В "Слуге народа" хотят монетизировать все льготы: как это будет работать. И будет ли

Также в партии предлагают повысить тарифы на электроэнергию.

Фото Синица Александр / УНИАН

Уже после местных выборов украинцев может ожидать очередной этап непопулярных реформ. Депутат от провластной фракции "Слуга народа"председатель комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев заявил, что цену на электроэнергию нужно повысить, а льготы перевести в денежную форму.

Отвечая в эфире одного из телеканалов на вопрос о повышении цены на электроэнергию для населения до уровня рыночной, Гетманцев отметил, что это необходимо делать, а незащищенным слоям населения предоставлять адресные субсидии в денежной форме. Этот подход поддерживает и его коллега Галина Третьякова, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов.

- Полностью поддерживаю монетизацию льгот, как и Галина Третьякова – она тоже поддерживает эту идею, - сказал Гетманцев. Это ее комитет. И вообще за этим будущее. Мы не сможем и дальше финансировать такой объем льгот. Кроме того, льготы часто несправедливы, много льгот получают по поддельным документам или по документам, оформленным с нарушением процедуры. Они обременяют бюджет с одной стороны, с другой – не должны идти тем людям, которые на них не имеют права. Поэтому я полностью поддерживаю подход монетизации, нам следует переводить льготы в денежную форму. То же касается цены на электроэнергию.

Скорее всего эти решения будут приниматься уже после местных выборов, которые назначены на конец октября. Иначе и так не самые высокие рейтинги партии власти могут упасть еще больше.

Что нас ждет по электричеству

Это уже не первая попытка проверить реакцию общества на возможное повышение тарифа на электричество. Еще в начале лета Министерство энергетики и защиты окружающей среды заявляло, что планирует увеличить цену за первые 100 кВт*ч с 0,9 до 1,68 грн с 1 октября 2020 года.

На одном из слайдов презентации меморандума о сокращении "зеленого"тарифа шла речь об отмене льготной цены населению за первые 100 кВт*ч с 1 октября 2020 года. По задумке, это должно сэкономить 3,1 млрд грн. Суммарный эффект от такой отмены за календарный год должен составить 11,6 млрд грн.

Напомним, сегодня первые 100 кВт*ч электричества в месяц оплачиваются населением по цене 0,9 грн за 1 кВт-ч, а свыше сотни - уже по 1,68 грн за 1 кВт-ч. То есть если вы тратите в месяц больше 100 кВт*ч электроэнергии, то такое решение заставит вас выкладывать на 78 грн больше.

Кроме  того, Национальная комиссия госрегулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) в течение ближайших 2-5 лет предлагает повысить цены на электроэнергию для населения до уровня промышленности, обеспечив адресную помощь уязвимым категориям потребителей. По оценке НКРЭКУ, данное решение позволит дополнительно собрать с потребителей более 38 млрд грн.

Промышленность за электроэнергию платит в среднем на треть больше, чем население. То есть суммарно вместе с отменой льготной цены и введения тарифа для юрлиц электричество для населения может подорожать на 40%.

Доплаты вместо льгот

Льготы, касающиеся оплаты ЖКХ, уже частично монетизировали. То есть льготник может сам выбирать, получать ее в наличной или безналичной форме. Начиная с ноября прошлого года потребители получают квитанции за коммунальные услуги с полным размером платежа без учета льгот. При этом государство выплачивает средства каждому человеку отдельно – выдает наличными или перечисляет на счет "Ощадбанка". Подробнее об этом читайте здесь.

Также в Минсоцполитики рассказали о намерении компенсировать стоимость беби-боксов тем семьям, где в 2020-м родились дети, но набор от государства они так и не получили. Как сообщили в ведомстве, на данный момент закупки наборов заблокированы. Подробнее об этой инициативе - здесь.

Много разговоров ведется и о том, что нужно монетизировать льготы на проезд. В правительстве еще в 2018 году ввели такую возможность - органы местной власти имеют право отменить право на бесплатный проезд для льготников, но взамен этого выдавать им денежную компенсацию. Правительство решило установить так называемый социальный минимум, меньше которого местные власти не смогут платить. Этот минимум составит 30 поездок в месяц. Больше назначать можно, а меньше нельзя. В большинстве регионов была установлена норма компенсации именно исходя из минимальных 30 поездок.

Но работает такая монетизация не везде. Например, в Киеве до сих пор все льготники ездят в транспорте бесплатно. А в конце года перевозчики получают от города дотации. И, видимо, такой подход устраивает и чиновников, и транспортников.

Экономист Алексей Кущ уверен, что самым ярым противником монетизации бесплатного проезда выступает так называемая коммунальная транспортная мафия, которая существует практически в каждом городе. 

- В течение календарного года за счет перевозки платных пассажиров руководство коммунальных предприятий обеспечивает выплату зарплаты работникам, закупку горюче-смазочных материалов, текущий ремонт техники, - говорит Алексей Кущ. - А потом из городских бюджетов данные коммунальные предприятия получают дотацию за перевозку льготных групп пассажиров, численность которых рассчитывается с помощью замысловатых формул. Ловкость рук и никакой экономики. В результате из городской казны выделяются астрономические суммы, которые затем осваиваются на "инвестиционные"программы. В масштабах страны речь идет о миллиардах гривен.

С другой стороны, как показывает практика, введение монетизации вызывает негативную реакцию со стороны самих льготников. Ведь компенсация предусматривает всего 30 поездок, а за остальные придется доплачивать из собственного кармана.

Еще один интересный момент заключается в том, что если в течение года транспорт дорожает, то должны повышаться и суммы компенсаций. Но происходить это будет не сразу, а только с 1 января следующего года. В правительственном постановлении говорится, что размер выплат рассчитывается на весь год, исходя из тарифа, который действует на 1 января текущего года.

То естьесли тарифы на проезд повысят с 1 февраля, то 11 месяцев льготникам придется доплачивать или экономить на передвижении.

Льготников нужно посчитать

Идея с монетизацией льгот обсуждается уже давно. О необходимости изменения ситуации, которая сложилась в Украине, говорят все без исключения – от политиков до профильных экспертов. За почти 28 лет независимости депутаты раздали населению столько льгот, что государство попросту не может профинансировать их в полном объеме.

Поэтому со временем льготы начали урезать. Несколько лет назад "пострадали"чернобыльцы – сразу несколько целевых льготных программ закрыли, а часть выплат была снижена. Но,несмотря на это,в Украине до сих пор разными льготами пользуются около 44% населения. И это без учета субсидий. Интересно, что точной цифры, сколько денег потрачено на тех или иных льготников, никто не может назвать.

Причина в том, что в стране до сих пор нет единого реестра получателей льгот. Эксперты говорят, что такой реестр нужен, а кроме того, нужно отслеживать и материальное положение потенциального льготника. Если у человека есть средства на оплату ЖКХ или проезд, то льгот его в будущем могут лишить.

КСТАТИ

Основные льготные категории украинцев

Многодетная семья. Семьи, в которых трое детей и больше, имеют скидку на оплату коммунальных услуг в размере 50%. Для таких семей скидка предоставляется вне зависимости от совокупного дохода семьи. Дети имеют право на бесплатные лекарства, ежегодное медицинское обследование, первоочередное обслуживание в лечебно-профилактических заведениях, а также первоочередную госпитализацию. Эта категория имеет право на бесплатный проезд в пассажирском транспорте, кроме такси.

"Дети войны". Это категория граждан, которая родилась до 1945 года включительно. Им полагается скидка на оплату коммунальных услуг в размере 25%.

Ветераны труда. Для тогочтобы получить в Украине такой статус, мужчинам нужно иметь 40 лет стажа, а женщинам – 35 лет. Для этой категории в Украине полагается бесплатное протезирование, бесплатные поездки в санатории, первоочередное право на жилье и земельный участок. А также они освобождены от оплаты за землю.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ввоз в Украину битых машин из Америки могут запретить