Трагедия рейса МН-17: "Дорогой дневник" и футболка из Амстердама

Наш коллега, побывавший шесть лет назад, 17 июля, на месте катастрофы "Боинга" MH-17 делится воспоминаниями.

Фото: Сергей ШВЕДОВ

Погибшим было все равно, кто их сбил. Они лежали в поле, рядом с ними кивали ветру колосья пшеницы, моросил мелкий дождик, а над полем носился страшный запах смерти, смешанный с вонью сожженного авиационного керосина. Сладковатый металлический запах, который местные помнят до сих пор и который не мог выветриться еще с неделю.

Пока в Нидерландах судьи Объединенной следственной группы выясняют, кто выпустил ракету из комплекса "Бук", кто вообще привез его и зачем, родственники жертв уже шесть лет знают, что где-то на востоке Европы есть Шахтерский район Донецкой области, попавший  в июле 2014 года в зону вооруженного конфликта в Донбассе, и именно там убили их родных.

Убили страшно и подло. После провала версии с "военным самолетом" убийцы осмелились заявить, мол, в самолете изначально были трупы – "люди умерли за несколько дней до аварии". Эти слова так называемого "министра обороны ДНР" Игоря Гиркина уже мало кто помнит, но он это сказал, этому есть доказательства в Сети и автор высказывания своих слов не опроверг…

Текст вывески , установленной неизвестными, на месте падения самолета призывает остановиться и подумать. Сергей ШВЕДОВ

Разбросанные на территории трех сел обломки самолета, тела пассажиров и фрагменты их багажа при детальном рассмотрении "рассказали", что для трупов пассажиры были слишком активны и жизнелюбивы.

Раскрытые настежь чемоданы, сувенирные футболки "Я люблю Амстердам", алкоголь из дьюти-фри аэропорта Схипхол, детские игрушки… При определенной доле воображения можно представить себе картину.

После хлопотной посадки в шумном аэропорту Амстердама пассажиры наконец расселись по своим местам и успокоились. Вперед их ждет долгий 13-часовой рейс. На борту находятся 298 человек, считая экипаж, в специальном отсеке самолета – домашние питомцы (после катастрофы на поле были найдены тела собаки и попугая в клетке).

Многие летят на отдых, кто-то возвращается домой. Пьют кофе, играют в карты, читают книжки, негромко разговаривают. Кто-то перелистывает свои записанные воспоминания ("Декабрь. День 8. Дорогой дневник, в этот день мы отправились в Монреаль и познакомились с немцами, которые услышали по разговору, что мы из Нидерландов. Мы очень устали гулять и замерзли"), кто-то просит стюардессу принести воды в симпатичной красной чашечке с эмблемой авиакомпании. На недорогих местах в салоне весело переговариваются студенты, видимо, впервые летят в экзотическую страну. Маленькая девочка достает из розового пенала фломастеры и аккуратно раскрашивает картинку в книжке. Ее любимая игрушка – черно-белая обезьянка – сидит у нее на коленях. Кто-то смотрит фильм на планшете. Кто-то из пассажиров решил вздремнуть.

…Они проснутся лишь после оглушительного взрыва и не поймут, что произошло. Сделают вдох свежего воздуха, который ворвется в разорванный ракетой салон, – и тут же умрут от декомпрессии и взрывной волны. Кому-то "повезет" и он умрет во сне, за долю секунды нашпигованный мелкими осколками снаряда. Пилоты погибнут одними из первых – кабина примет на себя основной удар.

Собаки и попугай разобьются о землю, упав с 10-километровой высоты.

На дома жителей села Грабово, Рассыпное и Петропавловское из глубины хмурого дождливого неба упадут несколько обломков самолета. Тела людей, пристегнутых ремнями безопасности в креслах, проломят крыши нескольких летних кухонь, доведя хозяев до потери сознания от ужаса.

Раскрывшиеся от удара о землю чемоданы, сумки, пакеты продемонстрируют, что еще несколько минут назад в самолете летели живые люди – с планами на будущее, воспоминаниями о прошлом и уж никак не представлявшими себе кошмара, настигшего их в настоящем.

Чужие руки тех, кто первым приехал на место катастрофы (заявив предварительно в интернете, что "сбили военную "птичку", вон валяется в поле, нечего летать в нашем небе"), будут бесцеремонно рыться в когда-то аккуратно сложенных вещах, особое внимание уделяя кошелькам и бумажникам. Дневник туристки, побывавшей в Монреале, небрежно отбросят в сторону, и его страницы будет шевелить ленивый тяжелый ветер. Чьей-то тушью потом накрасит глаза девушка из оккупированного Тореза, а человек в военной форме несуществующего ни в одной армии мира воинского подразделения  похвастается "трофейной кружкой из Малайзии", украденной с места трагедии.

Убитым горем родственникам жертв будет не до кружек – они даже не смогут приехать на место катастрофы. Тела своих родных они увидят через два дня уже в Харькове, куда останки доставят в рефрижераторах по железной дороге. Через год под Торез приедет только австралиец Рауль, потерявший 17 июля 2014 года в небе над Донбассом своего сына.

Австриец Рауль приехал на место гибели сына и повесил здесь его фотографию. Фото: Сергей ШВЕДОВ

Рауль поставит фото парня у подножия креста, установленного на въезде в Грабово. Через год там появится еще одно фото – пары молодых мужчины и женщины, так и не встретивших вместе старость, но умерших в один день.

Местные жители, которые и до этого дня были в большинстве своем богобоязненными, станут еще набожнее. Один из завзятых алкоголиков Грабово бросит пить навсегда. Жители не устанут повторять, что бог отвел от них беду – крупные фрагменты самолеты упали в 50 метрах от ближайших жилых домов, не принеся в село особых разрушений и смертей.

Почему бог не отвел беду от маленькой хозяйки черно-белой обезьянки и нидерландской девушки, гулявшей зимой по Монреалю, – на этот вопрос у жителей нет ответа.

Говорят, каждому воздается по делам его, но что, черт побери, такого сделала девочка? Сын Рауля? Владелец собаки породы сеттер? Любитель крепкого кофе и хорошего виски, найденных в поле среди разбросанных вещей? Маленькая малазийка, на чье разбитое тело нельзя взглянуть без слез?

Богу войны принесли жертвы…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Дело МН-17: прокуратура Нидерландов озвучила версии авиакатастрофы на Донбассе