Устаревшее образование
Из года в год перед выпускниками и их родителями остро встает один и тот же вопрос: куда пойти учиться сегодня, чтобы через четыре-пять лет быть на рынке труда востребованным специалистом? "КП" в Украине" задала этот вопрос экспертам и выяснила, что они думают по этому поводу.
Директор по странам Восточной Европы компании World Staff Виталий Михайлов считает, что, к сожалению, многие отечественные вузы сегодня настолько устарели – как с точки зрения учебных программ, так и с точки зрения преподавания, – что учиться в них нет большого смысла: такие знания из "вчерашней жизни" вряд ли когда-нибудь пригодятся. Понимая это, работодатели все чаще ценят не столько hard skills ("жесткие" навыки, которые можно проверить с помощью экзамена, – профессиональные знания, иностранные языки, владение компьютером и т.д.), сколько soft skills ("мягкие" навыки, универсальные компетенции, которые сложно измерить количественными показателями). К этим востребованным навыкам относятся коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность, ответственность, способность быстро обучаться, умение вести переговоры, умение адаптироваться и т.д.
С тем, что отечественное высшее образование в нынешнем виде устарело, соглашается и директор агентства Assis-HR Анна Безай. По ее словам, в современном мире все слишком быстро меняется, а наши вузы непозволительно неповоротливы.
- В этом году к сугубо украинским "особенностям" добавились и общемировые – ситуация с коронавирусом, - рассуждает эксперт. – Например, последние годы сфера гостеприимства развивалась достаточно бурно, и кто бы мог подумать еще год назад, что целая огромная отрасль замрет на неопределенное время? Поэтому давать прогнозы слишком трудно: фундаментальные знания, конечно, нужны, но касательно конкретных профессий не факт, что в современном мире можно что-то спрогнозировать на пять лет вперед.
Так куда же податься?
Тем не менее, говорит Анна Безай, есть ряд направлений, которые будут востребованы и через несколько лет с достаточно большой степенью вероятности. Во-первых, это разработка различного программного обеспечения. Во-вторых, это всевозможные "онлайн-профессии": программисты, маркетологи, аналитики и т.д. В-третьих, аграрные профессии – о комбайнеров до агрономов.
Директор по персоналу компании Jooble Оксана Огневая среди наиболее перспективных направлений для нынешних абитуриентов называет IT, программирование, инженерию по разным направлениям, химию, биологию, поведенческую социологию, психологию, экологию.
- Что касается критериев выбора учебного заведения, то здесь все зависит от цели, преследуемой абитуриентом, - отметила Огневая в комментарии "КП" в Украине". - Если она заключается в том, чтобы стать одним из лучших в выбранном направлении или получить узкую специализацию, такую как медик, химик или юрист, лучше ориентироваться на преподавательский состав вуза и на общий уровень его активности. Принимают ли участие его студенты в международных соревнованиях и как часто? Принимает ли вуз участие в международных программах для студентов по обмену знаниями? Насколько администрация учебного заведения уделяет внимание материально-техническому обеспечению кафедры? Ответы на эти вопросы служат индикаторами уровня учебного заведения.
Если цель, скажем, желание получить хорошую работу в одной из лучших компаний Кремниевой долины, то, продолжает эксперт, стоит обращать внимание на престиж вуза, и здесь поможет список 500 лучших университетов мира. Правда, чтобы попасть в вуз из топ-списка, нужно свободно владеть как минимум английским и иметь школьные достижения – победы в конкурсах, олимпиадах и т.д.
Если же будущий студент хочет получить хороший диплом "на всякий случай", Оксана Огневая советует ориентироваться на лучшие вузы страны, но при этом выдержать баланс расходов и полученных знаний. При этом поступать на стационар необязательно: сегодня дистанционное обучение или заочная форма позволяют параллельно с обучением вести свои блоги или пробовать свои силы в создании различных стартапов.
КОМПЕТЕНТНО
"Получите универсальное образование самостоятельно"
- Выбирая будущую профессию, не стоит делать ставку на то, что востребовано сегодня, и, тем более, на то, что было востребовано вчера, - советует читателям "КП" в Украине" эксперт института Growford Алексей Кущ. – Дело в том, что те или иные специальности востребованы в пределах одного экономического цикла, а мы сейчас находимся на стыке разных циклов. Если бы мы знали, какой экономический цикл будет запущен в ближайшее время, можно было бы делать прогнозы и давать советы на 10-15 лет вперед, но, к сожалению, пока это неизвестно.
- Но что-то же известно? Например, не первый год нам прочат будущее аграрной супердержавы, то есть можно идти в аграрии – не ошибешься?
- Можно с высокой степенью вероятности говорить, что будущее за технологиями: нано, био, информационными, когнитивными. Кроме того, будут востребованы профессии, связанные с социализацией людей, а также с экологией и решением всевозможных экологических проблем.
Что касается сельского хозяйства и нашего аграрного будущего, то здесь сложилась парадоксальная ситуация: в то время как экономика связывает с аграрным сектором определенные ожидания, это не находит отражения в политике. У нас до сих пор нет аграрной партии, которая бы прошла в парламент, хотя аграрное лобби выделяет огромные деньги. На самом деле все просто: у аграриев нет своего избирателя, поскольку их слишком мало. Поэтому я бы не делал ставку на аграрный сектор: украинскому сельскому хозяйству не нужны миллионы рабочих рук. Так что все ожидания относительно того, что аграрный сектор может стать источником массового трудоустройства, несостоятельны.
- И какой же выход в этих условиях полной неопределенности?
- Единственный выход – получать универсальное образование, то есть и техническое, и гуманитарное. Известный американский экономист Питер Друкер прогнозировал, что капитализм будет похоронен узкой специализацией и коммерциализацией образования, и миру придется вернуться к универсальному образованию. Кстати, об этом сегодня ведутся активные дискуссии в США.
- Именно за это – универсальное образование – современные реформаторы не устают ругать советские школы и вузы. И если раньше говорили что-то в стиле "зачем мне высшая математика – она мне в жизни не пригодится", то сейчас уже доходит до абсурда: "зачем мне вообще математика, если у меня есть калькулятор в смартфоне"…
- Действительно, советская система образования давала широкое универсальное образование: в школе мы учили все предметы "равноценно", а в советских вузах гуманитарии учили точные науки, а технари – гуманитарные. Да, возможно, часть знаний многим так никогда и не пригодилась, но это большая ошибка – оценивать полученные знания исключительно с точки зрения их практического применения. Главная цель универсального образования – развитие логического мышления, формирование в процессе обучения мощных и прочных нейронных связей. В то же время узкая специализация приводит к упрощению и утончению нейронных связей. Человек просто запоминает необходимый объем знаний, который ему пригодится на практике. Но как только конкретная практика исчезает, он становится совершенно беспомощным.
- То есть проблему нужно решать на государственном уровне, и это вопрос не одного года. А что вы можете посоветовать сегодняшним абитуриентам, которым уже совсем скоро нужно определяться с вузами?
- Во-первых, выбирать "свое дело", которым будет интересно заниматься. Во-вторых, не дожидаясь изменений в системе, самостоятельно получить "универсальное образование" - благо сейчас нет никакого недостатка в самых разных курсах. То есть гуманитарию, например, пойти на компьютерные курсы, а технарю – на филологические. Это расширит кругозор, станет отличной тренировкой для мозга, да и сами знания лишними не будут: в будущем границы между профессиями размоются и люди будут совмещать несколько профессий, причем даже те, которые сегодня нам кажутся несовместимыми.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ