Просто деньги кончились…
На днях стало известно о том, что вслед за UberEats о своем уходе с украинского рынка заявила компания Menu Group, управляющая сервисами доставки еды Menu.ua и Eda.ua.
В интервью изданию основатель Menu Group Ваган Керобян рассказал о том, что совет директоров компании принял решение об остановке инвестиций в Украину. Сегодня рассматриваются два варианта дальнейшего развития событий: продажа компании или ее закрытие.
"Мы вышли в конце июня 2019-го, "купив" Eda.ua за около $1 млн путем обмена акций, - отметил Керобян. - После этого мы инвестировали в развитие сервисов в Украине - Eda.ua и Menu.ua - больше $1,5 млн. Сюда входят также затраты на погашение долгов, которые были у Eda.ua".
По словам основателя компании, когда случилась ситуация с коронавирусом, они поняли, что у них нет ресурсов для дальнейшего развития в Украине. Несмотря на попадание в 1% компаний во всем мире, у которых росли продажи во время карантина, а также существенный рост в Армении и Беларуси, украинский сегмент стал убыточным. Каждый месяц в рост бизнеса инвестировалось 100 тыс. долларов.
|
Не та стратегия
Уход с рынка Menu Group практически сразу за UberEats (напомним, что сервис доставки еды UberEats объявил о прекращении работы в Украине с 3 июня еще месяц назад) наметил тенденцию. По всей видимости, доставка еды в нашей стране - не такое уж прибыльное дело даже в период карантина!
Впрочем, эксперты говорят, что о тенденции пока говорить рано, ведь причины ухода с украинского рынка UberEats и Menu Group принципиально разные.
- Как известно, частью стратегии компании UberEats является уход с рынков, на которых она не может выйти на первое-второе место, - отметил в комментарии "КП" в Украине" эксперт по розничной торговле Андрей Куценко. - Эти решительные шаги позволяют компании концентрировать ресурсы там, где сервис развивается и растет значительно быстрее.
С Menu Group ситуация другая - они, вероятнее всего, прогорели из-за неправильной стратегии, считает эксперт. Очевидно, что на украинский рынок компания вышла с "наскока", совершенно не изучив его объемы и возможности, и реальность их несколько обескуражила.
- Заявление о том, что компания ежемесячно тратила на развитие 100 тысяч долларов, выглядит довольно удивительно, учитывая, что не было никакой рекламы - ни бордов, ни курьеров, ни транспорта, - отметила в комментарии "КП" в Украине" руководитель "Ресторанного консалтинга" Ольга Насонова. - Возможно, потраченные деньги шли не на визуализацию, а на какие-то другие нужды, возможно, был неоправданно раздут штат. Но так или иначе, на мой взгляд, одной из основных причин провала является неправильная стратегия расходования средств. Та же Raketa тратит на продвижение гораздо меньшие суммы, но их видно. Еще один момент - отсутствие в Menu Group колл-центров. В "Ракете" колл-центры обзванивают потенциальных партнеров, а Glovo и Uber обращались ко мне лично с просьбой помочь найти рестораны-партнеры. Возможно, в Menu рассчитывали, что все произойдет само собой, но у нас свой рынок. Во-первых, он не такой большой, как в Европе, во-вторых, из-за курса гривны здесь больших доходов в валюте ожидать не приходится.
По словам эксперта, складывается впечатление, что основной целью выхода на рынок Menu Group было "освоить средства" и закрыться, поэтому развитием никто особо не занимался. Ведь это нужно сильно постараться, чтобы в самое благоприятное для доставки время не суметь "поймать волну" и "прокатиться" на ней.
ВОПРОС РЕБРОМ
Почему рынок доставки пошел на спад?
По словам Ольги Насоновой, доставка во время карантина вела себя неоднозначно. Сначала она чувствовала себя замечательно: клиенты опасались лишний раз выходить на улицу, а рестораны, которые поначалу подумали, что в доставке еды нет никакой сложности и они смогут этим заниматься самостоятельно, быстро поняли, что это серьезное направление и лучше отдать его специалистам. Ведь нужно думать не только о скорости доставки, но и об упаковке, и о том, как блюдо в этой упаковке будет выглядеть через час. Немало клиентов были очень недовольны, что их салат, вполне "инстаграмно" выглядевший в ресторане на блюде, в коробке превращался в кашу.
- Дело в том, что меню на доставку существенно отличается от обычного ресторанного меню, - поясняет эксперт. - В него входят только те блюда, которые могут держать форму в течение длительного времени - пицца, суши, бургеры и т.д. Поэтому первые дни карантина показали, что успешной доставка была именно у тех заведений, которые были изначально на нее ориентированы. Остальным пришлось либо искать партнеров, либо отказываться от возможности работать с клиентами "дистанционно".
Первые две недели заказы сервисов доставки росли, и рынок воспрянул духом. Но потом, говорит Насонова, все пошло на спад.
Во-первых, доставка еды оказалась дорогим удовольствием: тем же "Уберу" и "Глово" надо было платить около 30% заказа.
Во-вторых, украинцы поняли, что карантин - это надолго, и начали экономить.
В-третьих, многие стали готовить дома - кухня-то рядом! Кулинарные мастер-классы стали пользоваться гигантской популярностью, и заказов стало еще меньше.
- В итоге украинцы начали заказывать только ту еду, которую сложно, а то и невозможно приготовить дома – то есть опять же пиццу-суши-бургеры, блюда азиатской кухни, сладости, копчености и т.д., - говорит Насонова. - При этом заказы на блюда украинской кухни просели, но зато вырос спрос на полуфабрикаты. Хорошо продавались замороженные котлеты, пельмени, вареники, сырники и другие блюда, которые можно "приготовить" дома с минимальными усилиями.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В сервисе курьерской доставки рассказали, что украинцы заказывали во время карантина [фото]