попадаются самые обычные.
- Некоторые "янтарщики" помогали поселку, если дорогу надо было отремонтировать или канаву вырыть, но таких – на пальцах одной руки пересчитать, - говорят в местном совете. – Чтоб массово болели за поселок – такого нет.
Людей спасет туризм
Клесов – не какой-то пропащий, богом забытый поселок. Есть легальная добыча гранита – здесь работают около 600 человек. Есть камнедробильные заводы, деревообрабатывающие предприятия. Лесхоз и лесничество, где занято еще несколько сотен. Но многие, конечно, предпочитали работать на приисках.
Чтобы спасти поселок и его жителей, в Клесове решили развивать туризм.
- Давно думали над этим: знали, янтарь когда-то кончится, а вместо этого может начаться бандитизм, - говорит "КП" в Украине" депутат Клесовского поселкового совета Андрей Пехотин. – Важно было занять людей чем-то: чтоб была работа в туризме, в малом бизнесе - чтобы открывались кафе, отели, разные заведения. Правда, ни у кого из нас не было подобного опыта и некому было подсказать. А год назад нас подтолкнула в правильном направлении туроператор из Ровно…
В Клесове есть что показать, даже не надо закрывать глаза на сотню и больше размытых старателями гектаров земли в этом районе Полесья. Теперь это станет их изюминкой – уже проводят экскурсии на янтарные прииски! Где вы такое видели? А нигде – потому что больше нигде такого и нет.
Как уверяет Андрей Пехотин, клесовские янтарные прииски станут первыми в мире, которые можно посетить - без риска, что тебя пристрелят или побьют старатели. А еще здесь все еще можно найти свой камушек и даже увезти его домой – местным не жалко поделиться. Планируется, что даже будут проводить мастер-классы для туристов, как камень обрабатывать и сделать, например, брелок.
КУДА ПОЙТИ?
Тоннель счастья
Длина тоннеля – около трех километров. Каждый день здесь проходит несколько поездов.
Гранитный карьер – наибольший в Европе
Клесов известен не только как янтарная столица, но и как поселок с месторождениями гранита. Туристам покажут гранитный карьер площадью более 100 гектаров в форме амфитеатра. А еще можно будет увидеть, как породу добывают с помощью взрывчатки.
Дендропарк
В поселковом совете говорят – это один из лучших дендропарков страны, только еще не раскрученный и никому неизвестный. Длина живого забора – почти 3 километра.
Места добычи янтаря
Везут и в законные, и в нелегальные – там, где янтарь раньше добывали без разрешений. Правда, последствия от добычи, легальной или нет, никак не отличаются – природа одинаково уничтожается.
Заколдованный лес
Это сосновый лес, в котором растут "крученые" деревья – стволы закрутились вычурным образом. Здесь можно встретить разнообразные фигуры из деревьев. Есть дерево влюбленных и дерево счастья.
Затопленный карьер
Здесь собственными усилиями расчистили площадку, и карьер стал одной из лучших локаций для фото.
Сафари на квадроциклах
Туристам покажут и нетронутую заповедную природу Полесья, и земли, размытые старателями.
Янтарные озера
Янтарными озера называются потому, что здесь в слоях грунта, в том числе на дне озера, и был янтарь. Камешки можно найти тут и по сей день, правда, небольшие, весом всего пару граммов.
Вода – целебная, в ней много глицерина, что подтвердили экспертизы. Эффект от купания схож с эффектом после СПА-процедур. В Ровенской области есть еще одно похожее озеро в сотне километров от Клесова - его так и называют - Глицериновым, или Белым озером.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Янтарная карта Украины: тысячи долларов под ногами
"КП" в Украине" вместе с экспертом, знающим практически все о добыче солнечного камня в нашей стране, разбиралась в сути проблемы и искала возможности ее решения.