Сумма в 6 миллионов долларов, которую якобы предлагали за закрытие дела против экс-министра экологии Николая Злочевского, в НАБУ и САП называют рекордной взяткой. По этому эпизоду уже объявлено о начале следствия, предъявлено ряд подозрений. Словом, скандал удался.
Особенно впечатляют пачки "зеленых", которыми, как рассказал внештатный агент НАБУ Евгений Шевченко, были набиты три дорожных чемодана. "КП" в Украине" задалась вопросом, куда денут такие деньжищи и какова вообще судьба купюр, которые фигурируют в уголовной хронике.
Будут лежать до суда
О рекордности суммы можно поспорить. В уголовной истории Украины были взятки и в 11, и 7 миллионов долларов. Но там речь шла о вымогательстве. По предложению мзды эта действительно самая крупная партия "зеленых". И если с деньгами поступят так, как велит закон, то лежать им мертвым грузом до вынесения приговора подозреваемым в попытке подкупа силовых чиновников.
- Если деньги являются предметом уголовного преступления, им обеспечивают сохранность как главным уликам по делу. Все купюры на месте передачи взятки должны быть отксерокопированы, номера переписаны, понятые должны поставить свои росписи, - говорит адвокат Александр Сирота. – До 72 часов деньги могут храниться у следователя, а после передаются на ценное сберегание в бухгалтерию следственного органа (в нашем случае Национальное антикоррупционное бюро. – Ред.). Раз в три месяца собирается комиссия во главе со следователем по делу и проверяет сохранность вещдока.
Окончательную судьбу денег решает суд при вынесении приговора обвиняемым по делу. Как орудие преступления средства обычно подлежат конфискации и обращению в государственную казну.
Давали "натурой", получили фальшивки
Точно так же деньги хранятся "живьем", если речь идет о требовании взятки. Как правило, такие дела начинаются с оперативной комбинации: жертва вымогательства пишет заявление в полицию или СБУ, силовики через Госказначейство запрашивает нужную сумму в банке.
- Деньги обязательно должны быть настоящими. "Кукла" или фальшивые купюры не являются доказательством преступного умысла, - отмечает Александр Сирота. – Бытует мнение, что купюры помечают флуоресцентной краской, пишут на них "взятка". Но это старая практика, которую в последнее время применяют только при небольших взятках.
Ну не будешь же пускать под нож сотни тысяч долларов! Поэтому перед оперативной комбинацией купюры копируются, переписываются и фиксируются все серии и номера.
- Адвокаты вправе потребовать, чтобы суд исследовал каждую купюру во взятке, которую инкриминируют подзащитному, и сравнил с описанием, - говорит наш консультант. – Если что-то не сойдется, можно ставить вопрос о фальсификации и злоупотреблениях во время расследования.
Такой казус произошел по делу Николая Романчука – бывшего вице-губернатора Николаевской области. В 2016 году он прославился как владелец "золотых подвалов" под своей усадьбой, где хранилось несметное количество ценностей и антикварных вещей.
Согласно обвинению, Романчук был задержан с поличным при получении взятки в 80 тысяч долларов. В описании все банкноты числились как настоящие – натуральнее некуда. А когда начался суд, оказалось, что реальные только 16 стодолларовых купюр, 784 бумажки – чистой воды имитация.
И вот теперь адвокаты Романчука ставят вопрос о том, что максимум, в чем можно упрекнуть их клиента, так это в получении 1600 долларов. Хотя настаивают на полной его невиновности.
Какие есть варианты
Что произошло с долларами замгубернатора, до сих пор покрыто мраком. НАБУ открыло уголовное производство против следователя Военной прокуратуры, который вел дело, потом закрыло и опять открыло по настоянию суда. На этом пока многоточие.
Абстрагируясь от этого прецедента, мы узнали, что может произойти. Чисто теоретически.
- Банки очень неохотно идут на то, чтобы одалживать силовикам крупные суммы. Ведь вернуть их смогут только после приговора суда, на что уходят годы. И, понятное дело, вернуть без процентов, - рассказал "КП" в Украине" один из сотрудников полиции. – Поэтому при спецоперации действительно могут использовать имитацию в расчете на то, что адвокаты не будут дотошными.
Бывает и так, что деньги не переписывают покупюрно на месте ради экономии времени, особенно, когда речь идет о "чемоданах". При понятых выводят общую сумму, складывают в мешок, опечатывают. Следователь, как мы уже говорили, имеет 72 часа для оформления полной процедуры и передачи денег в бухгалтерию.
А вот тут возможны варианты. Например, при беглом подсчете вкралась "ошибка" - взятка немного "худеет". Или в нее вкрадываются фальшивки.
Косвенный вещдок
Несколько другой порядок обращения с деньгами, которые не являются предметом преступления, но идут в разряде вещественных доказательств.
Например, получен ордер на обыск в доме, где предположительно незаконно хранится орудие или наркотики, произошло убийство или хозяин жилья подозревается в растрате. Попутно с искомыми уликами обнаруживаются суммы денег в отечественной или иностранной валюте, происхождение которых подозреваемый не может аргументировать официальными доходами.
- Такие деньги не являются предметом преступления, а только косвенным вещдоком. Они пересчитываются и передаются в банк на депозитное хранение, - говорит Александр Сирота.
В зависимости обвинения суд вместе с приговором решает, обратить их в доход государства или вернуть владельцу.
Между подсчетом денег и передачей их в банк тоже может случиться всякое.
Был случай
Миллион похудел на треть
Эту историю нам рассказал бывший следователь киевской милиции, лично знавший участников.
- Дело было в конце 90-х, когда в Киеве происходили бандитские разборки, - вспоминает ветеран МВД. - В одной из них убили прибалтийца. Это была месть или заказ, но явно не ограбление – в машине погибшего нашли миллион долларов.
Глава районного отдела полиции сложил сумму в пакет, опечатал и отдал на хранение в дежурную часть – туда, где оружейная. На временное хранение, пока до бухгалтерии ноги дойдут.
- Спустя неделю или две к начальнику пришел прокурор из района. Они потребовали от дежурного, чтобы тот отдал им пакет для проверки, унесли к начальнику в кабинет, а через час вернули в таком же опечатанном виде, - продолжает рассказчик. – Еще спустя время, когда до бухгалтерии дело наконец дошло, в пакете обнаружили между стодолларовыми купюрами резаную бумагу. Пропало около трети суммы.
Скандал не стали предавать огласке, тем более что владелец миллиона был мертв. Просто уволили всем составом дежурную часть.
- Я знал начальника этой "дежурки", нормальный был мужик, - заключает наш собеседник. – Он еще полгода чуть ли не каждый день приходил в райотдел, надеясь, что с него снимут клеймо, восстановят и дадут дослужить до пенсии. Не восстановили.
А начальник райотдела и прокурор вскоре пошли на повышение.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ